В Неделю 3-ю по Пятидесятнице и праздник Рождества св. Иоанна Предтечи на подворье обители состоялось богослужение

  7 июля 2019 г., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря иерей Димитрий Комаров. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане.

  По завершении богослужения отец Димитрий поздравил молящихся с воскресным днем и великим праздником и обратился к ним с проповедью:

«Пророк и Предтеча Господень Иоанн был проповедником покаяния, поэтому сегодня поговорим о покаянии. В современном мире покаяние зачастую не имеет должной глубины, как, к сожалению, и другие делания.

  В древности к одному из преподобных отцов подошли ученики и спросили, как спасаются современные им монахи. Они имели в виду тех подвижников, которые жили тысячу семьсот лет назад, и о которых мы читаем в патериках. Святой ответил, что они спасались великими подвигами, всецелым послушанием и исполнением Заповедей Божиих, а также всех установлений и правил жизни монашеской, и таким образом достигали Небесного Царствия. Тогда ученики спросили: «Авва, как будут спасаться те, которые придут после нас?» - «Они будут исполнять только половину предписанного в монашеских уставах», - ответил старец. «А как же будут спасаться монахи в последние времена?» - спросили ученики. «В последние времена монахи будут мало чем отличаться от мирян, а миряне подчас станут жить как в аду, но Господь пошлет им такие скорби, что тот, кто претерпит до конца, будет выше нас», - сказал преподобный отец.

  Мы живем во времена, когда совершаются провозвещенные Отцами события: монашествующие не в силах исполнять тех правил, которые исполняли древние отцы, а миряне тем более не делают того, что делали миряне более полутора тысяч лет назад. Но это совсем не повод для духовной расслабленности и успокоения себя мыслью, что так должно быть. Нет, так быть не должно. Если мы не подвизаемся в меру своих сил, нам посылаются скорби. Когда приходят скорби, мы начинает стонать и вопиять к Богу: «Господи, отними от меня эту болезнь или скорбь!» Но ведь причиной многих скорбей являемся мы сами.  

  Скорби посылаются для нашего спасения. Часть из них мы не можем отвратить, но часть скорбей в нашей жизни происходит по причине нераскаянных грехов. Покаяние – это не просто констатация факта. Бывает, что человек видит или чувствует, что делает что-то не так, например, осуждает. Это лишает его Божественной благодати и мира. Тогда он рассуждает: «Да, это неправильно. Пойду и скажу об этом священнику на исповеди». Так он и приходит на исповедь для того, чтобы только сказать о грехе. Нередко все это говорится без переживания, без чувства сокрушения. Можно ли это назвать покаянием?  Нет, это сложно назвать покаянием, это лишь малая его часть. Покаяние же есть изменение всей жизни.

  Человек должен с сокрушенным сердцем прийти на исповедь, покаяться в грехе, который тяготит его, и, ничего не утаив, сказать и о прочих грехах. После исповеди, поразмыслив и помолившись, он должен приняться за исправление своей жизни. Если, например, он играл в компьютерные игры, то пусть подумает после исповеди, как бы в них не играть, пусть попытается занять это время чем-то добрым.  И нужно просить Бога о помощи, потому что каждый из нас чувствует, насколько он немощен и не в силах справиться с собой. Поэтому необходимо от всей души просить: «Господи, помоги мне исправиться!» И Господь даст силу, и мальчик или девочка, проводившие все время за компьютерными играми, постепенно перестанут в них играть, оставят душепагубное увлечение. Так же обстоит дело и с любой страстью.

  Без перемены жизни полного покаяния не получится. Тогда нам придется терпеть скорби, и мы опять будем расстраиваться, унывать и спрашивать Бога: «Зачем Ты мне это послал? Ведь я ничего плохого не делал…»  И вновь человек оказывается в замкнутом круге, изображенном для него врагом-диаволом и принятом им самим: с одной стороны он не приносит глубокого покаяния, а с другой – не может принять те скорби, которые Господь ему посылает. Если же мы не смиримся и не признаем, что Господь посылает скорби для нашего исцеления, то не получим от них должной пользы.

  Когда случается даже небольшая неприятность (не говорю уже о серьезных испытаниях и скорбях), и не исполняются какие-то намеченные планы, многие начинают унывать и отчаиваться. Это происходит и от нашей гордыни, и от того, что мы неправильно относимся к подаваемому нам Богом лекарству.  Бог разрушает наши планы, потому что видит последствия этих планов. С другой стороны, Он видит, что, исполнив намеченное, мы присвоим заслуги самим себе и тем себе же повредим. А ведь ничего доброго мы даже и помыслить не можем, если бы Дух Святой «воздыханиями неизглаголанными» (Рим. 8:26) не ходатайствовал о нас. Ибо в нас нет ничего доброго, а все что есть благого, подает нам Святой Дух. Все доброе – и желание, и силы помолиться, подается только благодатию Святого Духа, животворящей и питающей нас. Поэтому святой Иоанн Креститель и говорит о том, по какому признаку Он узнает Христа-Спасителя, повторяя полученное откровение: «Над негоже узриши Духа сходяща, яко голубя, и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым» (Иоан. 1: 33)».

  Проповедь покаяния Иоанна Крестителя не умолкает и до нашего времени. Открыв святое Евангелие, мы можем яснее ее услышать и приложить сказанное к собственной жизни. Услышав глас святого Предтечи, мы имеем возможность откликнуться на его призыв к покаянию, исполнить его слово и изменить жизнь, сделав ее согласной с Евангелием, чтобы нам вечно радоваться в Царстве Божием вместе с Крестителем Господним и всеми святыми».

7 июля 2019 г.