Воскресная проповедь. Душа, богатеющая добродетелями для Царствия Божия, соединится с Источником всех благ

  1 декабря 2019 г., в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, на подворье обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились сестры, трудящиеся на подворье, и наши прихожане. По завершении Божественной литургии, протоиерей Серафим поздравил молящихся с воскресным днем, пожелал провести наступивший Рождественский пост с пользой для души и произнес проповедь:

  Часто мы напоминаем богатого человека из Евангельской притчи, которую сегодня слышали. Богач так погрузился в земные попечения, что забыл, откуда у него  богатство. То, что имеет человек, дал ему Бог. Мы только пользуемся данным достоянием.  А безумный богач решил полностью присвоить и приписать все себе, завладеть всем, другими словами - «украсть» у Бога. Но Господь назвал эту попытку безумием, потому что человек смертен, и он не возьмет с собой в иной мир ничего, кроме внутреннего состояния  -  духовного плода собственных дел и помышлений, намерений и поступков.

  Любящий сын не будет ничего красть у своего отца. А тот, кто имеет устроение лукавого и нерадивого раба, завидует своему господину или сотоварищам: такой человек может попытаться что-то украсть «за спиной» у господина в надежде получить большую выгоду. Но это ложная надежда.  Человек с подобным устроением и делами не будет иметь ни земного благополучия, ни блаженства вечного, а теряет очень многое. Если вспомнить о Вавилонской башне, пирамидах, многочисленных замках и дворцах и вообще обо всем, чем хотел прославить и насытить себя удалившийся от Бога человек, и задаться вопросом, были ли обладатели всего этого счастливы и как долго, и нужны ли им сейчас имущество и мирская слава, то ответ очевиден.

  Богач, о котором говорит Спаситель в притче, вырастил урожай не своими силами. Несомненно, он прикладывал труд, но не управлял ни солнцем, ни дождем, ни землей, ни небом – он ждал милости Божией.  И сам труд человеческий – силы, способности, разумение – также от Бога. Приписывать все это себе является безумием.

  Все, чем мы пользуемся на земле, дано нам Господом для того, чтобы мы мудро и справедливо этим распорядились. Но мы часто уподобляемся безумному богачу независимо от того, много ли имеем и чем обладаем. Кто-то присваивает себе многое, а кто-то просто не желает помочь находящемуся рядом человеку, проявить милость, что-то потерпеть, поблагодарить Господа. Постараемся же не допустить того, чтобы в конце нашей жизни душа разрывалась в тоске, оставляя то, чем она жила и что себе присваивала на земле.

  В Священном Писании Господь открывает человеку, что незачем прилепляться к земному, и что благословен тот, кто собирает сокровища небесные, ищет прежде всего Царствия Божия и правды его. Апостол Павел говорит, что мы созданы Богом для благих дел (см. Еф. 2:10). И мы не сможем стать счастливыми, если, по обычаям греховного мира, будем пытаться кого-то обмануть, что-то украсть, присвоить, чем-то неправедно завладеть.

  К сожалению, мы не умеем довольствоваться тем что имеем, но стремимся иметь все больше и больше. Зачастую мы присваиваем себе столько, что не можем вместить, а от этого теряем еще больше небесных благ. Но  душе нужнее всего богатеть для Царствия Божия, исполняя Евангельские Заповеди, и тогда она соединится с Источником всех благ – Богом.

  Известен следующий случай, произошедший в первые века от Рождества Христова. Богатые греческие купцы прибыли в Александрию, чтобы раздать милостыню. Им указали на одного калеку. Но увечный человек отказался от подаяния, сказав, что зарабатывает на жизнь своим трудом. Тогда купцов направили в дом одной бедной вдовы, но ее дети  отказались от милостыни. Сама же вдова, вернувшись с работы, также не взяла подаяние. Она сказала, что помощью человеческой ее лишают Покровительства Божия, что ее Помощником является Бог. Так поступали и пустынники, не принимавшие милостыню, но посылавшие ее в более бедные обители и тем, кто больше нуждался в помощи. Истинные христиане стремятся довольствоваться плодами своих трудов и благодарят Господа.

  Притчей о безумном богаче Господь напоминает нам и о Своем Суде, где будут оценены все наши поступки и то, богатели ли мы добродетелями, или же присваивали себе не принадлежащее нам как обманщики и воры. Святые отцы говорили, что ничего незначительного в нашей жизни не бывает, и каждый ответит даже за неправильно использованную веревку.

  Постараемся же сделать все возможное, чтобы не быть осужденными с безумным богачом, и будем прилагать свои силы для украшения души добродетелями и устроения своей жизни по правде Божией.

  Каждый из нас богат теми дарованиями, которыми наделил его Бог, и имеет свой род деятельности – кто-то учитель, кто-то врач, кто-то руководитель, кто-то находится под началом и исполняет свои обязанности и долг. Нам нужно понимать, что дарования и способности даны нам Богом, и этой данностью мы можем распорядиться во спасение души и на благо ближних. В доме, в семье, на работе, в святой обители, в любом месте мы всегда имеем перед собой то поле деятельности, где можем послужить своими дарованиями. Рядом с нами находятся те, кому необходима наша помощь. Если мы откликнемся, потрудимся над собой и для ближних, то будем возрастать духовно и богатеть в Бога добрыми делами. 

1 декабря 2019 г.