28 октября — день пресвитерской хиротонии духовника монастыря протоиерея Бориса Николаева. Уроки батюшки

 Игумения Викторина (Перминова)

28 октября, в день празднования иконе Божией Матери "Спорительница хлебов", мы поминаем духовника нашей обители протоиерея Бориса Николаева, который в этот день, в 1951 году,  был рукоположен во иерея. Батюшка чтил этот образ Царицы Небесной, а также и преподобного Амвросия Оптинского, с именем которого связаны история и почитание иконы "Спорительница хлебов".

  Отец Борис очень почитал Царицу Небесную, Которая спасла ему жизнь в лагере. Он свято чтил Богородичные праздники, говорил о высоких добродетелях Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим и стремился Ей подражать.  Он подражал и своему Небесному покровителю -  страстотерпцу князю Борису. Об этом свидетельствуют его жизнь и его духовные дети. Каждый из нас знает множество тому примеров.

Протоиерей Борис Николаев в своей келье. 2005 г. (последняя фотография батюшки) Фото из архива монастыря.

Протоиерей Борис Николаев в своей келье. 2005 г. (последняя фотография батюшки)

 Из жития святого мы узнаем, что благоверный князь Борис был человеком кротким и незлобивым, любил молитву, жил жизнью Церкви, исполнял Евангельские заповеди. Это помогло ему стяжать чистоту сердца, которое было добрым, мягким и любящим. Человек с таким сердцем не поднял руку на своего брата, пусть и враждующего против него, но добровольно избрал лишение земных благ и даже самой жизни. Батюшка всем сердцем стремился стяжать эти добродетели и преуспел в духовной жизни.

  О жизненном пути нашего духовника можно прочесть и в книге «Знаменная жизнь», и на сайте нашего монастыря. Но хотелось бы вкратце сказать о тех уроках, которые стремился нам преподать духовный отец. Батюшка никого из нас не учил так, как это делается в школе. По выражению одной из духовных дочерей, это был учитель высшей школы. Он проявлял свои добродетели в конкретных жизненных ситуациях. В каждом случае красота его души раскрывалась по-новому подобно прекрасному цветку. Показывая пример, он делал это ненавязчиво – нужно было уметь его слышать и воспринимать. Он как бы брал человека за руку и вел по духовной жизни, и в наших жизненных обстоятельствах был всегда рядом своей молитвой, своей отеческой, или лучше сказать материнской заботой.

  Первым и главным уроком батюшки был урок любви. Он стремился к тому, чтобы мы имели между собой любовь, и говорил, что если этого не будет, то не помогут никакие поклоны и каноны. Это совсем не означало, что батюшка не придавал значения молитвенному правилу – он и сам исполнял правило, и своим чадам благословлял. Он говорил, что не всегда на молитве человек может иметь должные расположение и чувства, и не нужно искать никаких чувств, ибо сразу стяжать то, о чем писали святые Отцы, не только невозможно, но и небезопасно. Просто нужно понуждать себя к молитве, понимать, Кому мы предстоим, быть внимательным к произносимым словам – и со временем молитвенные чувства святых Отцов, составлявших молитвы, могут стать и нашими собственными. Но молитва самого батюшки не была просто вычиткой правила. Она была обращением к Живому Богу и выражением любви ко Господу и ближним.

Митрофорный протоиерей Борис Николаев совершает всенощное бдение в нашей обители. Полиелей. Фото из архива монастыря

Митрофорный протоиерей Борис Николаев совершает всенощное бдение в нашей обители. Полиелей. Фото из архива монастыря

 Отец Борис молился во всякое время и на всяком месте, и, можно сказать, что вся его жизнь была молитвой. Он, как мы чувствуем и видим в жизни обители, и сейчас молится о том, чтобы дух любви всегда пребывал и умножался в стенах монастыря, чтобы каждому приходящему в обитель было в ней хорошо, благодатно, и никто не уходил бы неутешенным. 

 Каждый из нас ощущал рядом с батюшкой необыкновенную легкость и свободу. Ему можно было все рассказать, сердце легко раскрывалось перед ним. Так происходило потому, что его любовь о Господе была духовной. Батюшка не пытался «привязать» человека к себе, довлеть над ним, но приоткрывал ему прекрасный духовный мир – Царство Божественной любви.

  Батюшка никогда не делил своих чад на хороших и плохих. Казалось, что тех, с которыми всем было трудно, он любил больше. И его любовь творила и творит чудеса преображения человеческой души. Знаю не один пример изменения человека по молитвам батюшки.

 Одним из важнейших уроков отца Бориса был урок послушания и смирения. Его жизнь можно выразить одним словом, написанным золотыми буквами – смирение. Всем нам известно его беспрекословное послушание Священноначалию.  Но удивительным было то, что, принимая волю Божию, многоопытный старец, прошедший суровую школу жизни, подчас слушался младших по возрасту людей и смирялся перед ними. Послушание и смирение батюшки не являлись человекоугодием или нерассудительностью: он стремился угодить Богу и принести пользу нашим душам.

 Когда дело касалось спасения душ, мы видели в батюшке высокий, почти недосягаемый пример жертвенности. Он буквально отдавал жизнь за своих духовных детей и готов был претерпеть любые страдания. Враг рода человеческого восставал на него как на сильного борца. Терпел батюшка не только от врага,  но и от людей, и от нашего непослушания и нечуткости. Его терпение было безропотным, благодушным, когда дело касалось его самого. Но отец Борис переживал, если его чада проявляли к кому-либо немилосердие, черствость. «Вы людей не обижаете?» – нередко спрашивал он у духовных детей, призывая вспомнить случаи, когда они причинили боль ближнему, раскаяться, искренне попросить прощения и изменить свое отношение к людям. «Милости не будет там (то есть у Бога), коль немилостив ты сам», – повторял он неоднократно. Батюшка всегда напоминал о необходимости прощения обид и примирения с ближними, по святоотеческому наставлению, до захода солнца.

 Жертвенность батюшки ярко проявлялась даже в последние дни его жизни, когда он, забывая о себе и превозмогая боль и сильную слабость, принимал духовных детей на исповедь.

 Отец Борис являл пример трезвения, то есть внимательной духовной жизни, бдительности над собой, очищения сердца. Именно это он в первую очередь называл аскезой и подвигом, потому что это и есть самое трудное и важное в духовной жизни.  Хорошо зная творения святых Отцов, батюшка постоянно применял на практике святоотеческие наставления, поэтому в возрасте девяноста лет многое помнил наизусть и мог цитировать.

 Батюшка был благоговейным служителем Божиим. Присутствуя на совершаемых им богослужениях, люди невольно проникались благоговением к святыне. Отец Борис предстоял живому Богу, ходил перед Ним. И его переживание богослужения, его пение Богу были сами по себе проповедью. Он жил знаменно.

  Для нашего времени удивителен пример ответственного отношения отца Бориса ко всем своим обязанностям – пастырским, христианским, гражданским и просто человеческим. Его чувство долга и обязательность проистекали из того же источника всеобъемлющей любви, наполнявшей его сердце. Он не заставлял людей себя ждать, приходил вовремя и на богослужения, точно соблюдал монастырский распорядок.  И это не было простой формальностью, а делалось по велению сердца.

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов" в монастырской усыпальнице.

  Батюшка был очень благодарным человеком. Он всегда и за все благодарил Бога, следуя примеру любимого им святителя Иоанна Златоуста. Он был глубоко признателен ближним за сделанное ему добро, и даже за самые незначительные, казалось бы, вещи. Его благодарность была искренней и сопровождалась молитвой за человека. Отец Борис говорил, что творящий волю Божию  никогда не будет забыт и оставлен  Господом, и даже самое малое добро у Бога не пропадает.

  Батюшка как огня боялся человеческой славы и известности, которые подчас уничтожают все духовные плоды, собранные долгим и многим трудом. Он просил не делать из него старца, говорил, что он всего лишь обычный, нормальный православный священник, часто вел себя так, чтобы люди не подумали о нем хорошо. И, тем не менее, он был старцем, имевшим дарования молитвы, утешения, прозорливости, богатство духовного и жизненного опыта. Удивительно, что человек, при помощи Свыше, достиг такой духовной высоты, если знать, каким было начало его жизни, и прочесть его автобиографию, которая больше напоминает исповедь. Батюшка написал о себе и своих недостатках без всякого оправдания, беспощадно, не «непщевати вины о гресех». И все эти недостатки он исправил аскетической жизнью, страданием за веру в тюрьмах и лагере, тем, что принимал жизненные скорби и тяжелые обстоятельства с доверием Богу. Главным в жизни отца Бориса было стремление ко Христу и Его Царствию – поэтому он победил.

 Исходя из собственного духовного опыта, батюшка никого не осуждал. Он умел принимать человека таким, какой он есть, любить его и прощать – и это всегда давало надежду и силы для того, чтобы встать от падения и исправить жизнь. Батюшка говорил, что Господь видит каждую слезу, каждый покаянный вздох человека, которых не видим мы. И это еще один важный урок. Вспомним, как обращался к нам батюшка: «Доченька, родная моя…» Если мы будем следовать заветам нашего духовника и так относиться к нашим ближним, то, его молитвами, милость Божия будет с нами и нашей обителью. 

Игумения Викторина (Перминова)

Материал из архива сайта

 

Статьи и книгу "Знаменная жизнь"о протоиерее Борисе Николаеве можно прочесть в разделе "Монастырь", подраздел "Предшественники"