«Творящий волю Божию никогда не будет забыт» . Статья игумении Викторины (Перминовой) о духовнике нашей обители

Ко дню блаженной кончины приснопамятного протоиерея Бориса Николаева

 

Протоиерей Борис Николаев (1915-2005)

  29 декабря, да и каждый день нашей монастырской жизни, мы с любовью вспоминаем о почившем духовнике нашей обители протоиерее Борисе Николаеве. Часто приходят на память его слова:  «Творящий волю Божию никогда не будет забыт». Эти слова как будто сказаны о самом батюшке.

  Еще в детские годы будущий пастырь стремился в храм. В стенах Псковского Иоанновского женского монастыря, в приходской церкви святителя Николая, и дома, воспроизводя в своих играх церковное богослужение, он чувствовал, что желает быть с Богом и служить Ему. Видя жизнь окружающих, юный Борис избирал добрые примеры и тянулся к людям, взыскавшим Царствия Божия и правды его. Он просил Бога научить творить Его волю. Призвавший его Господь откликался на его искреннюю молитву и вел по пути жизни.

  Любовь ко Христу проявляется в исполнении Его слова, как сказал о том Сам Спаситель: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Иоан. 14, 15). Юная душа восприняла эти слова. Путь отца Бориса к Богу начинался трудно. Он видел многие препятствия в себе самом – в своем характере и воспитании. Но это его не остановило. Из Священного Писания и аскетических творений Отцов Церкви он узнал, что для Бога нет ничего невозможного, что борьба и труды для исправления себя были в жизни каждого подвижника, что святыми не рождаются, а становятся.

  Тем временем, одни грозные события сменялись другими: революция, Гражданская война, голод, борьба с религией и верующими, перераставшая в беспощадное и беспрецедентное гонение… Но огонек веры и Божественной любви не угасал в душе того, кто видел в служении Богу свое призвание. И, когда молодого человека пытались остановить, говоря: «Что ты делаешь?!» - он продолжал идти на зов Божий. И вот, в самый разгар гонений, он принимает диаконский сан.

  Духовное стремление будущего пастыря возрастало и крепло вопреки неблагоприятным внешним условиям и обстоятельствам. Часто мы находим причины, чтобы оправдать собственную теплохладность и недостаток решимости следовать за Христом, и при этом думаем о себе хорошо. Отец Борис, напротив, винил во всем только себя, видел себя грешным. При этом он не опускал рук, возделывал свою душу, вел внимательную духовную жизнь, трудился умственно и физически. С детства имея слабое здоровье, подорванное испытаниями последующих лет, он не жалел себя и не считал инвалидом. И Господь даровал ему долголетие, чтобы за свою нелегкую жизнь он многое смог сделать для Славы Божией, пользы ближних и собственной души.

  Будущий священнослужитель использовал каждую возможность для Богопознания и преуспеяния в духовной жизни – «науке из наук», которую проходили святые Отцы, чтобы приблизиться к Богу и соединиться с Ним. «Соединиться с Богом?! Со Всеправедным, Всесвятым, Всеведущим? Да возможно ли это?» – впоследствии спрашивал, проводя беседы с сестрами, отец Борис. И, на наше робкое молчание, сам отвечал: «Оказывается, возможно. Этого желает Сам Господь.  Он предлагает нам идти к Нему путем духовной жизни. Таким путем шли святые Отцы, которые были людьми, как мы с вами, и, как люди, имели грехи и недостатки, но победили их и  достигли святости. Господь ожидает только нашего желания следовать за Ним. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в духовной жизни две трети благодатной помощи дарует Бог, но человеку нужно приложить третью часть стремления и усилий. При этом мы должны помнить, что ничего доброго не можем совершить без Господа и ничего не приписывать себе. Как гласит народная мудрость: “Без Бога – ни до порога”». Это были не только слова.  Батюшка так жил. Все, что он узнал из духовных книг, он не только сохранил в памяти, но и исполнил. И, за смирение, Господь даровал ему преуспеяние.

  Отец Борис умел в конкретных обстоятельствах жизни видеть волю Божию и вверять себя Христу. Когда, исповедав свою веру и отказавшись снять сан, он оказался в местах заключения, то принимал все с ним случавшееся как ниспосланное от Бога. В окружающих людях он видел образ Божий, а в происходившем – действие Божественного Промысла (если рассуждать по-человечески, это было крайне трудно). Батюшка вспоминал: «Со всеми можно ужиться. Я шесть лет спал на соседних нарах с уголовником, жил среди людей, совершивших не одно и не два преступления, и ничего, слава Богу! А они и ругались, и чего только ни творили. Я же делал свое дело (батюшка имел в виду, что продолжал веровать, молиться, исполнять Евангельские заповеди, творить добро и.т.д.) Уголовники – такие же люди, и у них есть совесть, и они чувствуют добро, уважение, хорошее отношение».

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов" в монастырской усыпальнице.

  Как подобает христианину, отец Борис добросовестно повиновался и властям, оставаясь твердым и непреклонным лишь в вопросах веры. Проявляя  послушание  Господу  через  ближних,  он  не  отказывал  в помощи  и  соузникам. В один  год  в лагере  разразилась  эпидемия  пеллагры, и  ежедневно  в  каждом  бараке  умирало  по  нескольку  заключенных.  В  день  празднования  памяти  преподобного Серафима Саровского умерших было особенно много. Вечером заключенные пришли с тяжелых работ и разошлись по нарам. Дневальный стал подходить к каждому с просьбой, чтобы помогли ему вынести покойников из барака. Никто не соглашался. Увещания в том духе, что «с каждым завтра  может  случиться  то  же  самое»,  не  действовали.  Наконец, дневальный подошел и к батюшке: «Николаев, может быть,  ты  пойдешь?»  Батюшка,  хоть и очень устал, не  отказал в помощи.  Они  с  дневальным  вынесли  из  барака  двадцать  покойников.  Пока  их  выносили,  батюшка  молился об упокоении  душ  усопших.  За  оказанное  послушание  Господь укрепил силы батюшки и ниспослал ему мир и духовную  радость.  Работать  он  старался  по  совести,  насколько хватало сил.

  За Христа батюшка готов был и пострадать. Один  раз,  в  ночь  Святой  Пасхи,  около  двенадцати  часов,  отец  Борис  потихоньку  вышел  из  барака,  чтобы  пропеть пасхальный  канон.  Когда  батюшка  уже  допевал  канон, к  нему  быстрым  шагом  приблизился  кто-то  из  лагерного начальства.  По  жестким  лагерным  законам  нарушившего подобным образом режим расстреливали, расценивая такие действия как «попытку к бегству».

— Стой! Кто здесь?! Николаев? Ты?

— Я, товарищ начальник, — ответил отец Борис.

—  Что  ты  здесь  делаешь?  —  строго  спросил  подошедший.

—  Молюсь,  товарищ  начальник.  Христос  Воскресе!  — откровенно  сказал  батюшка,  понимая,  что  терять  ему  уже нечего и готовясь к смерти.

—  Воистину  Воскресе!  —  неожиданно  ответил  ему  начальник.  —  Только  никому  ничего  не  говори.  Быстро  воз вращайся в барак!

  Господь умягчил сердце начальника, испытавшего уважение  к  вере  батюшки,  готового  умереть  за  исповедание Имени  Христова. Отец Борис  часто  повторял  слова  христианского  философа  Тертуллиана  о том,  что  душа  человеческая по природе — христианка. И при этом подчеркивал, что душа  «не  просто  верующая  в  Бога  и  признающая  Бытие  Божие, а именно — христианка»: вера во Христа как Истинного   Бога,   в   Его   Воплощение   и   Воскресение,   любовь   и приверженность  христианским  идеалам  ей  глубоко  присущи и для нее естественны. Вышеописанный случай является прямым доказательством этой истины.

  При смиренном устроении, духовник нашей обители не вынес из жизненных испытаний ни озлобленности, ни осуждения ближних. Он никогда не жаловался, вспоминал о скорбных годах мало и редко, и лишь то, что могло бы быть назидательно для слушающих. 

  Царица Небесная, спасшая отца Бориса от смерти в заключении ради пользы его будущих духовных чад, всегда была его Предстательницей. В день празднования Ее иконы «Спорительница хлебов» Господь даровал ему священство. Батюшка был ревностным священнослужителем, безотказно исполнявшим пастырский долг. У него никогда не было отпуска, поскольку он не считал возможным «отдыхать от Бога». Паства знала, где он живет, и каждый днем и ночью мог позвать его к больному, умирающему, попросить совершить требу, и отец Борис никому не отказывал.

Отец Борис со старостой храма Елизаветой и прихожанкой Анной. Малые Толбицы. Конец 70-х гг.

  Все трудности служения в сельском храме, который пришлось восстанавливать и обустраивать в хрущевские годы, когда церкви облагались такими налогами, что священнослужителю было не на что жить – все испытания этого времени отец Борис безропотно принимал от Господа. У него было благодарное сердце. В скорби и радости он подражал одному из своих любимых святых – святителю Иоанну Златоусту, и благодарил Бога за все. Вспоминается, как батюшка служил благодарственные молебны, как он читал положенное на таких молебнах евангельское зачало об исцелении Спасителем десяти прокаженных. Отец Борис читал Евангелие на богослужении традиционно –  ровно и спокойно. Но он настолько чувствовал любовь и благость Христа, и такое сожаление слышалось в его голосе, когда он читал слова Спасителя: «Не десять ли очистишася? Да девять где?!» –  что становилось стыдно за собственную неблагодарность.

  Бог слушает тех, кто Его чтит и творит Его волю. Ради послушания батюшки, Господь исполнял его прошения о духовных чадах, ибо он редко просил чего-либо для себя. Но Податель благ щедро одарил своего смиренного служителя и обогатил духовными дарованиями. Каждый из нас, в той или иной мере, испытал силу молитв духовного отца, чувствовал его любовь, был им утешен и вдохновлен к жизни во Христе, убедился в его мудрости и прозорливости.

Игумения Викторина и протоиерей Борис с сестрами и певчими обители. Пасха 2004 г.

  Строгий к самому себе, батюшка был рассудительным духовным наставником и любящим отцом (даже лучше сравнить его с нежной, заботливой матерью), никогда не налагавшим на чад бремена неудобоносимые. Подобно Пастыреначальнику-Христу, он не преломил ни одной «надломленной трости» и «не угасил курящегося льна». Он требовал, если так можно о нем сказать, только того, чтобы мы с любовью относились друг ко другу, и просил, ради нашей пользы, проводить внимательную духовную жизнь. Он очень любил монашествующих, и, помня подвижниц старинных обителей и царивший между ними дух любви, кротости, неосуждения, всепрощения, желал, чтобы мы им подражали.

  Отец Борис буквально полагал душу за своих чад, принимая на себя удары невидимого врага, вымаливая у Бога для нас милость и прощение.  И мы ощущали, что он не заставляет и не принуждает нас идти по духовному пути, но показывает собственным примером, что этот путь верен, и что так лучше для нас самих. И сейчас он продолжает молиться за всех, кто его помнит и поминает.

  Вечная память и вечный покой приснопоминаемому протоиерею Борису!

Игумения Викторина (Перминова)

27 декабря 2017 г.

О протоиерее Борисе Николаеве можно также прочесть:

Знаменная жизнь. Воспоминания о протоиерее Борисе Николаеве. Автобиография.

29 декабря — день кончины протоиерея Бориса Николаева. Отец Борис, каким мы его знали

Возвращение на духовную родину

28 октября — день пресвитерской хиротонии духовника монастыря приснопоминаемого протоиерея Бориса Николаева. Уроки батюшки. Статья игумении Викторины (Перминовой)

Монастырский духовник. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея Бориса Николаева. Часть 1

Монастырский духовник. Часть 2

Монастырский духовник. Часть 3.