Ясный ноябрьский день. Подворье обители

После череды пасмурных дней на подворье обители вновь установилась ясная погода. Легкий мороз, прозрачный воздух, ветви деревьев, сквозь которые видно голубое безоблачное  небо и не по-осеннему яркое солнце... Такой красивый день - настоящий подарок Божий!

 С полей в окрестностях подворья виден храм, и это напоминает о присутствии Всеблагого Господа - Премудрого Создателя окружающего мира, и о том, что мы всегда можем обратиться к Нему в молитве. 

 Поздняя осень не изобилует яркими красками, но в осенних видах есть своя скромная красота. Внутренняя жизнь человеческого духа так же сокровенна, незаметна, скрыта за внешней жизнью и ее обстоятельствами, но именно от нее во многом зависит наша вечная участь.    

"Уясни себе повпечатлительнее, что внешнее не ценно без внутреннего, - пишет святитель Феофан Затворник. -  Внешняя исправность поведения — листья; внутренние добрые расположения — плод. Смоковница листьями обещала плоды, но Спаситель, не нашедши их на ней, проклял ее. Таков же пред лицем Его и всякий внешне исправный, без искренне доброго и богобоязненного сердца. Сыне, даждь ми сердце, — говорит Господь у Премудрого (Притч. 23, 26). Из сердца как все доброе, так и все злое. Каков ты в сердце, таков ты пред лицем Господа. Если ты горд в сердце, то как ни смиренничай наружно, все Господь видит тебя гордым. Так и во всем прочем. А суд других — обманчивая лесть. Другие не знают нас, а относятся к нам хорошо, или предполагая нас добрыми, или подчиняясь закону приличия".

Святитель Филарет, митрополит Московский, предупреждает: "Не должно слишком много успокоивать себя внешнею непорочностию своей жизни: не делать грубых, явных преступлений, не убивать, не грабить, не притеснять, не значит еще быть добродетельным и достойным блаженства; в некоторых людях это есть только внешняя благовидность жизни, еще не означающая души, в добре утвержденной; это есть только преддверие, которым входят в храм непорочности, только подножие, которым восходят к добродетели, стоящей гораздо выше...

 Остережемся, чтобы не погрешать в определении сравнительной цены наружнаго и внутреннего, чтобы не променять золота на медь и серебра на олово, чтобы, останавливаясь на наружном, не погрязнуть в суете. Не внутреннее существует для внешняго, но внешнее для внутренняго, внешния видимыя блага для тела, тело для души, душа для Бога и царствия Божия: а царствие Бoжиe, по слову Господню, внутрь вас есть (Лук. 17:21), если вы не поработились наружному, и не потерялись в нем. Занимайтесь и пользуйтесь наружным соответственно потребности, с умеренностию: но всегда поспешайте обращаться ко внутреннему".

"Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему, - поясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), - они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной". 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о духе и направлении нашей внутренней жизни: "Любовь христианская лучше предпочитает терпеть все внешние неудобства жизни, тесноту, отсутствие чистого воздуха, убытки, нежели из-за внешних этих и подобных неудобств допускать нетерпение, огорчение, раздражение, озлобление, ропот на стесняющих нас по нужде или по капризу характера, или по желанию пожить на чужой счет, на чужое спокойствие. Любовь все терпит и все переносит с ущербом для себя, для своей материальной и телесной жизни: ибо где любовь, там благодать Божия и всякое добро, там спокойствие, там довольство. Христианин претерпевает все, только бы не лишиться благодати Божией, которая для него величайшее из благ".

Да поможет нам Господь приносить добрые плоды и созидать внутри себя Царствие Божие!

17 ноября 2020 г.

Цитаты приводятся по источнику: Святые отцы о внешнем и внутреннем

 Фотогалерея: