В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в нашем монастыре совершено богослужение с чтением акафиста Божией Матери

Вечером 19 апреля 2024 года, в канун субботы 5-й седмицы Великого поста, именуемой Субботой Акафиста, в нашей обители совершено традиционное богослужение праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Во время службы исполнялся нараспев акафист Божией Матери "Радуйся, Невесто Неневестная". За богослужением, которое совершило монастырское духовенство, молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители.

 За вечерним богослужением молящиеся слышат тропарь "Повеленное тайно", положенный на особый напев. В этом тропаре мы слышим благовестие архангела Гавриила о великой милости -  Зачатии Богочеловека, Воплощении Сына Божия от Пречистой Девы. Сегодняшний праздник - это похвала Царице Небесной, принятию Ей Божественной воли, Ее послушанию Богу, благодаря чему стало возможно Пришествие на землю Спасителя, Ее любви ко Господу и Материнской любви к людям, жертвенному служению, смирению, долготерпению, кротости. Поэтому сегодня с благодарностью воспевается Ей особой молитвенное пение, называемое "акафист" (то есть "неседален", совершаемый стоя, в благоговейном предстоянии перед Богом и  Пресвятой Владычицей).

 Каждая часть акафиста предваряется и завершается пением его первого кондака: "Взбранной Воеводе победительная..." Существует много распевов этого дивного священного текста, а также и произведений церковных композиторов, и сегодня некоторые из них прозвучали и под сводами нашего древнего собора, перед чтимой иконой Царицы Небесной.

 Богослужение этого дня достаточно продолжительно. Оно содержит множество прекрасных и глубоких по содержанию текстов и песнопений, благодаря которым молящиеся могут воздать хвалу Пресвятой Владычице Богородице и поблагодарить Ее за все благодеяния и постоянную помощь каждому из нас и всему роду человеческому.  

 Святитель Димитрий Ростовский в своей проповеди рассуждает: "«Радуйся, Невесто неневестная!»... Возлюбленные слушатели! Невеста неневестная, говоря проще и яснее, есть Дева неискусобрачная, не познавшая мужа. Как только произнес я сие слово «Дева», тотчас пришли мне на ум еще пять мудрых дев, вспоминаемых в Евангелии, которые вышли навстречу жениху своему с горящими свечами, и я говорю про себя: есть ли в числе тех мудрых дев и Пресвятая Дева? Дух же мой говорит мне: и есть, и нет. Есть, ибо учители церковные, как, например, Андрей Критский, называют ее мудрою Девою; нет же потому, что она несравненно превосходит тех, как об этом воспевает церковь: «Радуйся, премудрых превосходящая разумом!» 

 Приидите же сюда, пять мудрых евангельских дев, и поклонитесь сей Премудрой из всех, в которой сокрыты сокровища премудрости и разума Божия. Какая же премудрость сей мудрой Девы? Мы считаем мудрость знатнейшей и яснейшей тогда, если она не только сама знает то, что знает, но вразумляет и других, то есть, невежд, безумных и глупых, – вразумляет, просвещает и умудряет их. Такова и есть премудрость пречистой Девы, умудряющая безумных, что видно и из Божественного Писания. В паремиях, часто читаемых в похвалу ей в праздники Богородичные, вспоминается некий дивный пир премудрости Божией: «Закла своя жертвенная, раствори в чаше своей вино, уготова свою трапезу» (Притч.9:2). Посмотрим же сюда и вникнем: для кого уготовляет премудрость Божия тот пир? Кого призывает? Кто будет гостем на том пиру? Кого станут потчевать? Я думал, что премудрость призовет на пир свой людей мудрых, философов, богословов, доброгласных; думал я, что премудрость, царствующая и говорящая: «Мною царие царствуют» (Притч.8:15, призовет на пир свой царей, князей, владык, а все они – головы разумные; думал я, что хотя тех пять мудрых евангельских дев призовет, чтобы их почтить за девство их и мудрость.

 Но что же я вижу? Намерения премудрости Божией совсем иные: не призывает она ни любомудрых дев, ни царей, ни князей, управляющих странами и городами с мудростью и разумом, ни философов, ни богословов. Мудрые ведь сами знают, что добро, и сами поспеют на тот пир, если захотят. Кого же она призывает на тот пир? Мы слышим: «Посла своя рабы созываюши с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко мне»; кто глуп, кто безумен, кто несмыслен, идите на пир; «и требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам» (Пртч.9:3:4). Поистине сей пир премудрости Божией удивителен, необычен и даже противоположен обычаям человеческим...

 Святой Каллист со слов св. Златоуста в одну неделю беседует так: «Всякий грех есть безумие, и всякий грешник безумец». Этот святой еще вот яснее показывает, кто безумен. Грешник, притом грешник нераскаянный, не хотящий обратиться к Богу, но впадающий во все большие и тяжкие грехи, согласно написанному у Соломона, «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит», такой грешник поистине безумен. Почему же он безумен? Потому, что знать о смерти, знать о страшном суде и геенском наказании и всего этого не бояться – это является крайним безумием. Кроме этого, слышать о Небесном Царствии, о вечном воздаянии, уготованном для любящих Бога, и не желать всего этого – вот крайняя степень глупости, и поэтому такой грешник поистине есть безумный. 

 Теперь я обращу беседу мою к Пресвятой Богородице. О, Пресвятая Богородице Дево! Кого ты призываешь на пир свой? Неужели безумных? Неужели грешников? Ведь ты мудра и даже премудра: что тебе до безумных? Ты чиста и даже пречиста: что тебе до оскверненных? Ты праведна и преподобна: что тебе до грешников? Твое общество с ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, ибо ты «Честнейшая херувимов и Славнейшая серафимов». Твое содружество со святыми патриархами, с пророками и апостолами и прочими святыми, ибо «Ты, поистине, выше всех святых, Дева Чистая». Какое же у тебя может быть общение с грешниками? Что за дело тебе до них? 

...Послушаем, что вещает Ей Святой Дух в Песни песней: «О, добрая в женах! Изыди ты во след стад и паси козлища твоя у кущей пастырских» (Песн.1:7), то есть, о, Благословенная в женах, иди вслед за стадом, взирай свыше на христианские народы, паси козлищ Твоих – грешников у кущей пастырских, то есть, во святых церквах вселенной, управляемых благочестивыми пастырями. Козлища же сии – Твои, а не иного кого: Тебе Одной они вручаются для призрения. Ты их снабжай всем, защищай, отгоняй от них адских волков, чтобы дерзко не похитили их. Руководи ими к спасению, принимай их молитвы, слушай молитвы грешников. Вот мы видим, что и козлища имеют своего пастыря, имеют Агницу непорочную, Пречистую Деву. 

 Что же Она делает? Как пасет свои козлища? Она старается сделать их из козлищ овцами. Зная же, что невозможно им стать овцами до тех пор, пока не оставят своего безумия, приготовила им такое пастбище, которое обладает дивною силою: если кто из безумных вкусит от него, тотчас делается мудрым и из козлища становится овцою. Она приготовила им свою трапезу и призывает их, «с высоким проповеданием глаголя: иже есть безумен, да уклонится ко мне». Дело Матери Божией в отношении грешников, чистой Девы в отношении беззаконных, состоит в том, чтобы сделать их целомудренными, чтобы образумить их и наставить ко спасению. 

 Будем же, грешники, иметь добрую надежду, ибо имеем доброго пастыря, Пречистую Деву. Послушаемся Ее голоса, пойдем на Ее призыв, на Ее пир; вкусим от сладостей Ее пастбища и, воздавая ей благодарение, будем усердно повторять сию радостную песнь: «Радуйся, Невесто Неневестная!»" 

 Царица Небесная да покроет от бед всех, с верой и любовью прибегающих к Ее помощи и заступлению!

19 апреля 2024 г.

Цитата приводится по источнику: https://проповеди.рф/propovedi/propoved/slovo-v-subbotu-pyatuyu-pohvalnuyu-velikogo-posta/