7 апреля 2021 г., в канун праздника Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в нашей обители состоялось торжественное богослужение, которое совершило монастырское духовентво. В храме молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина с сестрами и прихожане обители. Служба с праздничной литией, полиелеем, чтением праздничного канона и канона Кресту, завершилась, по уставу 4-й седмицы Великого поста, поклонением Честному Кресту.
Благовещение - радостный праздник. Сугубая радость этого праздника в том, что Бог, желающий спасения человека, явил Свою великую милость, а Пречистая Дева приняла Его святую волю, благодаря чему совершилось таинственное и непостижимое событие Боговоплощения. Этот день особенный для обители и тем, что в день Благовещения в 1978 году почил духовный наставник - нижегородский старец игумен Исайя (Будюкин), пример жизни и молитвы которого помогают нашей обители.
"Зимой и весной 1978 года, несмотря на свой возраст (старцу было уже 93 года), батюшка чувствовал себя не так и плохо, - пишет в своих воспоминаниях Матушка Игумения. - Однако он исподволь готовил духовных детей к расставанию и говорил: «С талой весенней водой я от вас уплыву». Но никто не относил эти слова к близившейся кончине. Только одна блаженная предупреждала чад игумена Исаии, говоря, что Матерь Божия на Свой праздник заберет батюшку. Духовно близкий батюшке протоиерей Вениамин Румянцев – друг духовника нашей обители протоиерея Бориса Николаева, вспоминал: «Был я у батюшки за три дня до праздника Благовещения. Стал собираться уходить, прощаюсь: “Ну, Бог даст, увидимся”. О. Исаия поднял указательный палец вверх: “Там увидимся”. Я вышел, закрываю дверь, и меня пронзила мысль: “Все, больше я его не увижу”. И через 3 дня на праздник Благовещения он скончался. Так он предвидел свою скорую кончину».
Кончина старца последовала на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1978 года. В том году некоторые духовные чада просили у него благословения поехать на праздник Благовещения в Троице-Сергиеву Лавру, как делали это каждый год. Но батюшка их не отпустил, а велел на праздник приехать к нему. Двоим из духовных детей он объяснил, как нужно разрезать мантию, чтобы завернуть в нее тело умершего монаха, и даже нарисовал пояснительный рисунок. Перед смертью батюшка вымылся, переоделся в чистое. В день кончины в 9 утра он стал собираться в храм (Высоковский Свято-Троицкий собор). Позднюю литургию должен был служить владыка Николай (Кутепов), бывший тогда архиепископом Горьковским и Арзамасским. Отец Исаия немного задержался, размышляя: «Пусть уж сначала проедет архиерей». Он почувствовал себя плохо. Около него находились чада Зинаида и Лидия. Они положили батюшку на кровать. Лидия побежала в пономарку собора и позвала отца Феодора Данилова, который причастил игумена Исаию Святых Христовых Таин. Через 2 часа после причастия, в то время, как в соборе шла Божественная литургия, батюшка спокойно и мирно предал дух Богу.
9 апреля 1978 г. в Свято-Троицком соборе Божественную литургию и отпевание батюшки совершил архиепископ Николай, в сослужении соборного духовенства и других клириков. Игумен Исаия похоронен за алтарем Свято-Троицкого собора".
Помощь духовного наставника в жизни монастыря всегда чувствуется, и сестры обители, которые лично батюшку не знали, также ощущают его молитвы и помощь. В первый, начальный период становления, когда обитель еще не имела духовника, помощь старца была особенно ощутима. "Обстановка в монастырских стенах была сложной. И дело не только в том, что на территории обители были жилые квартиры и находились мирские организации. Сестры, переступившие монастырский порог, не имели правильных, а, точнее сказать – никаких понятий о духовной жизни. Во «главу угла» многими ставилось собственное «я» и страсти. Но победила любовь Христова и молитвы духовных наставников – игумена Исаии (Будюкина), протоиерея Бориса Николаева, протоиерея Вениамина Румянцева, протоиерея Николая Гурьянова. Каждая из сестер ощущала действующий в монастырских стенах дух любви и какой-то особый, незримый порядок, что было удивительно среди хаоса в душах и вторгающегося в жизнь мирского шума. Этот особый строй жизни сам по себе был безмолвной проповедью: без давления и навязывания взглядов, он заставлял сестер «подтягиваться», умалять самолюбие, делать хотя бы небольшие шаги в духовной жизни.
Духовным стержнем, благодаря которому, по милости Божией, удалось пережить трудное время, когда в обители еще не было духовника, была помощь игумена Исаии. И в том, что монастырю был дан духовник-старец протоиерей Борис, видится молитвенное предстательство игумена Исаии, протоиерея Вениамина и протоиерея Николая. С искренней благодарностью молимся об упокоении их душ и просим Господа помиловать нас их святыми молитвами".
Заступничеством Пречистой Божией Матери, пусть Господь поможет, в меру наших сил, подражать Ей в принятии Божественной воли, и пусть Ее смиренный дух, горячая любовь к Богу и усердие в духовном делании будут для всех нас светлым примером!
Цитаты приводятся по статье игумении Викторины (Перминовой) "Игумен Исаия (Будюкин) (1885-1978)"
Фотогалерея: