Княгиня Мария Ивановна Серпуховская

Доклад Морозовой Людмилы Евгеньевны,

доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института Российской истории РАН

Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН

Морозова Людмила Евгеньевна,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Института Российской истории РАН

  
   Княгиня Мария Ивановна Серпуховская известна, как основательница Рождественского монастыря в Москве. В источниках сохранилось мало сведений об ее жизни и деятельности, но по косвенным данным можно узнать, что она была исключительно благочестивой женщиной. Кроме того ее имя тесно связано с преподобным Сергием Радонежским. Именно она стала основательницей традиции почитания святого игумена. Поэтому попробуем восстановить жизнь этой замечательной женщины во всей полноте.
  Дата рождения Марии неизвестна, но можно предположить, что она была приблизительно одного возраста или немного младше своего супруга, боровско-серпуховского князя Андрея Ивановича. Он, как известно из летописей, появился на свет в 1327 г.[1] Значит, Мария могла родиться приблизительно в 1330 года.
  Отцом Марии, по сообщению Рогожского летописца, являлся галицко-дмитровский князь Иван Федорович [2]. В качестве приданого дочери он, видимо, дал земли в районе Радонежа, примыкавшие к его собственным владениям.
   Брак между Андреем Серпуховским и Марией был заключен в 1345 г.[3] В это же время вновь женились великий князь Семен Иванович и его средний брат Иван Иванович.
   Андрей Иванович Серпуховской после смерти отца, великого князя Ивана Калиты, с 1340 г. являлся владельцем значительных земельных владений, расположенных на окраине Московского княжества. Вероятно, они были слабо заселены, поэтому он разрешил переселиться в них обедневшим боярам Ростова Великого. Среди них были и родители Сергия Радонежского.
   Из истории Троице-Сергиева монастыря известно, что он был основан в 1344-1345 гг. братьями-монахами Стефаном и Сергием недалеко от Радонежа во владениях Андрея Серпуховского. Фактически, это произошло тогда же, когда князь женился на Марии Ивановне. Поэтому напрашивается предположение, что обитель возникла в честь этого важного события для княжеской семьи на землях, являвшихся приданым невесты.
   Андрей Серпуховской и его жена Мария Ивановна стали покровителями нового монастыря. В источниках не сохранились сведения о том, в чем заключалась их помощь инокам и каковы были их взаимоотношения с преподобным Сергием, Троицким игуменом. Можно лишь предположить, что княгиня Мария, довольно долго не имевшая детей, часто ездила на богомолье к Преподобному, славящемуся своим святым житием. Она просила святого Сергия вымолить для нее у Всевышнего дар чадородия. В 1354 г., как известно, ее просьба была исполнена – княгиня родила сына Владимира, унаследовавшего Серпуховское княжество после смерти отца в том же 1354 г.[4]
   Таким образом, в возрасте двадцати с небольшим лет княгиня Мария Ивановна потеряла мужа и осталась одна растить сына-младенца. В этот период, а может быть и раньше святой старец Сергий стал ее духовником и мудрым советчиком и наставником в деле воспитания и образования юного княжича Владимира – соратника Дмитрия Донского, ставшего вместе с ним героем Куликовской битвы. Недаром удельный князь Серпуховской носил не только прозвище Донской, но и Храбрый. 
   Несомненно, что преподобный Сергий был духовным отцом и Владимира Серпуховского. Поэтому он оказывал ему помощь в самых важных семейных делах. В 1374 г. князь Владимир Андреевич, по рекомендации матери, попросил святого старца основать в Серпухове Высоцкий монастырь в честь зачатия Богородицы. Такие обители строили бесплодные пары в надежде обрести потомство. В это время у серпуховского князя в браке с литовской княжной Еленой Ольгердовной, заключенном в 1371 г., все еще не было наследника[5].
   Преподобный Сергий, судя по всему, помог князю Владимиру с княгиней Еленой, как когда-то Марии Ивановне с Андреем Серпуховским. Их первый сын Иван появился на свет в 1381 г. Вслед за ним родились Семен, Ярослав, Андрей, Василий и Федор. В благодарность за дар чадородия князь Владимир Андреевич пригласил Сергия Радонежского на крестины своего первенца[6]. Это означало, что Троицкий игумен стал духовным отцом, покровителем и наставником юного княжича, который должен был унаследовать Боровско-Серпуховское княжество после смерти отца.
   Святой Сергий, как уже отмечалось, основал свою обитель на землях серпуховского князя, поэтому в первую очередь был связан с его семьей. Однако о нем стало известно и великому князю Дмитрию Донскому, и его супруге Евдокии Дмитриевне. Рассказать о святом старце им могла Мария Ивановна, проживавшая в столице на своем дворе и часто посещавшая великокняжеский дворец. Ей вместе с сыном принадлежала одна треть территории столицы[7]. Известно, что серпуховские правители, княгиня Мария Ивановна с сыном, оказывали помощь Дмитрию Донскому во время строительства каменных стен вокруг Москвы[8].
   Великий князь Дмитрий Иванович и его супруга Евдокия Дмитриевна, познакомившись с прп. Сергием Радонежским, вскоре попросили его урегулировать конфликт между близкими родственниками великой княгини – суздальско-нижегородскими князьями. Потом они пригласили святого старца на княжеский съезд в Переславль, состоявшийся в 1374 г. Здесь Евдокия Дмитриевна родила второго сына Юрия, и Сергий по ее просьбе стал крестным отцом юного княжича[9].
   Следует отметить, что в летописях крайне редко указывались имена тех, кто крестил детей великих князей. Видимо, по традиции, обряды крещения осуществляли княжеские духовники или священники кремлевских соборов, поэтому их имена не упоминались. Только при нарушении данной традиции имя крестного фиксировалось книжниками.
   Приглашение игумена Сергия для обряда крещения княжича Юрия, несомненно, было нарушением существовавшего обычая. Ведь Троицкий игумен не принадлежал к московскому духовенству. Поэтому напрашивается вывод о том, что великий князь Дмитрий Иванович и его супруга Евдокия Дмитриевна очень уважали святого старца и испытывали к нему особо доверительные чувства. К тому же они, несомненно, знали, что прп. Сергий был крестным отцом сына серпуховской княгини Владимира. 
   Так, при непосредственном участии княгини Марии Ивановны святой Сергий Радонежский вошел в ближний круг великокняжеского семейства и еще больше прославился по всей русской земле.
   Следует отметить, что повзрослевший княжич Юрий, став удельным князем Галицким и Звенигородским, начал покровительствовать Троице-Сергиеву монастырю. Он построил в нем каменный Троицкий собор и поручил прославленному иконописцу Андрею Рублеву расписать внутреннее пространство храма и создать иконы для его иконостаса, в том числе, и знаменитую «Троицу».
   В 1385 г. великокняжеская чета вновь пригласила игумена Сергия для участия в крещении еще одного сына - Петра. Это происходило уже в Москве, где было много местных священников. Но Дмитрий Донской и его супруга выбрали Троицкого игумена в качестве духовного наставника своего сына, поскольку очень его почитали. Вскоре святой старец оказал великокняжеской чете еще одну большую услугу – помог заключить мирный договор с Олегом Рязанским, несколько раз пытавшимся захватить стратегически важный город Коломну[10].
   Для Дмитрия и Евдокии Коломна была особенно дорога, поскольку в этом городе состоялась их свадьба. В честь этого события они даже возвели в городе каменный Успенский собор, который часто посещали во время загородных поездок.
   Факт привлечения прп. Сергия Радонежского к крещению великокняжеских сыновей был зафиксирован в нескольких древнейших летописях, современных описываемым событиям [11]. Это говорит о том, что для книжников участие святого старца в крещении московских княжичей представлялось чем-то необычным, достойным особого внимания.
   О глубоком уважении великого князя Дмитрия Ивановича к Троицкому игумену свидетельствует и то, что перед важнейшей схваткой с ордынским темником Мамаем он отправился в святую обитель за благословением на битву. Для государя было важно знать, что святой старец одобряет его намерения и своим благословением узаконивает перед Богом его действия. Получалось, что святой Сергий Радонежский выступил в роли духовного наставника великого князя и, формально, заменил его давно умершего реального отца.
   Несомненно, что прп. Сергий благословил на битву и Владимира Серпуховского, поскольку был его духовным отцом. Но в летописях данный факт не был зафиксирован, поскольку ничего необычного в нем не было. Все знали, что духовникам было положено давать своим чадам благословение на важные дела.
   Но о тесной связи Владимира Андреевича с преподобным Сергием Радонежским в период подготовки битвы с Мамаем говорит тот факт, что главный собор столицы его Серпуховского княжества был заложен в честь святой Троицы. На закладке его 15 июня 1380 г. присутствовала и Мария Ивановна[12].
   В это время княгиня, видимо, уже была монахиней. Возможно, она хотела уйти в монастырь сразу после смерти супруга, но сделать это не могла, поскольку должна была воспитать сына. Только, когда в 1371 г. Владимир женился на литовской княжне Елене Ольгердовне, Мария Ивановна смогла принять постриг под именем Марфа. На территории Москвы, принадлежащей сыну, она основала Рождественский монастырь. Благословение на это важное дело она, несомненно, получила от святого Сергия. В обители княгиня построила каменный храм и кельи для себя и сестер. Монастырь существует до сих пор и носит название монастырь Рождества Богородицы на Рву.
   Дмитрий Донской также привлекал Троицкого игумена для основания монастырей в своих владениях. Характерным примером является Успенский монастырь на Стромыни, заложенный в 1379 г. Настоятелем его стал ученик Сергия Леонтий [13].
  После безвременной кончины Дмитрия Донского в 1389 г. для его овдовевшей супруги Евдокии Дмитриевны прп. Сергий Радонежский стал одним из наиболее близких людей. Именно, он, судя по всему, утешал убитую горем великую княгиню, поскольку был приглашен на похороны государя вместе с несколькими епископами[14].
   Характерно, что в перечне лиц, присутствовавших на похоронах, нет ни одного игумена московских монастырей или священников кремлевских соборов. Значит, из духовных лиц преподобный Сергий был наиболее близким человеком для вдовы Евдокии Дмитриевны и ее рано осиротевших детей. 
   В Троицкой летописи, создаваемой по инициативе великой княгини Евдокии, было включено немало хвалебных строк в адрес троицкого игумена. В ней даже упоминалось о болезни прп.Сергия в 1374 г., о смерти его любимых учеников: келаря Ильи в 1384 г. и Исаака Молчальника в 1387 г. [15]
   По случаю кончины преподобного Сергия в 1392 г. в Троицкой летописи был помещен обширный некролог. В нем отмечалось, что главными чертами святого были доброта, тихость, кротость и смирение. Всеми людьми он был любим, поскольку являлся учителем и наставником Русской земли [16].
   Был в Троицкой летописи и хвалебный некролог Марии Серпуховской: «Тое же зимы  [1389 г.] в Филиппово говение, месяца декабря во второй день, на память святого пророка Аввакума преставися раба Божия благоверная княгиня Мария Андреева, мати сущи Володимеру, в черницах и скиме, наречно имя ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви Святого Рождества в честном монастыре на рве, иже сама создала еще сущи в своем животе»[17].
   Евдокия Дмитриевна завещала отдать список своей летописи на хранение в Троицкий монастырь. Там черновая рукопись была переписана на пергамен, и этот список почитался, как особая реликвия. К сожалению, во время войны 1812 г. уникальная летопись была утрачена. Сейчас исследователи пользуются текстом, реконструированным М.Д.Приселковым.
   Сведения Троицкой летописи о преподобном Сергии Радонежском дают право сделать вывод о том, что для всех членов семей московских князей он являлся очень близким человеком. Княгини с его помощью получали дар чадородия, князья при его участии мирным путем разрешали междоусобные конфликты, для детей он становился духовным отцом, покровителем и наставником. 
    Поэтому еще при жизни святого старца начала зарождаться традиция особого почитания его самого и Троицкой обители. Она выражалась в достаточно частых богомольных поездках в монастырь представителей рода московских князей, как удельных, так и великих.
   Наиболее близкие и доверительные отношения сложились у прп. Сергия Радонежского не только с Марией Ивановной Серпуховской и ее сыном удельным князем Владимиром Серпуховским и, но и с великим князем Дмитрием Донским и его супругой великой княгиней Евдокией Дмитриевной, а также с их вторым сыном Юрием, удельным князем Галицким и Звенигородским, а потом и с их потомками. Особенно почитали святого Сергия мать Ивана III великая княгиня Мария Ярославна, происходившая из рода серпуховских князей, ее невестка Софья Палеолог и все уже ее дети и внуки, включая Ивана Грозного.
   Таким образом, можно сделать вывод о том, что при активном участии Марии Ивановны Серпуховской, ее последовательнице Евдокии Дмитриевны Московской и других великих княгинь и государынь на протяжении нескольких веков в великокняжеской, а потом и царской семье сложилась устойчивая традиция почитания преподобного Сергия Радонежского. Он стал считаться главным покровителем, наставником и защитником всего рода московских государей. Выражая свое глубокое уважение к Троицкому игумену, княгини совершали частые богомольные поездки в Троице-Сергиев монастырь. При жизни святого старца они просили его наделить их даром чадородия, стать духовным наставником их детей и оградить их от всех бед и напастей. После смерти Сергия местом паломничества стала его гробница. Около нее служили молебны и совершали Таинство Крещения великокняжеских, а потом и царских детей. 
   Со временем паломнические поездки к гробу прп. Сергия стали совершаться членами великокняжеских семей не реже раза в год - 25 сентября на «день св. Сергия», а иногда и чаще. В них принимали участие не только великие княгини, но и их мужья, дети и другие родственники, а также члены их двора.
   Особо ревностными почитателями святого старца являлись царь Иван Грозный, его сын царь Федор Иванович и царь Б.Ф.Годунов, избранный на престол в 1598 г.
   Традиция почитания преподобного Сергия Радонежского сохранилась и при царях династии Романовых. На богомольном пути к Троице были построены путевые дворцы, поэтом поездки стали совершаться часто, в любое время года. В XIX в. пеший путь на богомолье к Троице считался обязательным для всех православных верующих. После Октябрьской революции эта традиция была забыта. В настоящее время, к сожалению, она так и не возродилась.

Примечания:

[1] Приселков М.Д. Троицкая летопись. СПб. 2002. С. 358.

[2] ПСРЛ. Т. 15. Стр. 56.

[3] Приселков М.Д. Указ. соч. С. 367.

[4] Там же. С. 373.

[5] Приселков М.Д. Троицкая летопись. СПб. 2002. С. 396-397.

[6] Там же. С. 421.

[7] ДДГ. С. 50.

[8] Приселков М.Д. Указ. соч. С. 381-384.

[9] Там же. С. 397.

[10] Там же. С.429.

[11] Там же. С.429, Лаврентьевская летопись. Рязань. 2001. С. 507, 509.

[12] Приселков М.Д. Указ. соч. С. 419.

[13] Там же. С. 418.

[14] Там же. С. 434.

[15] Там же. С. 398, 428, 432.

[16] Там же. С. 440-441.

[17] Там же. С. 435.