Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан совершил великое повечерие с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского в нашем монастыре.
Его Преосвященству сослужило монастырское духовенство.
В храме молились настоятельница монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.
По завершении великого повечерия, Преосвященнейший Владыка Силуан передал Первосвятительское благословение и обратился к молящимся с архипастырским словом:
"Первые несколько дней Великого поста Святая Церковь предлагает нашему духовному взору библейские образы, которые, по сути, все сосредотачиваются в одном вопросе. Этот вопрос рефреном звучал все первые великопостные дни, на всех частях Покаянного Канона: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» И действительно, глубок этот сон души. На первый взгляд, кажется, в чем же он проявляется? Мы ведь молимся, ходим на великопостные службы, читаем Слово Божие и даже стараемся его исполнять. Тем не менее, Церковь, устами святого автора, обращаясь к нашей душе, называет ее спящей и взывает к пробуждению.
Сон не есть смерть, поэтому душа не абсолютно мертва, но она спит, потому что на первое место мы очень часто ставим все, что угодно, кроме главного. А главное – это любовь к Богу. И это всем настолько хорошо известно, что можно было бы об этом и не говорить. Но, наверное, ничто настолько не постижимо, как та любовь, к которой призывает нас Господь.
Бог призывает нас к любви совершенной и всецелой – совершенной и по качеству, и по количеству. Она совершенна в том, что мы всем своим существом, всем своим внутренним человеком, должны отдаться Богу, отдаться Его любви. С другой стороны, она совершенна потому, что все в этой любви должно быть совершенно: терпение безгранично, милосердие – до любви к врагам, жертва – до смерти. Господь ждет от нас любви абсолютной. Но в нашем земном опыте нет ничего абсолютного, все относительно. И как нам, таким относительным, немощным и грешным, исполнить эту великую заповедь, хотя бы понять ее, чтобы отозваться на нее всем существом? Ее можно постичь, именно до пути ее исполнения. А путь исполнения – это заповеди Христовы. Вот к этому и призывает Святая Церковь, чтобы хранение заповедей было не частичным, а всецелым – от всей души, от всего сердца, всем помышлением, чтобы заповедь Божия была главной целью, главным смыслом нашей жизни. Не земное благополучие, не здоровье нас и наших ближних – все это важные вещи, но главная цель не в этом. Все мы теоретически это понимаем. И поэтому святой песнотворец, а правильнее сказать – Дух Святой его устами, обращается не к рассудку, который все понимает, а к нашей душе, которая ничего понимать не хочет. Душа не согласна с нашим умом, в ней живет закон греха – тот самый закон, о котором говорит святой Апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое ненавижу – делаю… Бедный я человек» (см. Рим. 7:19,24).
Осознать трагедию своей души, воздохнуть о ней от всего сердца – это и есть начало пробуждения. Тогда мы осознаем, что пребываем в аду, что в нашей душе царствует не Бог, а ад наших страстей, нашего самолюбия, ад привязанностей к земле. Нужно не просто увидеть, а осознать это и восскорбеть, так восскорбеть, чтобы жизнь показалась смертью, ибо эта земная жизнь и есть смерть, а подлинная жизнь – это Бог. И чем глубже и полнее Он действует в нашей душе, тем полнее наше ощущение подлинной жизни. До тех пор, пока душа этого не осознает, она спит, и, конечно, ей нужно пробудиться.
Поэтому преподобный Андрей Критский в своем покаянном каноне напоминает о том, что более всего способно пробудить нашу душу. «Конец приближается, и имаши смутитися». Конец приближается в любом случае. И Страшный Суд – конец человеческой истории, с каждым годом все ближе и ближе. Также и конец каждого из нас, в виде нашей смерти, неизбежен. Никто из нас не знает, когда он наступит – возможно в следующую минуту, а может быть, и через многие годы. Но, так или иначе, дело не во времени, а дело в неотвратимости конца. «Помни последняя твоя, и во век не согрешиши».(Сир. 7:39). Так учит нас Священное Писание, и, вслед за ним, святые Отцы.
Память о смерти – это не психологическая категория, это не то, что мы должны умом, теоретически понимать как объективную данность. Память смертная - это добродетель, а всякая добродетель есть святая мысль которая не только содержится в уме, но и утверждена у нас в сердце. Святые мысли становятся действенным начало в нашей жизни тогда, когда проникают в сердце и становятся его чувствами. Память смерти как добродетель – это не теоретическое знание, а то самое, о чем говорит преподобный Силуан Афонский: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Это реальное проживание той смерти, в которую мы погружены здесь, на земле.
Чтобы эта реальность открылась, и мы не отчаялись созерцанием этой правды жизни падшего человека в лежащем во зле мире, нам нужна живая вера. «Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде Сый и вся исполняяй». Вера – не знание ума о том, что есть Бог. Такое знание есть даже у бесов, ибо и они веруют и трепещут, но остаются бесами. Вера есть живое видение присутствия Бога в нашей жизни. Но это видение открывается только тому, кто его жаждет. И «блажени алчущии и жаждущии правды» (Мф. 5:6) – они насытятся. Тому, кто жаждет исполнить волю Божию, она и открывается. У того, кто жаждет встречи с Богом, она и происходит. Ищущие обретают, просящим дается, стучащим отворяют. Поэтому, когда мы изо всех своих духовных сил ищем, просим, стучим покаянием, молитвой, постом, трудами своими, тогда обязательно найдем, ибо Христос – «везде сый и вся исполняяй». Он присутствует везде: за Ним не надо идти в пустыню или в святые места, Он – здесь, рядом, даже в нас самих, и Он все Собою исполняет. Он есть полнота жизни, Он – Владыка Неба и земли. Никто и ничто не может воспрепятствовать Его действиям, кроме одного – нашего «я», нашего самолюбия, гордости в ее многоразличных проявлениях. Это и обида, и осуждение, и зависть, и тщеславие, и превозношение, и самолюбование и многое другое. Все это гнилые отрождения той смерти, которая называется «я». И вот с этим нам должно прежде всего побороться, чтобы дать в своем сердце простор Богу.
В отличии от отца лжи и родоначальника всякого зла, Бог – удивительно благородное Существо. Будучи Всемогущим, Он никогда не действует насильно. И поэтому Он только в том сердце воцаряется и действует, которое само, свободно и доброхотно раскрывается навстречу Ему, ничего в себе для себя не оставляя, но все предоставляя Ему. В такое сердце Господь обязательно приходит и творит там Себе обитель, а обитель Божия означает рай души, воскресение прежде общего воскресения, вечную жизнь, Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1), такое блаженство, которое исключает даже тень скорби. Вот какова цель и плод истинного покаяния – того покаяния, которое не ограничивается лишь психологическим пониманием своих недостатков, а покаяние огненное, которое переплавляет душу, которое из грешной земли – нашей души, делает Небо, наполненное огнем Святого Духа.
Еще раз желаю вам помощи Божией в оставшиеся дни Великого поста. Положенное доброе начало, как известно, есть половина дела. Но важно не растратить того, что мы успели в эти дни приобрести, и продолжить доброе течение Великого поста так, чтобы оно завершилось и великим духовным торжеством, чтобы Пасха Христова была для вас не только внешним праздником, конечно же, веселящим душу и тело, но и в наш век – предвкушением блаженства будущего века".
2 марта 2023 г.