До воскрешения праведного Лазаря, Господь Иисус Христос уже воскрешал умерших. Но это чудо воскрешения Лазаря было особенным. Праведный Лазарь был близким другом Господа Иисуса Христа. Эта дружба выражалась в том, что, вместе со своими сестрами Марфой и Марией, праведный Лазарь был искренне предан Спасителю, следовал Его божественному учению, исполнял Его заповеди. За это Христос любил Лазаря и его сестер. Нужно понимать то, что "любимый" в данном случае означает "лучший", то есть тот, кто лучше других воспринял и понял Евангельское учение. Духовное единение, внутренняя близость ко Христу участников события создает особую, благодатную атмосферу этого праздника, и в то же время трогательную и, можно сказать, домашнюю обстановку происходящего.
В то же время это событие имело грандиозное, вселенское значение. Оно предшествовало Входу Господню в Иерусалим и показало, что Христос есть Всемогущий Бог, поставив некую точку в человеческих спорах и рассуждениях. Теперь каждому из участников Евангельских событий предстоял выбор - уверовать во Христа, пойти за Ним или же стать богоборцем. Что же выберут все участники событий - жизнь или смерть? Книжники и фарисеи, в большинстве своем, к сожалению, выбрали второе. Они стали договариваться о том, чтобы убить Спасителя. И, с этого момента начался тот путь, которым Господь Иисус Христос прошел до Голгофы и Крестной смерти ради нашего спасения и искупления.
Спаситель явил себя Совершенным Человеком. Участники Евангельских событий видели Его слезы и скорбь по усопшему Лазарю. Они видели, что Богочеловек способен на проявление человеческих чувств, совершенно чистых от всякого греха. И чувства, в которых нет никакой греховной нечистоты, действительно прекрасны.
В то же время, человеческая природа Спасителя ни в чем не умаляла Его Божества. Всеведущий и Всемогущий Господь, Который есть Воскресение и Жизнь, знает, что должно произойти, видит внутреннее состояние всех участников события. Он воскрешает не только что умершего человека, а четверодневного мертвеца. Тело усопшего уже начало разлагаться, но Господь как Творец одним Своим словом восстановил и обновил все телесные составы так, как будто человек не умирал и никогда не болел.
Лазарева суббота является как бы преддверием Субботы Великой, когда почил от дел Своих Единородный Сын Божий. Ей свойственна какая-то особая надмирность, и в то же время тихость и покой. Воскрешение праведного Лазаря проображает Воскресение Христово. Оно призвано утвердить веру учеников Христовых и становится возможностью уверовать и обратиться ко Христу для тех, кто не веровал или противился Ему.
В великом чуде воскрешения четверодневного Лазаря слышится тихий голос Христа, обращенный и к каждому из нас. Чудо воскрешения праведного Лазаря ставит каждого перед выбором - последуем ли мы за Христом или же будем противиться Ему своими страстями.
Сегодня Церковь приводит нас во Вифанию, где пребывает Спаситель и Его ученики. Мы видим благую решимость апостолов, знающих, что Спасителя собираются побить камнями и убить. Они шли, чтобы, по словам апостола Фомы, умереть вместе со Своим Учителем. Уже сегодня Господь будет входить во Иерусалим, и народ торжественно встретит Его с вайями и ветвьми. Пойдем и мы и прославим Победителя смерти. И да поможет нам Господь идти за Ним и дальше, разделяя и переживая великие события Страстной седмицы, и быть среди тех, кто близок Христу.
Протоиерей Серафим Хайруллин
24 апреля 2021 г. (материал из архива сайта)