Святитель Тихон, Патриарх Московский – его монашеское устроение и внутренний подвиг как фундамент исповедничества и Первосвятительского служения

Архимандрит Тихон (Затёкин)

Доклад архимандрита Тихона (Затёкина), настоятеля Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Москва, Храм Христа Спасителя, 23 сентября 2025 года)

В текущем 2025 году исполнилось 160 лет со дня, когда в семействе иерея Иоанна Беллавина и его супруги Анны, 19 января по старому стилю, родился будущий Первосвятитель Русской Церкви – Патриарх Московский и всея России Тихон, нареченный в святом крещении Василием.

Блестяще окончив Псковскую духовную семинарию, он в 1884 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В том же году он стал свидетелем монашеского пострига, которого не было в этом заведении уже более двадцати лет. Монашество принял Михаил Грибановский, человек чрезвычайно одаренный, яркий, пользовавшийся большим авторитетом сокурсников.

После Грибановского монашество приняли студенты третьего курса Николай Надеждин, получивший в постриге имя Никанор, Алексей Храповицкий, в постриге Антоний, и Яков Мещеряков с именем Серафим. Все они впоследствии станут святителями Русской Православной Церкви. Так в академии образовалось монашеское братство, которое объединило вокруг себя цвет академического студенчества.

По вечерам студенты обсуждали прочитанные книги, вопросы церковной жизни, строили планы миссионерской и проповеднической деятельности. Особенно частой темой для обсуждения был вопрос о восстановлении в России древней формы церковного управления – Патриаршества. В 1886 году в академию поступил еще один студент из Нижегородской губернии, Иван Страгородский, будущий Патриарх Сергий. Ему, как и Василию Беллавину, по Промыслу Божиему суждено будет стать кормчим и управлять Всероссийской Церковью в годы лихолетия. [1]

Тем временем в академии, по распоряжению начальства, за «неблагоданежность» был сменен студент-библиотекарь. Должность эта избиралась самим студенчеством. Но ректор академии, епископ Антоний (Вадковский) своим указом назначает библиотекарем Василия Беллавина. Маневр вполне удался: популярность Беллавина среди студентов была так велика, что никто не стал протестовать против нарушения студенческих прав.

Сами студенты уже тогда называли его «патриархом». Учившийся с ним на одном курсе протоиерей Петр Булгаков вспоминал: «...Сколько я ни напрягаю память, не могу вспомнить, откуда пошло это наименование. Одно утверждаю – в нем не было ничего шуточного. Пред товарищами высилась необычайная личность по своим умственным и, главное, нравственным качествам. Называя Василия Ивановича патриархом, товарищи этим самым подчеркивали его выдающиееся положение в своей среде...» [2]

Когда Василий стал библиотекарем, все стали замечать за ним, что у него «обнаружилась склонность к уединенной кабинетной жизни; во время прохождения академического курса он, избегая светских удовольствий, знал только две дороги – в аудиторию и церковь» [3].

Уже тогда Василий Беллавин стал задумываться о принятии монашества. В письме своему другу Петру Булгакову, будущему протоиерею, он так объяснял свой жизненный выбор: «...в бытность в Академии я по складу душевному тяго­тел к монашеству, но постригаться тогда я не решался, во-первых, потому что хотелось поиспытать себя; во всяком случае, тогда я себя знал меньше, чем теперь, а во-вторых, постригись я в Академии, пожалуй, сразу по окончании курса меня, как и других молодых монахов, несмотря на отсутствие опытности, назначили бы на пост начальнический, а это в большинстве случаев, кажется, сопровождается некоторым вредом и для лица и для дела...» [4]

Тем временем в Псковской духовной семинарии открылась вакансия на кафедре догматического и нравственного богословия. Узнав об этом, Василий Беллавин написал прошение епископу Псковскому и Порховскому Гермогену (Добронравову) с просьбой принять его преподавателем во вверенную ему семинарию [5].

10 июня 1888 года, приказом обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева Василий Беллавин был назначен преподавателем в Псковскую семинарию [6].

Приехав в Псков, Василий Иванович поселился в мезонине деревянного дома близ храма во имя Святителя и чудотворца Николая. Быт нового преподавателя отличался скромностью и неприхотливостью. Уже тогда он стал готовить себя к монашескому постригу.

В конце 1891 года в жизни 26-летнего Василия Беллавина произошло значимое событие, к которому он долго готовился. В начале декабря он подал прошение епископу Псковскому и Порховскому Гермогену на пострижение в монашество. Постриг был назначен на 14 декабря в семинарской церкви. В небольшой семинарский храм пришло огромное количество народа, уже знавшего о предстоящем постриге, поскольку это действо в то время было нечастым в жизни провинциального Пскова, да и тем более когда постриг принимал молодой преподаватель семинарии. Служители семинарии даже опасались за крепость полов в семинарском храме, который размещался на втором этаже здания, и еще накануне поставили внизу деревянные стойки, подперев тем самым потолок первого этажа. После «Великого славословия», во время пения «Трисвятого», монашествующие подошли к новопостригаемому и, накрыв его своими мантиями, повели к алтарю, где на солее, облаченный в архиерейскую мантию, стоял Преосвященный владыка Гермоген. В газете «Псковский городской листок» была опубликована заметка о монашеском постриге Василия Беллавина: «Четырнадцатого декабря, в субботу, после всенощного бдения в семинарской церкви, переполненной молившимися, Преосвященнейший Гермоген совершил пострижение в монашество преподава­теля Василия Ивановича Беллавина. Новопостриженный инок получил имя Тихон. После пострижения владыка приветствовал о. Тихона речью, в которой выяснял различие между ученым и неученым монашеством. Обряд пострижения при столь торжественной обстановке благодаря стройному пению общих хоров семинарских певчих произвел на присутствующих глубокое впечатление...» [7]

Обычно имя при постриге нарекает тот, кто его совершает. Так вероятно было и в этом случае. Епископ Гермоген выбрал Василию Беллавину имя в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Видимо, владыка не случайно нарек ему это имя: с греческого языка оно переводится как «счастье». На другой день монах Тихон был рукоположен в сан иеродиакона, а через неделю во иеромонаха.

В январе 1892 года на письменное поздравление от протоиерея Петра Булгакова по случаю иноческого пострига, иеромонах Тихон в частности написал: «...Конечно, и теперь, судя по расчетам человеческим, мне по принятии монашества может предстоять движение по службе. Само собою разумеется, что преподавательская служба спокойнее, чем административная... Но что же делать! Монаху истинному более чем кому-либо должно запасаться терпением, смирением и менее чем кому-либо щадить и жалеть себя. Не от того ли и неуспех в наших делах, что мы больше заботимся о себе, о своей личности и меньше о деле? И если это понятно и извинительно в людях, связавших себя куплями житейскими, то чем оправдаем себя мы, отрекшиеся от мира?!» [8]

Из этого письма мы с Вами можем видеть, что, приняв монашеский постриг, будущий Первосвятитель Церкви Русской заложил крепкий фундамент своей новой начавшейся жизни и как истинный монах возлюбил терпение, смирение, любовь к ближнему и никогда себя не щадил и не жалел и до конца своей жизни этому правилу не изменил.

Тем временем, 6 марта 1892 года в Холмско-Варшавской епархии скончался инспектор местной семинарии иеромонах Тихон, и Преосвященный Флавиан (Городецкий) вышел с прошением в Святейший Синод о назначении ему нового инспектора. На своем заседании Синод постановил назначить ему вместо умершего инспектора иеромонаха Тихона, преподавателя Псковской семинарии иеромонаха Тихона (Беллавина). [9]

Со слезами на глазах простилась Псковская семинария со своим любимым преподавателем. Иеромонах Тихон прибыл в Холм, где поселился в квартире с небольшим двориком при Духовной семинарии. 24 июня 1892 года иеромонаху Тихону пришел неожиданный указ из Святейшего Синода, где ему определено было стать ректором Казанской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, и 5 июля он был возведен в сан архимандрита, однако это распоряжение не состоялось. [10]

Живя в своем домике при семинарии, он продолжает нести свой подвиг в миру и при этом тяготеет к монашескому строю жизни и монастырскому богослужению. Так, по его почину в городе Холме, где не было ни одного монастыря, появилось нововведение – пение с канонархом, принятое в православных обителях. В это же время он пишет статью «О подвижничестве», которая обнаруживает не только его прекрасное знакомство с жизнью святых монахов-подвижников, но и понимание сути их подвига, сути монашества [11].

В 1895 году за свои труды архимандрит Тихон был высочайше удостоен своей первой награды – ордена св.Анны II степени и в том же году 1 октября по благословению архиепископа Флавиана (Городецкого) был назначен благочинным Леснинского и Теолинского монастырей [12].

4 октября 1897 года архимандрит Тихон получил указ Святейшего Синода о быти ему викарием Холмско-Варшавской епархии, епископом Люблинским [13].

В своем слове при наречении архимандрит Тихон в частности сказал: «...Когда-то, в дни ранней юности, епископское служение представлялось мне,– да и мне ли одному! – состоящим из почета, поклонения, силы, власти. Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не сила, почесть и власть, а дело, труд, подвиг. И истинная жизнь епископа есть постоянное умирание от забот, трудов и печалей...» [14]

Эти «заботы и печали» не замедлили вскоре появиться в жизни молодого архипастыря. 21 февраля 1898 года его духовного отца, Преосвященного епископа Флавиана (Городецкого) повысили в сане, сделав архиепископом и, благодаря «заботам» обер-прокурора К.П. Победоносцева, сняли с Варшавской кафедры и назначили экзархом Грузии. Владыка Тихон тяжело пережил расставание со своим духовным пастырем [15].

Назначенный вместо архиепископа Флавиана на Варшавскую кафедру архиепископ Иероним (Экземплярский), по воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), был «вдовец, семейный, занимал в свое время должность законоучителя в аристократическом учебном заведении, чудный певец, жил с некоторою роскошью. О богатстве его облачений и роскошном выезде ходила громкая молва. Ходили и слухи, что к монашеству он не благоволит. Мы, холмские монахи, приуныли. Преосвященный Тихон полушутливо пугал нас новым архиереем. Я вместе с ним отправился в Варшаву встречать новое начальство... Я встретил его по чину, в семинарском храме, с “цветами красноречия”. Епископ Тихон устроил ему завтрак, сказал приветственную речь. Архиепископ Иероним, тоже ответил речью, а потом спросил епископа Тихона прямо, без обидняков:

– Ваше Преосвященство, откуда Вам известно, что новый архиерей враждебно относится к монашеству?

– Это болтовня… смутился преосвященный Тихон.

– Прошу судить по фактам – ответил владыка Иероним. Про самого архимандрита Евлогия, он кому-то из свиты сказал то, что подумал:

– У ректора на голове митра в виде лукошка, – намекая на мою дешевенькую митру» [16].

Тем временем епископ Тихон был приглашен на освящение новопостроенного Воскресенского храма в Леснинской женской обители. Настоятельницей обители была игумения Екатерина (Ефимовская) имевшая графское достоинство. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), она «увлекалась народническими и либеральными течениями, вращаясь в передовых интеллигентских кругах, переписывалась и спорила с Владимиром Соловьевым, в Англии встречалась с Иваном Тургеневым, была хорошо осведомлена в вопросах философии и богословия» [17].

По освящении собора и праздничной трапезы Преосвященный Тихон имел беседу с игуменией Екатериной и вполне законно, как это делалось во всех епархиях Российской Империи при обозрении храмов и монастырей, попросил показать ему приходо-расходные книги. Игумения Екатерина отказалась предоставить книги для ревизии, высказав владыке свое неудовольствие тем, что именно на ее средства обитель процветает и благоденствует. Владыка уяснил для себя, что деньгами, ценностями, монастырским добром игумения распоряжается бесконтрольно. Он попытался объяснить настоятельнице ее неправоту, но это не подействовало. Она обиделась на Преосвященнейшего и, воспользовавшись своими связями в Синоде, написала жалобу на имя обер-прокурора К.П. Победоносцева [18].

5 сентября 1898 года Преосвященный Тихон написал своему духовному отцу митрополиту Флавиану (Городецкому) по этому поводу письмо: «... Господу угодно было усугубить ныне мою грусть... получил письмо от Преосвященного Маркела с известием, что Преосвященного Николая Американского назначают в Симферополь, а в Америку – меня! Владыка Иероним сими новостями поражен и недоволен. Думаю, что и Вы не порадуетесь за меня. Впрочем, да будет воля Божия! Помолитесь, Владыко святый, о мне недостойном, немощном и малоопытном...» [19]

Конечно, Преосвященный Тихон тоже мог воспользоваться своими связями, поскольку его духовный отец архиепископ Флавиан на тот момент был уже членом Святейшего Синода, но делать этого не стал, проявив монашеское смирение. Владыка Тихон писал ему: «...Ради одного послушания еду в Америку, и лишь одно успокаивает меня – это то, что сего я не искал и не желал, и если оно пришло, то не без воли Божией, и посему, думаю, Господь и не оставит меня без Своей помощи» [20].

Преосвященный Тихон прибыл в Америку в сложное время – Святейший Синод как раз прекратил выдачу субсидий для Алеутской епархии, и вопрос о средствах содержания встал очень остро. Не менее острой была и проблема кадров духовенства. В Америке священнослужителям, прибывшим из России, приходилось очень трудно. Каждый из них должен был либо сразу приспосабливаться на «американский лад», либо терпеть издевательства и насмешки. Отношение американской толпы к русским священнослужителям, носящим рясы, длинные бороды и волосы, доходило до абсурда. Прохожие, видя священника, показывали на него пальцем и хохотали до изнеможения. Иерей Александр Хотовицкий рассказывал, что пришлось видеть, как одна из смеявшихся от изнеможения упала даже в обморок... [21]

15 мая 1905 года на собрании Русского православного общества взаимопомощи в Кливленде был поднят вопрос о необходимости создания в Америке русского монастыря в штате Пенсильвания. Через несколько дней архиепископ Тихон прибыл в провинцию Южный Канаан в штате Пенсильвания осмотреть место для монастыря и детского приюта при нем. Владыка был восхищен красотой местности, природа которой напоминала Россию. Он первым внес вклад для покупки земли, пожертвовав на это более трети необходимой суммы. 31 июля 1905 года состоялось освящение участка и закладка приюта для детей, а в начале августа был утвержден план строительства обители во имя святителя Тихона, Задонского чудотворца. Владыка Тихон благословил ежедневно совершать утренние богослужения с 5 часов утра, а вечерние с 17.00. Братия посвящала строительству все свое свободное время. В своих беседах с монастырской братией он увещал их жить жизнью, достойной монахов, говоря о том, что постриг – это еще не монашество, что монахами им еще надлежит стать.В своем ежегодном отчете Святейшему Синоду о монастыре он написал следующее: «... Есть основания думать, что не останется пустым наш монастырь и что охотно пойдут в оный русские люди, от лет древних любящие монастыри и иноческое житие. Монастырь мог бы сослужить службу и для монахов, подвизающихся здесь на миссионерском поприще (таковых ныне имеется 19 человек). Все они живут на приходах, в миру, среди молвы и суеты житейской, и, конечно, каждый из них по временам испытывает тяготение к прежнему, привычному монастырскому житию. И вот наши монахи-миссионеры могли бы по временам проживать в монастыре, чтобы освежиться от суеты приходских дел, чтобы укрепиться и набраться духу и сил для дальнейшего миссионерского служения; а иные из них, когда состарятся, могут и совсем оставаться в нем, являя себя “старцами” иноческого жития, и миссионерского делания... Наконец, задачи и значение монастыря в Америке не исчерпываются только просветительным его служением, – он может вести и благотворительную службу: при нем может находиться приют для сирот. В данный момент в устрояемом монастыре проживают два иеромонаха и семь послушников...» [22]

Также в своем отчете он указал, что по состоянию на 1905 год в епархии монашествующих имеется – 3 архимандрита, 13 иеромонахов и три иеродиакона. Несмотря на строительство храмов, открытие братств, учреждение монастыря, Преосвященный Тихон находил время для чтения святоотеческой литературы и назидался наставлениями святых и их подвижнической жизнью. Об этом упоминается в воспоминаниях настоятеля Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании игумена Арсения (Чаговцова): «Не для отдыха, верно, назначена и келия Архипастыря. Там с пяти, а иногда и с четырех часов утра письменный стол заполняется бумагами; в позднюю ночь скрипит перо и приводит в жизнь многосложную машину разбросанной Амери­канской Миссии; рядом с сим не без движения лежат: “Отечник”, “Творения св. Тихона Задонского”, “Невидимая брань” Никодима Святогорца и многие дру­гие плоды из садов подвижников» [23].

Принцип, который некогда изложил Василий Беллавин в письме своему другу Петру Булгакову – «необходимо запастись терпением, смирением и не щадить, не жалеть себя» – он реализовал в своем служении в Северной Америке. В своих миссионерских поездках он не искал никаких удобств. Останавливался в домах прихожан, спал в избах с земляным полом. Путешествуя по Канаде в лютый мороз на простой телеге, он периодически сходил с нее и бежал за возом, чтобы согреться. Вместе с туземцами делил кров, ел прогорклую рыбу. Он не боялся за свое здоровье и не щадил себя. Так, известие об эпидемии гриппа среди алеутов не остановило его поездки, более того, услышав о вспышках кори и оспы, он специально поехал в эти селения. Он лично навещал всех больных, не принимая во внимание «заразительность болезней» [24].

Игумен Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании Арсений (Чаговцев) обращаясь к архиепископу Тихону, отъезжающему в Россию, охарактеризовал его самого, его жизнь и его деятельность одной фразой: «Вы инок-простец, прикрытый архиерейским саном» [25].

За труды на Американской земле Государь Император Николай II удостоил Преосвященного Тихона ордена святого благоверного князя Александра Невского. В указе значилось: «Архипастырское служение Ваше, значительная часть которого протекла в отдаленной Северной Америке, ознаменовано отеческою любовью к вверенной вам пастве, трудами по благоустроению приходской жизни и ревностною попечительностью о церковном благолепии, богослужебной стройности и религиозно-нравственном воспитании народа…» [26]

По распоряжению Святейшего Синода в 1906 году епископ Тихон был назначен на древнюю Ярославскую кафедру, а с 1913 года стал возглавлять Виленскую епархию. Вернувшись из Америки в Россию, Преосвященный Тихон остается верен себе. В Вильно он пренебрегает пышностью архиерейских выездов, хотя к ней привыкли и католики, и православные. Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал, как однажды святитель ехал на свою архиерейскую дачу «в простой коляске и в дорожной скуфейке, к ужа­су русских служащих; но все, кто его встречали и узнавали, русские, поляки и евреи, низко ему кланялись» [27].

В 1917 году Преосвященный Тихон был избран на Московскую кафедру. В июле того же года он председательствовал на Всероссийском съезде ученого монашества в Троице-Сергиевой лавре. На этом съезде были приняты формулировки о принципиальном единстве всего монашества в силу единства цели иноческой жизни, о необходимости ученым инокам проводить как можно больше времени в монастырях, жить под руководством старцев и соблюдать монашескую дисциплину [28].

В 1919 году, будучи Первосвятителем Русской Церкви, он, увещевая братию Троице-Сергиевой лавры терпеливо нести скорби и страдания, говорил: «Трудно вам, братие; может быть, будет и еще труднее. Не смущайтесь, – перед вами ваш игумен. Подражайте его мужеству. Благолепие церковной службы не умалится, если придется служить при лучине и в холщовых ризах» [29].

Став Патриархом, он не переменил образа своей жизни. «Простота его домашнего быта доходила до таких пределов, что казалась некоторым излишней и даже неудобной в положении главы Русской Церкви. Его старались убедить в том, что отныне он лицо историческое – хочет ли, не хочет он этого, что ему необходимо, поэтому создать вокруг себя такую внешнюю обстановку, какая соответствовала бы его высокому сану. Святейший Тихон, однако, остался верен себе и своим правилам блюсти простоту и скромность во всем. Он ни в чем не изменял внутреннего строя своей жизни. Нестяжательность святителя Тихона подтверждали даже обновленцы. Один из их лидеров Сергей Калиновский, как-то сказал о нем: “Пойдите к Патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст все, что у него есть, несмотря на то что ему в его возрас­те, измученному после богослужения, придется идти пешком...”» [30]

Патриарх Тихон всецело вверил себя воле Божией и всегда стремился ее одну искать и исполнять. Он всегда был послушен высшему начальству и ревностно исполнял послушания, возложенные на него Матерью-Церковью. Высокий Патриарший сан он также принял по послушанию, неоднократно подчеркивая, что он этого не искал. Последние свои годы он провел в монашеском окружении, живя под покровом святого преподобного Сергия на подворье Троице-Сергиевой лавры и покровом Царицы Небесной в Донском монастыре.

В завершение можно сказать, что фундамент, заложенный Василием Беллавиным в юношеские годы, оказался настолько прочным, что он не только не разрушился под натиском невзгод и искушений, революционных событий, обновленческого раскола, которые выпали на его долю в дальнейшем, – он даже трещины не дал. Именно на этом фундаменте: – фундаменте молитвы, смирения, терпения он укреплялся для будущего исповеднического подвига и своего Первосвятительского служения.

-----------------------------

[1] Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925 гг.). М., 2008. С. 24. 
[2] Там же. С. 23.
[3] Kраткие биографические данные прибывшего на Литовскую кафедру архиепископа Тихона // «Литовские епархиальные ведомости», 1914. № 3. С. 20. 
[4] «Патриарший курс» / Публ., вступ. статья и коммент. Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 70–71. 
[5] Дело о размещении окончивших в 1888 году курс воспитанников Духовной академии // РГИА. Ф. 802. Оп. 9. Д. 36. Л. 108. 
[6] Дело о замещении должности инспектора Холмской Духовной семинарии, 1892 // РГИА. Ф. 796. Оп. 173. Д. 318. Л. 2. 
[7] Псковский Городской листок. 1891г. 18 декабря. 
[8] Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть. С 24–25. 
[9] РГИА. Ф. 796. Оп. 173. Д. 318. Л. 1. Дело о замещении должности инспектора Холмской Духовной семинарии 1892 г. 
[10] ГАЯО. Ф 230. Оп 2, Д 4991. Л 3. Послужной список Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Ярославского и Ростовского. 
[11] Артюшенко М. Инок-простец, прикрытый архиерейским саном. О Патриархе Тихоне и его монашеских добродетелях. // Монастырский вестник. 1(62) 2025. январь-март. С. 19–20. 
[12] ГАЯО. Ф 230. Оп 2, Д 4991. Л 3. Послужной список Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Ярославского и Ростовского. Холмско-Варшавский Епархиальный вестник. 1895 г. № 10, С 173, № 19, С 306. 
[13] ГАРФ. Канцелярия Патриарха Тихона. Ф. 4652, Оп 1, Д 1.Л 215, 215 об. Указ Святейшего Синода. 
[14] Холмско-Варшавский Епархиальный вестник. № 22. 1897 г. С 412–414. 
[15] Холмско-Варшавский Епархиальный вестник. Вступление Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иеронима на кафедру Холмскую и Варшавскую. 1898 г. № 7. С 143. 
[16] Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной. М., 1994. С. 102. 
[17] Там же. С 104. 
[18] Тихон (Затёкин), архим. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Жизнь и подвиг. Н-Новгород, 2018. С.64. 
[19] Муравлёв Н.А. Дипломная работа. Эпистолярное наследие Святейшего Патриарха Тихона. (Письма к митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану.) Спб., 1995г. С 27–28. 
[20] Там же. С 29. 
[21] Первые впечатления на американской ниве. // Американский Православный вестник № 2. 1909. С. 36–37. 
[22] Дело по рапорту Преосвященного Алеутского с отчетом о состоянии епархии за 1905 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 187. Д. 7376. Л. 3–6. 1906 год. 
[23] Арсений (Чаговцов), иг. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона в Свято-Тихоновской обители и посещение соседних приходов // Американский православный вестник. 1906. Т. X. № 15. С. 292–294. 
[24] Артюшенко М. Инок-простец, прикрытый архиерейским саном… С. 20–23. 
[25] Там же. С. 24. 
[26] Высочайшая грамота Преосвященному Тихону, архиепископу Ярославскому и Ростовскому // Ярославские епархиальные ведомости, 1913. № 24. Часть оф. С. 169–170. 
[27] Артюшенко М. Инок-простец… С. 23. 
[28] Запальский Г.М. Июль 1917 года: русское монашество на пути к Собору. // Журнал Московской Патриархии 2017. № 7. 
[29] Артюшенко М. Инок-простец… С. 23. 
[30] Там же. С. 23.