Подворье

Подворье монастыря в селе Федоровское


Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье монастыря.

Фото В. Ходаков.

   

 За городом Волоколамском, в бывшем имении князей Шаховских и графа А.А. Эйлера, находится подворье нашего ставропигиального монастыря. Село Федоровское – старинная вотчина князей Шаховских, которые владели ей со второй половины ХVII века в течение двух столетий. Существующий сейчас усадебный ансамбль сложился во второй половине ХVIII века. Каменная Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» строилась в середине 1760-х годов.

   Основной придел храма посвящен иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», два боковых – святителю Николаю Чудотворцу и священномученику Василию, епископу Херсонскому, вероятно, небесному покровителю одного из владельцев Федоровского.

 ...Возникновение села Федоровское уходят вглубь веков. Как известно, Волоколамск – самый древний город Подмосковья.  Он на 12 лет старше Москвы. Официальная дата его основания 1135 год. Город возник на старинной дороге из Москвы в Великий Новгороду. Это был одним из самых развитых торговых путей того времени.

  Здесь, на этом пути в начале ХI века волоком тянули ладьи между реками Волошня и Лама. Так появилось поселение Волок на Ламе, которое чуть позже стало городом. И, несмотря на то, что он находился вблизи от Москвы, долгое время, город входил в состав  далекого Новгородского княжества.

  Федор Борисович стал последним удельным князем Волоцкого княжества. Правил он с 1494 по 1513 годы. И, предположительно, в это время  появилась на живописном берегу реки Колпяны княжеское село, видимо, как летняя резиденция Федора Борисовича. И названо было оно именем князя Федоровским.

  После  смерти волоцкого князя, во времена объединения Руси, когда удельные княжества прекратили свои существования, и стали именоваться уездами, земли эти перешли в казну. И, можно предположить, что в Федоровском в те времена была построена первая церковь, так как в исторических источниках его стали называть селом. Какой она была, и какое имело посвящение – неизвестно, потому что в Смутное время село и его церковь не просто были разорены, а полностью сожжены дотла польско-литовскими захватчиками. Здесь была ставка Яна-Кароля Ходкевича,  а немного позже здесь стоял с войском король Сигизмунд, который хотел взять Волоколамск, но не смог этого сделать.

  О дальнейшей судьбе села в течение трех десятилетий никаких исторических сведений не сохранилось. Первое упоминание о нем датировано 1634 годом. Из грамоты первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича  мы узнаем, что царское село Федоровское Волоцкого уезда было даровано окольничему Василию Ивановичу Стрешневу, родственнику царицы Евдокии Лукьяновны.

 Царский воевода Василий Иванович Стрешнев в исторических источниках впервые упоминается в 1613 году, когда он подписал соборную грамоту об избрании на русский царский трон юного Михаила Романова. С тех самых пор он стал одним из приближенных к царю вельмож и пользовался большим его расположением. В течение своей службы он заведовал несколькими приказами и вёл дипломатические переговоры с иноземными посланниками. Еще больше приблизил его к себе Михаил Федорович, когда в 1626 году вторично женился на его дальней родственнице Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Вскоре он был назначен руководить приказом Золотого дела, который являлся частью Казенного приказа. В феврале 1633 года царь Михаил Фёдорович отправил его в Пермь, «для сыску золотой руды». Через год он вернулся. Золота в Перми не оказалось, но его «раденьем» была найдена в Соликамске медная руда и открыт завод. В награду за большие  труды царь Михаил Фёдорович возвел Василия Стрешнева в январе 1634 года в окольничие с самым большим окладом 370 рублей.  Окольничий  был высокий думный чин в России, второй после боярина. Кроме того, царь назначил Василия Стрешнева руководить Оружейным приказом,  и ему были пожалованы  соболья шуба, крытая зеленым атласом, кубок и несколько царских вотчин, в том числе и село Федоровское в Волоцком уезде.

 Таким образом, окольничий Василий Стрешнев стал владельцем поместий в 14 уездах  и вошел в десятку самых богатых людей в России наравне со старейшими боярскими родами Романовыми, Морозовыми, Шереметьевыми. Но земли, доставшееся Стрешневу, были разорены польско-литовским нашествием, и требовались силы и каждодневный труд для возрождения Волоколамского края.

  Царское село Федоровское, доставшееся окольничему Василию Стрешневу,  было небогатым. Оно состояло всего из четырех крестьянских дворов. Однако уже через несколько лет население увеличилось в разы. И тогда Василий Стрешнев для своих крестьян вновь поставил здесь деревянную церковь.

  За три года до своей кончины, тяжело больной, отошедший от государственных дел, он продал свои подмосковные поместья князю Степану Шаховскому. Так хозяевами села Федоровское, которые владели им  более двухсот лет, стали потомки Рюриковичей.

  После  кончины князя Степана Никитича Шаховского село перешло по завещанию его сыну Ивану, который в 1699 году вместо обветшавшей старой церкви возвел новый деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Церковь эта простояла недолго. Видимо, с ней случилось какое-то несчастье. Возможно, она сгорела во время пожара. Ведь уже в 1708 году, как  следует из исторических источников, в селе Федоровское возвели, по радению нового хозяина князя Алексея Ивановича Шаховского, - новый храм с посвящением святителю Николаю Чудотворцу. Простоял он около 50 лет, пока не был заменен каменным храмом с новым посвящение в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", который сохранился до наших дней.

  По обычаю, на Руси, когда на месте обветшавших деревянных церквей возводили новые, - то их названия традиционно оставляли прежними. Почему же новый каменный храм, возведённый в 1768 году новым владельцем села Федоровское Петром Шаховским, был переименован  и посвящен иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», – неизвестно.

 Как известно из предания, икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный художник, мастер Оружейной палаты Иван Артемьевич Безмин. Скорее всего, он написал ее вместе со списком иконы  Богоматери «Живоносный Источник» для царского дворца села Преображенского. Видимо, заказчиком была царица Наталия Кирилловна Нарышкина, проживающая вместе с сыном будущим императором России Петром Первым в это время в селе. Таким образом, она хотела  отблагодарить Богородицу, которой непрестанно молилась, за чудесное спасение сына, произошедшее за год до этого во время стрелецкого бунта.

  По преданию, чудо, которое прославила икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» произошло осенью 1688 года с тяжело больной родной сестрой патриарха Иоакима -Евфимией Папиной. Поскольку чудо произошло с ближайшей родственницей покойного патриарха, то оно получило большой резонанс. Было написано буквально по горячим следам «Сказание» об этом чуде, составлены служба и молитвы иконе. В Преображенской церкви на Ордынке в 1713 году был устроен придел в честь иконы «Всех скорбящих Радость».

  Праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»  отмечается 6 ноября (24 октября ст. ст.), так как чудо исцеления Евфимии Папиной произошло именно в этот день. И после этого дня слава об этом чудотворном образе Пресвятой Богородицы столь сильно распространилась, что изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки. Видимо, один из них оказался в семье князей Шаховских, и стал ими почитаем. Поэтому, когда был возведен в 1768 году каменный храм в селе Федоровское на месте снесенной деревянной Никольской церкви, его и освятили по просьбе храмоздателя Петра Шаховского  в честь этого образа Божией Матери.

Сестры на весенних работах

  В архитектурных чертах храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Федоровское явно доминируют элементы стиля «Украинского барокко», называемого также «казацким», так как оно возникло в Запорожских землях, Левобережной и Приднепровской Украины. Возникновение этого стиля связано с национально-освободительным подъёмом в среде казачества, лучшие представители которого понимали, что истинная свобода - это свобода во Христе Иисусе, Господе нашем. Западно-европейский стиль прошел творческую и духовную переработку в православном зодчестве и, из ярко-триумфального преобразился в праздничный в церковном духе, отражающий радость духовную. 

  Считается, что храм  изначально имел четырёхлепестковую структуру. У таких храмов план образован полукружиями, примыкающими с севера, юга, запада и востока к сторонам квадрата в центре. Перекрытый сомкнутым сводом, он завершён массивным барабаном, который воспринимается самостоятельным ярусом и является одной из самых узнаваемых частей церкви, построенной в стиле «украинского барокко». Окна украшены наличниками, завершёнными фронтонами. Ещё одним украшением храма служат капители пилястр.Но вместо четвертого лепестка, с западной стороны, храм имеет галерею, соединяющую храмовую часть с колокольней.

Построенный в селе Фёдоровское князем Петром Шаховским храм «Всех скорбящих Радость» имел три придела. Главный – Скорбященский. Правый -  святителя Николая Угодника, устроенный в память о прежней деревянной церкви. Левый же придел посвятили в честь священномученика Василия епископа Херсонского, небесного покровителя одного из четырех сыновей Петра Алексеевича.

  С именем Василия Петровича Шаховского связано дальнейшее устроение Скорбященской церкви в селе Федоровское. К тому времени, как село досталось ему по наследству,  он стал очень состоятельным помещиком, имея множество наследственных и благоприобретённых имений в разных губерниях Центральной России. В молодости он служил в Конной гвардии, в 1791 году в чине бригадира вышел в отставку и поселился в Москве. Тогда-то он и занялся благоустройством села Федоровское. На его средства в 1802 году к церкви была пристроена цилиндрическая двухъярусная колокольня. После кончины Василия Петровича, в 1832 году имение Федоровское перешло по наследству его дочери Надежде, которая еще при жизни передала право на него своей племяннице графине Надежде Эйлер, в девичестве Васильчиковой.  Так, в середине ХIХ столетья, имение приобрел граф А.А. Эйлер - первый.

    В 1872 году вокруг храма была устроена кирпичная ограда с металлическими решетками (не сохранилась).

  Во второй половине ХIХ века, при Александре Александровиче Эйлере - втором, происходил ремонт храма, были устроены глава и высокие железные шатровые кровли над алтарем и приделами. Тогда же встал вопрос о перестройке колокольни. Приглашенный экспертом архитектор С.К. Родионов сделал заключение о ветхости давшей трещины постройки, стилистическом несоответствии ее с храмом.

Сергей Константинович Родионов был одним из известных мастеров московского модерна и эклектики. В этом стиле им были созданы храмы, как Москве, так и в подмосковных городах Дмитрове и Клине. Известен он был еще тем, что реставрировал Успенский собор Кремля и колокольню Ивана Великого к коронации императора Николая Второго. Он также является автором проекта архитектурного комплекса Новодевичьего кладбища.  Примечательно то, что, несмотря на свои стилистические привязанности, Сергей Константинович в строительстве новой колокольни в селе Федоровское изменил своим творческим вкусам. Высокая, стройная колокольня была возведена в стилистике барокко и удачно вписалась в церковный ансамбль, словно и не была возведена спустя почти полтора века после создания каменного храма «Всех скорбящих Радость». Колокольня сообщается притвором с трапезной. Сквозной проход в нижнем ярусе ее образует удобную паперть. Так архитектор сумел выдержать стилевое единство церкви и колокольни. Новая колокольня была выстроена в 1894 году.


   Революционные события и приход к власти большевиков оставили большой печальный и даже трагический след и в истории усадьбы Федоровское, и её Скорбященской церкви, несмотря на то, что в  первые два десятилетия советской власти  усадьбу минула участь полного разорения.

  В первые десятилетия советской власти, примерно до конца тридцатых годов ХХ века, в храме продолжали совершаться богослужения, хотя и с перерывами. После 1935 года богослужения возобновил священномученик Димитрий Розанов – клирик Зосимовой пустыни, которая была закрыта (к тому времени став для внешнего мира сельскохозяйственной артелью ради сохранения богослужебной и монастырской жизни) в 1929 году.

  Родившийся 24 ноября 1890 г. в селе Ивашково Волоколамского района, окончивший Волоколамское духовное училище и Вифанскую духовную семинарию, отец Димитрий прекрасно знал и любил родной край и жителей района. Окончив духовные школы, он был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, которую упразднили в 1929 году. Монахини монастыря, а вместе с ними и отец Димитрий расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители. Однако в мае 1931 года все они были арестованы «за антисоветскую агитацию» и заключены в следственный изолятор при Наро-Фоминском отделении НКВД. А спустя два месяца тройка ОГПУ приговорила одиннадцать насельниц Зосимовой пустыни к различным срокам заключения и ссылки. Отец Димитрий был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, куда и был отправлен с тюремным этапом. После первого ареста и ссылки, которые он претерпел в начале 30-х годов за веру во Христа и ношение священного сана, отец Димитрий был направлен в храм иконы «Всех скорбящих Радость» села Федоровское. Он поселился в деревне Ханево, расположенной за речкой, напротив храма. Его ревностное служение и забота о пастве не понравилась властям. В феврале 1937 года его перевели в Покровский храм села Ново-Васильевское Лотошинского района, а 8 сентября того же года священник Димитрий Розанов был арестован во второй раз. После допросов 8, 13, 14, 15 сентября он был переведен в московскую Бутырскую тюрьму. Там на допросе, прошедшем 29 сентября, батюшка подтвердил свои показания, данные в Лотошинском РО УНКВД.  На допросах отец Димитрий все обвинения «в контрреволюционной деятельности» отрицал. Хотя и признал, призывал отказавшихся от служения священников вновь вернуться в лоно церкви, чтобы для укрепления Православной веры. Этого признания оказалось достаточно. 8 октября на заседании судебной тройки при Управлении НКВД СССР по МО ему была вынесена высшая мера наказания – расстрел. Священник Димитрий Ильич Розанов был расстрелян 9 октября 1937 года на Бутовском полигоне.

  27 декабря 2005 года Священный Синод утвердил решение Комиссии по канонизации святых и прославил священномученика Димитрия Розанова в лике святых. День его памяти приходится на 26 сентября ст.ст. / 9 октября н.ст. (Материалы о сщмч. Димитрии Розанове были взяты с сайта Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимовой пустыни (старая версия сайта)). В начале 70-х. годов ХХ века были разрушены алтарь, оба придела, притвор храма, переход к колокольне. В церкви был утрачен иконостас, пол. Реставрационные работы в те годы не проводились.

  В 1997 году было начато оформление документов и разработка плановых смет для организации хозяйственного подворья монастыря в селе Федоровское Волоколамского района Московской области. Церковь была передана монастырю Министерством культуры РФ в безвозмездное пользование. В 2000-2003 гг. были заново отстроены алтарная часть, оба боковых придела, трапезная часть храма, переход к колокольне, отремонтирована кровля. 14 июня 2004 г., в день празднования 525-летия Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря, Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в обители прп. Иосифа Волоколамского, после чего посетил подворье нашего монастыря в селе Федоровское. После посещения Первосвятителя ускорился общий ход работ по восстановлению храма подворья, представителями властей было дано обещание провести на подворье газопровод; было завершено строительство ограды вокруг подворья и окончены работы по проведению электричества.

27_03_13_3
    В 2004-2005 годах были настелены полы, установлен иконостас в приделе Святителя Николая Чудотворца, и в Пасхальную ночь 2005 года возобновлены богослужения в этом приделе. С 2005 года служащим священником храма подворья является клирик монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. 5 августа 2012 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, в день престольного праздника храма (празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), архиерейское богослужение на подворье совершил Высокопреосвященный Арсений,архиепископ Истринский. 27_03_13_4
27_03_13_5
   По окончании Литургии вокруг возрождающегося храма подворья был совершен торжественный крестный ход, после которого Высокопреосвященный Владыка Арсений обратился к  Игумении Викторине, сестрам и прихожанам монастыря с архипастырским словом, передав всем присутствующим благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха КИРИЛЛА и поздравив всех с праздником. 27_03_13_6
   Высокопреосвященный Владыка Арсений поблагодарил представителей администрации за доброе отношение к Игумении, насельницам и духовенству монастыря, которые стараются здесь, на лоне природы, создать своего рода оазис – место молитвы и духовного просвещения, и одновременно возродить памятник старины.

27_03_13_7
27_03_13_8
На подворье монастыря есть подсобное хозяйство, где, по благословению Матушки Игумении, трудятся сестры: сад, поля, огороды и пасека. 27_03_13_10
aist
27_03_13_12
27_03_13_13

15_06_13_1 Идут работы по восстановлению храма подворья в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с приделами святителя Николая и священномученика Василия Херсонского. Богослужения совершаются в действующем приделе святителя Николая.

podvorje
Адрес подворья: Московская область, Волоколамский район, село Федоровское.

Исторические сведения о подворье предоставили: Любовь Сергеевна Акелина, Председатель Фонда имени. прп. Евдокии (Евфросинии) Московской, телеведущая, и краевед Валентин Иванович Иванов.

О подворье обители можно прочесть:

Федоровское. Историческое исследование прихожанина подворья нашей обители В.И. Иванова. Фотогалерея

Также можно прочесть статью о жизни подворья "Нам есть чему поучиться у пчел"

«Нам есть чему поучится у пчел!»