В Навечерие Рождества Христова в нашем монастыре состоялось предпразднственное богослужение

6 января 2021 года, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский Сочельник), после чтения Царских Часов и изобразительных, в нашем монастыре состоялись праздничная  Великая вечерня и Литургия святителя Василия Великого, совершенные духовенством обители. За богослужением молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и наши прихожане.

 После отпуста утреннего богослужения, по традиции монастыря, был совершен сход в центре храма. Матушка Игумения и сестры обители вместе с духовенством  пропели тропарь и кондак праздника перед горящей свечой, знаменующей рождественскую Звезду, возвестившую о Пришедшем в мир Спасителе.

 Богослужение этого дня глубокомысленно и исполнено богословской мудрости. Первая стихира на вечерне начинается словами: "Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе..." Начальные слова этого молитвословия взяты святителем Германом Константинопольским из Псалма 94. По своему содержанию и эти слова, и все содержание 94-го псалма вполне могут рассматриваться как пророческие, предрекающие поклонение Рожденному Спасителю мира. Далее мы слышим призыв возвестить совершившееся исполнение древнего пророчества. То, что ожидалось тысячелетиями, стало реальностью: таинство совершилось и стало действительностью.

 Славянское слово «тайна» есть перевод греческого слова μυστήριον (мистирион). В современном русском язык значение этого слова лучше передается словом «таинство».  Святитель Герман раскрывает свою мысль, провозглашая, что разрушилась стена,  отделяющая человека от Бога и Горнего мира, огненный меч отвращается, и от древа жизни, от которого человек был изгнан из-за непослушания,  отступает Херувим, и "аз райския пищи причащаюся". Это произошло потому, что "Неизменный Образ Отеч", запечатление вечного бытия Бога принимает образ раба, становится Человеком, оставаясь Тем, Кем был  – Богом Истинным. Он принял на Себя то, чем не был, сделавшись человеком  по человеколюбию.  Как пишет об этом святитель Григорий Богослов: «И Сын Божий благоволил стать и именоваться и сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо сие неизменяемо), но, приняв то, чем не был (ибо Он человеколюбив)...»

 В торжественный момент, на Входе, звучит стихира монахини Кассии:

 "Августу eдиноначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под eдинем царством мирским гради быша, и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, Именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе".

 Эта стихира – одно из самых известнейших произведений преподобной Кассии Константинопольской, единственной известной женщины-составительницы церковных молитвословий. Составители Минеи поставили эту стихиру для пения во время вечернего входа. Это место в богослужении занимали лишь самые лучшие образцы церковного песнотворчества.

 Преподобная Кассия показывает, как во внешних обстоятельствах политической и социальной действительности Римской империи осуществляется вечный Промысел Божий. При этом автор стихиры употребляет т.н. метод противопоставления, сравнивая события земной жизни и то, что имеет вечное, непреходящее значение, и свидетельствуя о Божественной милости Вочеловечившегося Господа.

Перед Причащением СВ. Христовых Таин.

 Преподобная Кассия родилась между 800 и 810 годами в Константинополе в знатной семье. Она отличалась удивительной красотой и блестящим умом. Когда молодой император Феофил задумал жениться, тогда, по обычаю, в одном из залов дворца собрали двенадцать самых красивых девушек империи (в 821 или 830). Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберет своей невестой. Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать ее, он сказал: «Зло проистекло от женщины», подразумевая Еву и цитируя известные слова святителя Иоанна Златоуста. Завершая цитату, девушка ответила: «Да, но от женщины для нас проистекло и высшее благо», имея в виду, что через Богородицу, новую Еву, явилось спасение миру. Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что она превзойдет его, Феофил остановил выбор на святой Феодоре, которая впоследствии восстановила Православие.

 Преподобная Кассия основала монастырь на холме Евдомон, впоследствии названный монастырем Кассии. Там она после настоятельных увещеваний преподобного Феодора Студита приняла монашеский постриг и была избрана игуменьей. Так, не получив земного царства, она приобрела Царство Небесное. Сокровища своей созерцательной жизни преподобная Кассия переложила в прекрасные богослужебные песнопения, которые утвердили ее место в ряду величайших гимнографов Церкви.

 С юности святая Кассия проявила приверженность иконопочитанию. Она открыто противодействовала иконоборческой политике, которую вел император. Во время запрета почитания икон она не избежала преследований и подверглась жестокому бичеванию. Это не поколебало ее упорства в сопротивлении иконоборцам. Преподобная Кассия часто посещала заключенных в тюрьмы монахов, поддерживала их дарами и письмами. Святая Кассия скончалась в мире между 843 и 867 годами.

 Молитвами святых песнотворцев и всех святых, да поможет всем нам Господь молитвенно встретить Его Рождество и поклониться Ему!

6 января 2021 г.

Использованы материалы: Протоиерей Георгий Рой "Богословие и особенности перевода стихир и тропарей вечерни Рождества Христова" https://bogoslov.ru/article/4797439

Синаксарь. Жития святых православной Церкви. Сост. иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря https://pravoslavie.ru/56198.html

Фотогалерея: