Воскресная проповедь. Человеческая справедливость часто основана на гордости, а Божественная правда – на любви, смирении и милосердии

 9 февраля 2020 года, в Неделю о мытаре и фарисее и на празднование Собору новомучеников и исповедников Российских, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении богослужения и заупокойной литии за всех, в годы гонения за веру Христову пострадавших, протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью:

  Поздравляю всех с воскресным днем и празднованием памяти новомучеников и исповедников Российских – наших святых соотечественников. Благодаря их подвигу, мы имеем возможность жить жизнью Церкви, посещать храм, участвовать в Таинствах, хранить нашу Веру, передавать ее нашим детям и внукам. Постараемся же быть достойными наследия и плодов подвига новомучеников. Также сегодня мы поминаем всех тех, кто пострадал в годину гонений. Среди них есть непрославленные в лике святых, чьи-то родные и близкие и никому не известные страдальцы. Сегодня у нас была возможность совместно помолиться за них во время Литургии и на заупокойной литии.

  Начались приготовительные к Великому посту недели, и сегодня мы вновь слышали Евангельское чтение о мытаре и фарисее. В Своей притче Господь Иисус Христос дал разную оценку двум молящимся в храме людям. Молитва обоих была искренней и выражала их внутреннее состояние. Один из молящихся имел добрые дела, в точности соблюдал закон и благодарил за это Бога, а другой был грешником. И, по справедливости, оправдание и благое воздаяние заслужил первый, а не второй. Но почему-то более оправданным уходит мытарь – человек грешный.

  Почему так происходит? Потому что правда Божия отличается и далеко отстоит от справедливости человеческой. Человеческая справедливость часто основана на гордости, а Божественная правда – на любви, смирении и милосердии. Нам бывает трудно понять справедливость Божию потому, что мы пытаемся утвердить свою справедливость, навязать другим то, что считаем правильным. Священное Писание показывает, насколько обманчива человеческая справедливость: мы видим, как безвинно страдали пророки, праведники и Сам Господь Иисус Христос.

  Из сегодняшней Евангельской притчи мы узнаем, в что Божественная любовь всеобъемлюща, но она удаляется от человеческой гордыни и пребывает со смиренными и сокрушенными сердцем. Мытарь действительно был грешником, обижал людей, присваивал себе часть собираемых пошлин, но он пришел в храм с глубоким покаянием и считал себя самым последним из молящихся. Человек не может совсем не иметь добрых дел: были они и у мытаря. Однако он не искал справедливости для себя, а просил у Бога только милости – и Господь его помиловал и оправдал.

  Кто ищет не своей, а Божественной правды, тот обретает и любовь Божию.  А тот, кто пытается оправдаться своими делами и праведностью, выставляя их перед Богом и людьми как нечто великое и ожидая, что его будут ценить, глубоко ошибается. Если поставить все «заслуги» человека на одну чашу весов, а грехи – на другую, то множество грехов перевесит, и человек не только не оправдается, а еще и осудится за свое превозношение. Делать доброе для человека необходимо. Доброделание является нашим естественным состоянием. Конечно же, мы не можем гордиться тем, что дышим, или тем, что имея неоплатный долг, по частям отдаем его. Наши молитвы и доброделание приносят плоды и привлекают милость Божию, когда растворены смирением. Когда к Богу обращаются даже великие грешники и не ставят перед Ним на чашу весов свои мнимые заслуги, а просто просят о прощении и помиловании, то любовь Божия покрывает множество их грехов.

  В древнем патерике рассказывается, как один монах пришел к преподобному Пимену Великому и спросил, что ему делать, чтобы не осуждать других. И авва Пимен указал брату на корень осуждения: если человек по гордости не видит своих грехов и живет невнимательно, то замечает только грехи окружающих и осуждает их; но как только перестает заниматься другими, а исправляет самого себя и смиряется перед Богом и ближними, так сразу же перестает осуждать. Наше осуждение является тем грехом, который перевешивает все грехи наших ближних, и мы, по духовному закону, впадаем в то же, в чем осуждаем других. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что тот, кто осуждает ближних, уподобляется антихристу, ставя себя на место Бога, ведь только Господь есть Судия для каждого человека. Иуда был апостолом, но его гордость, зависть и осуждение сделали из него предателя. Разбойник же, который грабил и убивал людей в Иудейской пустыне, на кресте покаялся и первым вошел в рай.  Постараемся же уяснить для себя, что наши дела и наша справедливость перед Богом – ничто. Мы должны творить добро, чтобы приближаться ко Господу, но спастись и войти в Царство Небесное мы можем только Божией любовью и милостью.

  Желаю всем нам помощи Божией, чтобы вести правильную духовную жизнь и правильно видеть себя. По словам святителя Феофана Затворника, когда мы выполняем только то, что нам полагается, мы лишь отодвигаем наказание. Фарисей хвалился тем, что он и так должен был делать. Для верующего человека доброделание должно быть не только естественным – оно должно стать потребностью и радостью, потому что христианин делает добро ради Христа. Христианин призван духовно возрастать, совершенствоваться в добродетелях. Каждый раз, восходя на новую ступень, он будет видеть, сколько всего еще не сделано, и это новый повод для смирения и дальнейшего совершенствования. Человек, который видит свои грехи и несовршенства, находится на правильном пути. Нередко можно встретить среди неверующих и невоцерковленных людей таких, которые считают, что не нуждаются в молитве и хождении в храм, потому что у них и так «все хорошо», «ничего плохого они не делают» и так далее. Те, кто так говорит, к сожалению, не видят и не знают себя, не понимают той опасности, в которой находятся, и закрываются от любви и милосердия Божия. Также и мы, считая себя верующими, не будем думать, что уже многое сделали перед Богом, и можно позволить себе расслабиться, но будем подвизаться в молитве, трезвении и добрых делах, для чего нам дается в помощь грядущее время Великого поста.

9 февраля 2020 г.