Об инспекционных поездках членов Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
Доклад игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря на Собрании с ответственными за епархиальные монастыри (Сретенский монастырь, 23 декабря 2025 года)
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, отвечающие за монастыри в епархиях!
Основные принципы и задачи тех, кто посещает монастырь от имени Синодального отдела по монастырям и монашеству, остаются неизменными. Прежде всего, мы призваны предложить и оказать братскую поддержку посещаемой обители и послужить тем связующим звеном, благодаря которому самый отдаленный монастырь сможет наладить необходимые контакты со священноначалием, сообщить о своих трудностях и нуждах. И, конечно же, нам очень важна помощь и поддержка ответственных за монастыри в епархии, которые могут заранее оповестить обители о времени нашего посещения, переслать или передать необходимую информацию, документы, вопросы от Синодального отдела, соединить с правящим архипастырем, сопроводить к нему и в посещаемые монастыри, а впоследствии помочь поддерживать контакты с обителями и епархией. Будем очень признательны, если ответственные за монастыри сориентируют нас таким образом, потому что они знают ситуацию на месте своего служения, и их взаимодействие с Синодальным отделом действительно улучшит результат, позволит оказать реальную помощь конкретной обители.
Хотелось бы, чтобы нас воспринимали не как «суровых проверяющих» из Москвы, строго обличающих в недочетах, а как братьев и сестер, готовых предложить руку помощи. То есть, нет необходимости перед членами Коллегии показывать, как всё хорошо и образцово-показательно, но нужно, чтобы мы увидели жизнь данного монастыря как она есть. Если действительно всё хорошо, мы с радостью у вас поучимся, почерпнем полезное из вашего опыта, так как и нам это необходимо. Если же имеются проблемы, то подумаем вместе над их решением. Ведь в каждом отдельном случае перед нами такие же люди, как мы сами, порой находящиеся в очень непростой ситуации. Сложная ситуация может возникнуть не от недостатка заботы об обители в епархии, а от того, что враг рода человеческого, на фоне усталости и реальных трудностей, сгущает краски, искажает ви́дение вещей, и в результате человек поддается неправильным мыслям и впадает в уныние.
Как-то одной из комиссий довелось быть в дальней обители, где игумения сталкивалась с большими материальными и внутренними проблемами, что довело ее до болезненного состояния. Она еле передвигалась и внутренне была так подавлена, что ее ежедневный подвиг и колоссальные усилия казались ей бесполезными. Господь помог посетившим монастырь найти слова поддержки, дать понять, что она не одна, помочь наладить связь с правящим архипастырем. Этого оказалось достаточно, и, провожая комиссию, эта матушка укрепилась духом и с радостью пошла, оставив палочку, на которую опиралась. Таких примером много, и они показывают, что даже самые неразрешимые вопросы можно решить в духе любви, потому что их решение зависит от изменения взгляда на них и нашего внутреннего состояния.
Итак, чтобы отцам благочинным была понятна цель нашего посещения, мы приезжаем в обитель затем, чтобы:
1) увидеть и понять, как и чем живет братство – посетить богослужение, храмы, трапезу, монастырские послушания, войти, насколько это возможно, в повседневную монастырскую жизнь;
2) в общении с игуменом и братством выслушать их, помочь высказать и решить наболевшие вопросы;
3) оказать поддержку (в некоторых случаях бывает достаточно даже доброго слова, но лучше, если это будет действенная помощь и долговременная поддержка, и если общение продолжится – для этого нужно обменяться контактами);
4) самим задать необходимые вопросы для уяснения состояния дел в монастыре и обсудить проблемы внутренней жизни обители;
5) поучиться у того или иного братства, в чем-либо преуспевшего.
Комиссии нужно понять, исполняются ли общежительные правила формально или же в братстве действительно есть духовное единство:
– ощущают ли себя насельники монастыря духовной семьей;
– посещают ли общие богослужения и как часто (в идеале – не только по воскресеньям и праздникам, но ежедневно, в благоустроенных же обителях исполняется, по возможности, суточный круг богослужений);
– есть ли общее молитвенное правило;
– организована ли общая трапеза;
– как исполняются послушания, есть ли общие труды для всего братства (например, в сезон сельскохозяйственных работ, заготовки, совместная подготовка к праздникам и т. д.);
– проводит ли игумен общие и личные беседы с братией;
– как складываются взаимоотношения игумена и братства.
Открыты ли братия по отношению к игумену, и как игумен относится к своим чадам; какая атмосфера царит в братстве, как относятся братия друг ко другу, как заботятся о престарелых и немощных насельниках? Если во взаимоотношениях внутри братства возникают проблемы, необходимо выяснить, в чем причина нестроений.
Посещая обитель, мы имеем с собой утвержденный Синодальным отделом список вопросов, который должны задать игумену и братии. Вопросы могут быть дополнены инспекционной комиссией, но обязательно согласованы с Синодальным отделом. Особое внимание необходимо уделить вопросам, связанным с внутренней жизнью обители. Во-первых, имеется ли храм для братской молитвы (для большего единения необходимо молиться не только с прихожанами, но и отдельно, своей монашеской семьей, иногда совершать братские ночные богослужения), а также имеется ли в храмах отдельное от прихожан место для братии. Во-вторых, есть ли внутренняя, закрытая для мирян братская территория. Как рекомендовано в Положении о монастырях и монашествующих, «доступ мирян на территорию монастыря должен быть ограничен определенным временем. Внутреннее пространство монастыря желательно разделить на: общедоступную территорию; частично доступную для гостей обители территорию; внутреннюю территорию, закрытую для мирян» [1]. Это важно для того, чтобы у монашествующих была возможность побыть наедине с Богом, с самими собой, с братством, наедине помолиться, сосредоточиться. В-третьих, необходимо узнать, имеются ли приписные к обители братия и регулярна ли их связь с игуменом и обителью. В-четвертых, мы узнаём, имеются ли особо чтимые в монастыре, местночтимые или входившие в братство святые, подвижники, новомученики, исповедники и как осуществляется их почитание. Такое почитание поддерживает и объединяет братство.
В вопросе единства братства есть еще один важный нюанс, вокруг кого и чего объединяться. Во-первых – конечно же, вокруг Христа. Литургическое единство – общее богослужение и совместная братская молитва соединяют со Христом и Его Церковью. Во-вторых, Господь действует в обители через игумена, поэтому братство должно быть объединено вокруг игумена, что отражено в общежительном уставе. Союз игумена и братства уподобляется союзу Христа и апостолов, а также единению первых христиан, у которых было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) [2]. Игумен как отец братства, призван заботиться о своих чадах, хорошо знать их нужды, особенно духовные. В свою очередь, в важнейших вопросах игумен опирается на Духовный собор, и таким образом осуществляется важный церковный принцип соборности. В духовном руководстве испокон века наблюдается строгая иерархичность: ни старшая братия, ни духовники не управляют всем монастырем, не имеют прерогатив игумена и не должны подрывать его авторитет. В-третьих, объединяющим началом является сам устав, внутренний распорядок обители.
В-четвертых, единство созидается тем, что монастырь берет на себя заботу о всех нуждах братии – питании, одежде, лечении и прочем [6]. Этот аспект очень важен, так как обеспечение монастыря предоставляет насельнику свободу от житейских попечений, а значит и возможность безраздельно служить Господу и ничем не отделять себя от братства. Поэтому комиссия уделяет особое внимание условиям жизни братства (есть ли братские корпуса, келлии, как и чем они оснащены, проведены ли все необходимые коммуникации и т. д., желательно всё это увидеть своими глазами). Нужно ознакомиться с документацией и делопроизводством обители, узнать, есть ли всё необходимое для жизнедеятельности братства.
Вышеназванные принципы изложены в церковных документах, разработанных в помощь монашествующим. Прежде всего, это «Положение о монастырях и монашествующих», а также «Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви» и ряд других, объемлющих вопросы внутренней жизни, духовного окормления монашествующих и их взаимоотношения с внешним миром.
Поскольку опрос по списку занимает много времени, можно заранее присылать в посещаемый монастырь вопросы, в чем нам могут поспособствовать ответственные за монастыри. А во время поездки можно больше времени посвящать духовному, общению. Тогда мы имеем возможность лучше познакомиться с братством или сестринством. Во время нашего неформального диалога могут возникнуть или уже давно назрели какие-то другие вопросы, и насельники смогут их задать.
Совершившие инспекционные поездки игумены и игумении обязательно докладывают председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству о происходящем в посещенных ими монастырях и по результатам поездок составляют рапорт. При составлении рапорта часто требуются различные уточнения, и если вы поможете нам и предоставите необходимую информацию, если сможете быть с нами на связи, будем благодарны. Собрание игуменов – это хорошая площадка, где можно не только рассказать о проблемах, но и получить совет и решение от священноначалия и собратьев, и вся необходимая информация будет передана и принята к сведению. Когда возникают сложные ситуации, мы можем взаимодействовать, можем обратиться к священноначалию, например, председатель Синодального отдела вместе с членами комиссии может обратиться к управляющему делами Московской Патриархи с просьбой о консультации и, если будет сочтено возможным, о содействии в разрешении конкретной трудной ситуации для какой-либо обители или в решении какой-то задачи.
Поскольку для членов инспекционных комиссий важно и впоследствии не оставлять посещенные монастыри, созваниваться, помогать им, интересоваться ходом дел, а также чтобы была и обратная связь от игуменов обителей, просим ответственных за монастыри в епархии посодействовать нам в этом направлении. Поддержания информационной связи между обителями и Синодальным отделом дает возможность передать просьбу о помощи и вовремя оказать помощь, поддержать духовно, предупредить об опасности или передать радостную, полезную весть. Таким образом, создается духовное, молитвенное и братское единение между обителями, которое способствует нашему общецерковному единству.
Хотелось бы, чтобы каждое наше посещение обителей было плодотворным обменом опытом и происходило в духе любви. И вы, дорогие отцы, отвечающие за монастыри, можете нам помочь в том, чтобы найти взаимопонимание с теми, кого мы посещаем, определить в какой помощи нуждается обитель, и поддержать братство на пути к Царствию Божию.
Источник: https://monasterium.ru/doklady/doklady-all/2025-12-24-001/
-----------------------------
Примечания:
[1] Положение о монастырях и монашествующих. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018. С.43.
[2] Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви. М.: 2019. С. 28.
[3] Там же. С. 91.
[4] Положение о монастырях и монашествующих. Указ. изд. С. 43.
[5] См. Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви. С. 75.
[6] Там же. С. 91.












