Чем сильнее вера и больше преданность в волю Божию, тем больше благодати вмещает душа

  4 августа 2019 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице и день памяти святой Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились сестры обители, трудящиеся на подворье, и наши прихожане.  По завершении Божественной литургии, протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью:

  Каждый человек имеет возможность созидать свой внутренний мир: он созидает внутри себя либо Царствие Божие, либо ад уже здесь, на земле. Мы слышали Евангельское чтение об исцелении Господом Иисусом Христом двух слепых. Господь не сразу откликнулся на их просьбу, возможно, испытывая веру, усердие, сердечное расположение обратившихся к Нему людей. Но слепцы шли за Господом и неотступно просили о помощи, пока Он не обернулся и не спросил, веруют ли они, что Он может их исцелить.

  Вопрос о вере очень важен. Спаситель часто обращался с таким вопросом к людям, чтобы они посмотрели внутрь себя и подумали о том, что происходит в глубине их душ. Так Господь стоит у дверей сердца и каждого человека. Он стучится в дверь сердца, чтобы человек впустил Бога в свою жизнь. Но если человек закрывает себя для Господа, если он не желает трудиться над собой, исполнять Божественные заповеди – Господь к нему не войдет.

  Обратившиеся ко Христу слепые ответили, что они веруют. И они действительно доверились Врачу душ и телес. Поэтому Господь не только даровал им прозрение, но и коснулся их сердец, в которых произошло чудесное изменение. Совершилось таинство: человек проявил послушание, доверился Богу – и сразу же получил от Господа ответ, ощутил в себе Божественную благодать. Такое бывает и в нашей жизни: приступая к церковным Таинствам, предавая себя в волю Божию в своих повседневных делах, совершая за святое послушание то, что угодно Богу, человек может ощутить в своей душе благодатный мир, получить от Господа вразумление и исцеление.

  Христос велел исцеленным никому не говорить об этом сокровенном событии, чтобы не растратить благодать, не потерять сразу ощущение близости со Спасителем. Совершая чудеса, Господь нередко просил хранить молчание и потому, что не искал человеческой славы. Поступая так, Он оставил нам пример, поскольку земная слава и известность часто приносят вред человеку. Таким же образом поступали святые и праведные люди, когда к ним обращались за помощью: они стремились к тому, чтобы страждущий человек не от них ждал чуда, а прежде соединялся с Богом верой, покаянием, преданностью в волю Господа – и тогда чудо действительно происходило.  Угодники Божии никогда не приписывали себе произошедшее чудесное событие, относя его только к действию Господа, и как огня боялись человеческой славы.

  Мы нередко ищем видимых, явных чудес. Господь посылает нам и такие чудеса, чтобы укрепить нашу веру. Но самое большое чудо, какое может произойти на земле - это благодатное присутствие Бога в сердце и жизни человека.

  Господь открывает Себя человеку и желает всегда пребывать с Ним. Но, чтобы Бог пребывал с человеком, требуется стремление, усердие и труд самого человека. Бог не довлеет над нашей волей и удаляется от человека, если он избирает грех. Но если человек борется со своими страстями, перестает согрешать, начинает творить противоположное греху добро, трудится ради своего спасения и обращается к Богу за помощью в молитве, Господь приближается и помогает ему.  

  Когда преподобный Антоний Великий был в затруднении и размышлял о том, как совершать дело спасения, чтобы не одолевали ни ропот, ни леность, и чтобы сохранять первоначальные ревность и воодушевление, ему явился Ангел Господень Посланник Божий показал, что нужно чередовать духовные делания, уделяя поочередно время для молитвы и труда, и все это необходимо совершать с трезвением – вниманием к своей внутренней жизни.

  Человек должен не только молиться, но и трудиться, потому что в труде проявляется наша любовь к Богу и степень нашего самоотвержения ради Господа и ближних. В труде мы учимся отказываться от своей воли, не надеяться на себя, призывать Бога на помощь. В основном, мы трудимся не ради себя, а ради ближних. Но труд необходим и нам самим, поскольку человек состоит из души и тела, которое укрепляется в труде и исполняет свое предназначение. Господь сказал о том, что Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Таким образом, труд, совершаемый ради Бога с вниманием к своей душе, становится для нас школой духовной жизни, продолжением нашей молитвы, и тогда вся жизнь становится молитвой и предстоянием Богу.

  Желаю, чтобы Господь укрепил наши силы для духовного делания, и чтобы мы научились благодарить Бога и в радости, и в трудах, а также и в ниспосылаемых для нашей пользы испытаниях. Мы замечаем, что  мы все обращаемся к Богу с просьбами, но Господь не в равной мере всем отвечает. Святитель Феофан Затворник говорит о том, что вокруг нас текут реки Божественной благодати, но человеку благодать дается по мере его веры и открытости Богу. Святитель Феофан приводит такой пример: у людей разный объем легких, чьи-то легкие вмещают больше воздуха, чьи-то меньше. Так же бывает и в духовной жизни. Чем сильнее вера и больше преданность воле Божией, тем больше душа может вместить благодати и Божественных даров. Бог не желает Своей силой заставить нас веровать, но мы сами, по доброй воле, имеем возможность возрастать в вере, в чем Господь всегда поддержит человека и поможет ему. Когда нам кажется, что Бог нас не слышит, мы ошибаемся: Он слышит нас всегда, но не всегда исполняет прошения, либо ограждая нас от неполезного, либо укрепляя в терпении и развивая нашу веру. В любом случае, мы получаем плод от нашей молитвы и труда, если не будем роптать, а станем благодарить Бога и доверять Ему.

4 августа 2019 г.