В ответ на чудеса милости Божией мы призваны измениться внутренне и исправить свою жизнь

26 июля 2020 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице и день памяти святых Отцов Шести Вселенских Соборов, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В завершении Божественной Литургии протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью.

 В сегодняшний воскресный день празднуется память утвердивших Веру Православную святых Отцов. Одно из Евангельских чтений этого дня  - о  чуде исцелнения двух слепцов, усердно просивших Господа и по вере получивших просимое.

 Человек сотворен Богом свободным. Он может выбирать, каким будет его внутренний мир. Еще здесь, на земле, он способен созидать в своем сердце все доброе и достигать райского состояния, или же впускать внутрь себя зло, развивать греховные помыслы и желания, и, таким образом, находиться в состоянии адском, мрачном и скорбном. Созидать свой внутренний мир означает стремиться к Богу в молитве, трезвении, трудах во Славу Божию, а разрушать его - значит следовать за своими страстями и нарушать Господни заповеди.

 В Евангельском чтении повествуется о том, как, после воскрешения дочери Иаира, Христос встретил двух слепцов, которые стали просить об исцелении. Господь не сразу ответил на их просьбу, возможно, испытывая усердие, веру и внутреннее расположение просящих. Слепые не оставляли Спасителя и шли за ним. Наконец, Господь спросил их, имеют ли они веру в то, что Он может их исцелить. Вопрос о вере неслучаен. Он обращен к сущности человека, к его сердцу. Ведь, чтобы совершилось Божие чудо, человек должен желать, чтобы его коснулась Божественная благодать и произвела в нем спасительные изменения. Иными словами, человек должен быть открыт для Бога и желать стать лучше.

 Священное Писание говорит о том, что Господь стоит у дверей сердца каждого человека (см Откр. 3:20). Но, если человек закрывает себя и не отвечает на зов Божий, то Господь не войдет. Если у человека нет стремления к Богу и желания жить по Божественным заповедям, то благодатная сила не будет в нем действовать. Евангельские слепцы ответили Спасителю, что имеют веру, то есть желают исполнять волю Божию и пребывать с Богом. Тогда Господь их исцеляет, говоря: "По вере вашей будет вам" (Мф. 9:29).

 Затем Спаситель повелевает исцеленным никому не рассказывать о совершенном чуде. Чем объясняется такое строгое повеление? Так могло быть по разным причинам. Ведь совершилось Божественное  таинство. Хотя у чуда и были свидетели, но никто не видел того внутреннего изменения, которе произошло в душах исцеленных, когда они ощутили благодать Божию, и Господь коснулся их сердец.

 В жизни каждого человека, особенно молящегося и приступающего к Таинствам, бывает ощутимо Присутствие Божие. Чтобы не возгордиться и не потерять ощущения близости к нам Бога, Господь призывает нас быть внимательными, хранить это духовное состояние, не терять его через празднословие и многословие, не увлечься тщеславием, которое может незаметно вкрасться и подменить собой благодарность Богу. Гордость ослепляет человека, и ему начинает казаться, что он всего достиг сам, и ему не за что благодарить Бога. Тогда он еще больше удаляется от Бога и не может воспринять Божественную помощь.

 Господь помогает нам тогда, когда мы доверяем Ему. Сегодня мы празднуем память многих святых Отцов. Как они достигли святости? Святые стяжали такую благодать Божию, что даже творили чудеса, потому что отверглись своей воли, воспринимая и исполняя то, что им повелевал Господь. И поэтому они ощущали Присутствие Бога, а это самое великое чудо, которое может произойти на земле. И еще одним великим чудом является внутреннее изменение человека при помощи Божественной благодати. Но для этого необходимы вера и труд, так как без человеческого стремления, усилий и труда спасение не совершается.

 Нужно помнить, что для спасения человеку необходимы не только молитва, но и трезвение, и труд. В труде проявляется и крепнет наша любовь к Богу и ближним. Труд является продолжением нашей молитвы: совершаемый перед Богом, с благоговением и мыслью о том, что Господь нас видит, он также становится молитвой. Человек создан из души и тела, и его тело также должно трудиться, потому что без труда мечтания и праздность расслабляют душу. Господь сказал, что Царствие Божие нудится (Мф. 11:12), и употребляющие усилие восхищают его. Будем же всесторонне трудиться для Царствия Божия, стараться быть благодарными Богу и просить Его, чтобы Он даровал нам благодатные силы и усердие для спасительных трудов.

 Молясь, мы желаем, чтобы Господь нас услышал и ответил на наши молитвы, и это желание естественно. Но мы должны понимать и помнить, что Господь всегда нас слышит, а отвечает так, как лучше и спасительнее для нас самих. Иногда мы сами не можем услышать и воспринять Божественный ответ. А, когда его получаем, то Господь ждет от нас и дарует помощь для того, чтобы, в ответ на чудеса милости Божией, мы изменились внутренне и исправили свою жизнь.

26 июля 2020 г.