Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский – чтимый святой нашей обители

Священномученик Владимир (Богоявленский). Фотография любезно предоставлена обители А. В. Семенихиным

Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священни­ка. По некоторым сведениям, мальчик рано осиротел: его отец был убит, а его воспитанием занималась мать. Чуткий и сострадательный, Василий с юных лет стремился к Богу. Отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, однако впоследствии, благодаря непрестанному аскетическому деланию, святой изменил это свойство, преобразив его в скромность и деликатность, которые не препятствовали ни в деле проповеди, ни в мужественном стоянии за веру и убеждения.

 Окончив Тамбовскую Духовную семинарию, Василий, в числе самых способных студентов, был направлен в Киевскую Духовную академию. Во время обучения Василий проявил себя как человек деликатный и тактичный, не любящий споров и ссор. Нередко он мирил спорящих студентов. Уже в начале обучения преподавателями были отмечены его выдающиеся способ­ности, усердие и трудолюбие, а также проповеднический дар.

 Когда Василий учился на четвертом курсе, рассматривалось предложение избрать его кандидатом на кафедру церковнославян­ского языка и славянских наречий, а также отправление его в заграничную ко­мандировку.  Но мнения преподавателей разделились, и в результате был послан был послан дру­гой кандидат. Василий Никифорович принял свершившееся спокойно, как волю Божию. В 1874 году он окончил академию, прочел несколько пробных лекций и был назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую Духовную семинарию. 26 мая 1875 года его перевели на должность преподавателя Священного Писания. Одновременно он преподавал в семинарии немецкий язык, а в епархиальном женском училище и в женской гимназии географию.

 В 1882 году Василий Никифорович женился. 31 января 1882 года он был рукоположен епископом Тамбовским и Щацким Палладием во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. В 1883 году отец Василий назначается благочинным церквей города Козлова и настояте­лем Троицкой церкви. Паства полюбила его как выдающегося проповедника, ревностного хранителя святоотеческих преданий и древнерусского благочестия, обличителя модных заблуждений, в особенности тех, которые разрушали малую Церковь – се­мью. Но вскоре жизнь отца Василия изменилась: его матушка скончалась от туберкулеза, а после умер и единственный ребенок. В этих скорбных обстоятельствах отец Василий не пал духом, но принял их как ниспосланные от Бога и решение полностью посвятить Ему жизнь.

 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре отец Василий был пострижен в мантию с именем Владимир. На сле­дующий же день он был возведен в сан архимандрита и назначен на­стоятелем Козловского Троицкого монастыря. Столь быстрое восхождение объясняется аскетической жизнью, служением и заслугами перед Церковью, а также добродетелями 38-летнего пастыря. 6 октября 1886 го­да архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде и членом Новгородской духовной консистории.

 Менее чем через два года, 13 июня 1888 года, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В слове на наречение он вполне выразил свое представ­ление об архиерейском служении как о крестном и жертвенном.

 После хиротонии, по обычаю того времени, новопоставленный епископ устроил обед. Среди приглашенных был известный славянофил генерал Киреев. После обеда епископ Владимир вышел вместе с генералом, который спросил его: «Сколько вам лет, владыко?» – «Сорок лет», – ответил епископ. На это генерал сказал: «Ах, мно­го ужасного увидите вы в жизни Церкви, если проживете еще хоть двадцать пять лет». Эти слова внимательный владыка по­мнил всю жизнь и счел для себя пророческими [1].

 Показывая духовенству пример усердного и ревностного служителя, влады­ка, при всей своей деликатности, требовал от пастырей столь же ревностного служения, как свидетельствовал о том митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) [2].

 19 января 1891 года епископ Владимир был переведен на Са­марскую кафедру. По воспоминаниям епископа Серафима (Александрова), владыка очень любил благолепие церковной службы, совершая богослужения и проповедуя так, что народ вспоминал его служение десятки лет, и высшей похвалой пастырям бывали слова: «Ты служишь, как Владыка наш Владимир» [3]. С любовью и простотой обходившийся с народом, святи­тель открыл около ста пятидесяти церковных школ, организовывал комитеты помощи бедным, голодающим (в годы стихийных бедствий), больным, уме­ло подбирая сотрудников. В 1892 году Самарскую губернию поразили два бедствия: голод от неурожая и разразившаяся после него эпидемия холеры. Когда эпидемия пош­ла на спад и прекратилась, многие приписывали это деятельности и молитвам владыки.

 18 октября 1892 года епископ Владимир был назначен экзар­хом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Во время прощания в крестовую церковь к владыке приходили люди со всего города, провожая его со слезами. Проводы продолжались несколько дней.

 В Грузии дела обстояли далеко не благополучно: кроме распространив­шегося пьянства, умножались секты, вплоть до языческих верований, одной из тревожных тенденций был национализм. Часть духовенства, националистически настроенная, не приняла владыку, на него писали доносы духовным и светским властям, но он старался благодетельствовать грузинской земле. Архиепископ Владимир организовал во многих церквях города религиозно-нравственные чте­ния. Он постоянно посе­щал приходские храмы, служил в них акафисты и слушал пропо­ведников, интересуясь, чем живут и к чему стремятся священнослужители и паства. Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 году проявились выдающиеся организаторские способности владыки, позаботившемся о телесном и духовном здравии паствы. 17 октября 1897 года архиепископ Владимир учредил Епархи­альное духовно-просветительское миссионерское Братство, глав­ной задачей которого стало распространение и утверждение в обществе истинных понятий о православной вере. Благодаря архиепископу Владимиру оживилась и получила новое развитие деятельность «Общества восста­новления православного христианства на Кавказе». В итоге, даже неправославные стали отдавать своих детей в устроенные митрополитом церковноприходские школы.

Игумения Ювеналия (Ловенецкая) и ее духовная дочь - будущая преподобноисповедница Фамарь (Марджанова). Фотография любезно предоставлена обители А. В. Семенихиным

 Архиепископ Владимир, чем мог, оказывал помощь монастырям, в том числе и новой Бодбийской обители, которую возрождала назначенная туда русская настоятельница – игумения Ювеналия (Ловенецкая). Владыка направлял деятельность матушки в духе кротости, мира, любви, исполнения Христовых заповедей. Именно благодаря любви и смирению, и владыка, и матушка, несмотря на их русское происхождение, смогли стяжать уважение даже у самых радикально настроенных лиц и запомниться им как светочи веры и подвижники благочестия, стоящие выше националистических распрей и политических страстей [4]. Священномученик Иоанн Восторгов так говорит о внутреннем состоянии святителя: «Это было… прямо чудесное спокойствие духа, которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной совести» [5].

 21 февраля 1898 года владыка был назначен на Московскую кафедру и возведен в сан митрополита. В Москве митрополит Владимир смог применить весь тот опыт, который он приобрел в предыдущей деятельности. Он начал с того, что призвал духовенст­во чаще совершать богослужения и произносить проповеди. Для этого святитель открыл новые вакансии при столичных приходах и пригласил талантливых проповедников. Он сам стал проповедовать так часто и с таким усердием, как не проповедовал еще ни один Московский митрополит до него. Его проповеди, произнесенные на Троицком подворье, где жили московские митрополиты, печатались в периодической прессе. Несмотря на занятость, он точно так же совершал чтение акафистов и слушал проповеди в московских храмах, как это было и на грузинской земле.

 По ходатайству митрополита, по причине усиления националистических и революционных настроений в Грузии, в 1902 году в столицу была переведена настоятельницей Богородице-Рождественского монастыря игумения Ювеналия (Ловенецкая), а несколькими годами позже – ее духовная дочь игумения Ювеналия-Младшая, будущая преподобноисповедница Фамарь (Марджанова), ставшая настоятельницей Покровской общины [6]. Приезд обеих игумений и их деятельность не только изменили и вывели на новый духовный уровень жизнь двух сестричеств, но в будущем принесли свои духовные плоды для Москвы и Подмосковья.

 Благодаря попечению митрополита Владимира, в 1903 году в Москве открылся Епархиальный дом, в котором был устроен храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Впоследствии, согласно прошению московского духовенства к Святейшему Синоду, дом получил название Владимирского в честь своего создателя. Владимирский епархиальный дом стал духовным центром, где разместились многие епархиальные просветительские, миссионерские и благотворитель­ные учреждения. Целью создания подобного центра было оживление духовной жизни столицы, которая не должна быть только формальным внешним благочестием, но становиться воистину «жизнью жительствующей» – постоянным стремлением ко Христу в молитве, духовном совершенствовании и творении благих дел.

Московский Епархиальный дом. Фото начала ХХ в. Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1096938.html

 Конец ХIХ и начало ХХ века были сложным периодом, когда в обществе назревали перемены, и, к сожалению, разрушались его устои, падала нравственность, исчезала из жизни вера. Революционное движение набирало обороты. Видя, с какой быстротой распространяются в среде рабочих атеистические и утопические идеи социализма и коммунизма, митрополит Влади­мир одним из первых выступил на миссионер­ское служение. Он разъяснял народу губительность и неправду этих идей, разбирая их с христианской и научной точек зрения. За пятнадцать лет своего служения на Московской кафедре владыка посетил все святыни Первопрестольного града, везде служил, везде проповедовал, во многих собраниях выступал с лекциями, освятил множество храмов.

 Поражает спокойствие духа владыки и его решимость во что бы то ни стало продолжать дело Божие во время революционного хаоса 1905 года. Об этом говорит такой небольшой пример. 6 июля 1904 года в Богородице-Рождественском монастыре началось строительство большого и вместительного (что объяснялось возросшим числом насельниц) трапезного храма Казанской иконы Божией Матери, закладку которого совершил московский митрополит Владимир. С начала 1905 года в Москве разразилась первая русская революция. В центре города бои шли прямо на улицах. Можно было остановить начатое строительство, поддаться общему тревожному состоянию или даже панике. Но митрополит Владимир сподвиг матушку игумению не оставлять дело Божие и продолжать начатое, несмотря ни на какие провокации извне, что бы ни происходило за монастырскими стенами, ведь жизнь в Боге продолжается, она вечна. Настал день престольного праздника 8 сентября 1905 года. В этот день сам митрополит приехал и освятил кресты на куполах и малым чином – сам храм, после чего совершил в нем первую Божественную литургию. Именно благодаря ему работы были продолжены, и 30 августа 1906 года владыка совершил чин великого освящения храма [7]. Таких примеров было великое множество. Революционный мятеж не остановил течение церковной и духовной жизни столицы. Верующие, во главе со своим архипастырем, продолжали духовное делание и приходскую жизнь.

Храм Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский монастырь

 Митрополит Владимир учредил в Москве многие братства, миссионерские и богословские курсы. С 1907 года он добивался открытия в Московской Духовной академии кафедры по “Истории и обличению сектантства”. В результате сектоведческие кафедры были открыты во всех духовных академиях. Московский архипастырь положил много сил на борьбу с народным пьянством, радел о получении народом образования. В аудитории Императорского исторического музея на Красной площади им были открыты общеобразовательные курсы для рабочих города Москвы.

 23 ноября 1912 года владыка был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Он не желал этого назначения и согласился только после письма к нему императора Николая II. Было заметно, что владыка скорбел, так как, по его словам, у него не было «характера приспособляемости».

 В Санкт-Петербурге митрополит Владимир действовал в том же духе, что и в Москве, поддерживая все благие начинания и до­брых тружеников на ниве Христовой. Ему довелось быть организатором многих официальных ме­роприятий, как, например, проведения празднования в честь 300-летия дома Романовых. Со всем царствующим Домом он участвовал и в торжествах прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского. Ко времени прославления Пат­риарха Ермогена уже была разработана программа Поместного Собора и сформулирована необходимость восстановления Патриаршества, в чем была несомненная заслуга митрополита Владимира. 24 апреля 1915 года Московская Духовная академия присудила митрополиту Влади­миру степень доктора богословия.

 На Санкт-Петербургской ка­федре владыка встретил начало Первой мировой войны. С первых дней он сразу стал принимать участие в работе благотворительных орга­низаций, созданных для помощи воинам и родственникам погибших на войне.

Священномученик Владимир (Богоявленский). Фотография: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-bogojavlenskij

 Прямой и честный по характеру, митрополит Владимир решился на то, чтобы переговорить с Императором лич­но и выразить собственное мнение в отношении Распутина и всего, происходящего вокруг его имени и деятельности.  В этом митрополит видел свой нравственный долг. Кроткий и смиренный, владыка был непоколебимо тверд в отстаивании Божией правды. Он догадывался, какими будут последствия беседы, а возможно, уже и предвидел свой дальнейший путь, но пошел по нему до конца. Импера­тор, выслушав владыку, сказал, что, может быть, он во многих от­ношениях и прав, но Императрица не согласится на изме­нение положения дел в этом вопросе. Узнав об этом разговоре, Императрица обвинила митрополита Владимира в том, что он плохой верноподданный, потребовав его перево­да из столицы.

 23 ноября 1915 года последовал указ Императора о переводе митрополита Владимира в Киев с сохранением прав и обязаннос­тей первенствующего члена Святейшего Синода. 22 декабря 1915 года владыка прибыл в Киев и принял древнейшую русскую кафедру, одновременно продолжая свою деятельность в Святейшем Синоде и труды по подготовке Поместного Собора, которые велись с 1905 года. Так началось восхождение на Голгофу первого архипастыря-новомученика.

 В феврале 1917 года в России произошел государственный переворот. Временное правительство назначило нового обер-прокурора, который попытался заставить членов Синода прини­мать лишь угодные ему решения. Митрополит Влади­мир выразил несогласие с беспорядочными действиями нового обер-прокурора. В ответ все члены Синода были уволены. Тогда, 24 марта 1917 года, митрополит Владимир вернулся в Киев.

 В это время в Киеве разгорелась гражданская и церковная смута.  Сепаратистские и националистические силы создали «Исполнительный комитет духовенства и мирян». Встретившись с его представителями, митрополит Владимир решительно заявил, что «Испол­нительный комитет» – учреждение самочин­ное, стремящееся к захвату не принадлежащих ему прерогатив. В то же время, он дал благослове­ние на созыв 12 апреля епархиального съезда духовенства и мирян Киевской епархии.

 Когда съезд собрался, то, вопреки воле владыки, его назвали «Украинским киевским епархиальным съездом духовен­ства и мирян». Съезд принял постановление, что «в автономной Украине должна быть независимой от Синода украинская церковь». При таких настроениях никакие вопросы неудалось решить, и следующий съезд планировалось провести в начале августа 1917 года.

 Состоявшийся 8-9 августа 1917 года съезд проявил крайнюю враждебность как к митрополиту Владимиру, так и к Русской Пра­вославной Церкви. Митрополит держался на съезде со свойственными ему кротостью и терпимостью, стараясь направить работу съезда в духе мира, но участники были на­строены иначе, и святителю пришлось перенести тогда много моральных ударов от тех, кто принадлежал к его пастве. Заседание 9 августа владыка пережил особенно тяжело, и вынужден был даже оставить собрание и уехать. Приехав в Лавру, митрополит слег в постель и несколько часов пролежал неподвижно, так что окружающие опасались за его жизнь.

 Священномученик Иоанн Восторгов сказал проникновенное слово о святом Владимире на Поместном Соборе, заметив, что святитель любил свое Отечество, любил Москву, был «поэт в душе, чрезвычайно любил природу, ценил красоту, любил стихи… При таком нежном и впечатлительном сердце, естественно, он болезненно переживал события в церковной жизни последнего времени…Тихо и молчаливо он страдал» [8].

 По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Рус­ской Православной Церкви, который принял ре­шение о восстановлении Патри­аршества. Было проведено несколько туров голосования. Митрополит Киевский участвовал только в первом туре. «Далее Собор избрал трех кандидатов в патриархи, окончательный же выбор был пре­доставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года, после Божественной литургии в храме Христа Спасителя, митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: “Тихон, митрополит Московский – аксиос!”» [9]

Собор архипастырей, пастырей, верующих мирян, прославленных в лике святых новомучеников и исповедников Российских, во главе со святителем Тихоном, Патриархом Московским и Всероссийским, собравшихся в московском Епархиальном доме. Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1096938.html

 В ноябре 1917 года в Киеве был создан комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Его члены были настроены враждебно к митрополиту Владимиру и выступили с требованием не допускать его в Киев. Деятельность националистов так встревожила православное население Киева, что 24 ноября 1917 го­да состоялось многолюдное собрание Союза православных сове­тов. Собрание признало все попытки создать автокефальную украинскую церковь антиканоничными. В начале декабря из Киева в Москву прибыл один из викариев с просьбой к митрополиту Владимиру вернуться в Киев, чтобы не произошло церковного раскола. По прибытии митрополита в Киев, вечером 4 декабря состоялось многолюдное собрание, созванное по инициативе Союза право­славных приходов города Киева. Несмотря на попытки сорвать собрание, владыке удалось открыть форум и благополучно его провести.

 К митрополиту периодически приходили радикально настроенные лица, которые то угрожали ему, требуя, чтобы он удалял православных епископов – противников церковного раскола, то предлагали патриаршество в «украинской церкви», то пытались узаконить разные подложные документы. Будущий священномученик все эти предложения отверг. Об идейном настрое митрополита в то время написал подпоручик Крав­ченко, бывший на приеме у владыки 12 декабря 1917 года. Владыка сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Хри­стову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохрани­лось православие в России там, где оно началось» [10].

Икона священномученика Владимира (Богоявленского). Источник: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-bogojavlenskij

 Открывая деяния Церковного Собора 8 января 1918 года, митрополит Владимир обратился к участникам со словом, в котором призвал их к осторожной, серьезной и вдумчи­вой работе в духе мира, любви и единения с Русской Православной Церковью. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председате­ля, избрав его лишь почетным председателем. Несмотря на враждебный настрой ряда участников, митрополиту удалость умирить дух и изменить ход мыслей многих прибывших на Собор. Епископ Черниговский Пахомий (Кедров) писал о служении святителя в Великой лаврской церкви. При совершении митрополитом Владимиром Божественной литургии «все другие члены Собора с великим усердием молились за этой литур­гией, а потом поклонялись печерским угодникам, почивающим как в Ближних, так и в Дальних пещерах. Эта усердная молитва членов Собора умиротворила их дух и доставила великую духов­ную радость» [11] митрополиту Владимиру.

 Гражданская война и приближение к Киеву большевиков дали о себе знать 14 января 1918 года, когда на территорию Лавры залетел первый снаряд.  С этого времени обстрелы были постоянными. На всех присутствующих за богослужениями в Лавре производили большое впечатление мужество и спокойствие митрополита, предавшего себя в руки Божии и молившегося за паству. Вечером 23 января большевики овладели Лаврой, и в ней начались невиданные грабежи и насилия [12].

 По совету близких, митрополит Владимир перешел жить в нижний этаж, куда пригласил епископа Прилукского Феодора. Целые сутки они провели в алтаре нижнего храма во имя святителя Михаила, первого митрополита Киевского.

 24 января в трапезную Лавры явилось четверо солдат, которыми руководил полупьяный предводитель, одетый в кожанку и морскую фуражку. В эту ночь было совершено нападение на квартиру намест­ника, затем те же люди ограбили каз­начея и благочинного. 25 января с раннего утра грабежи продолжились. Около шести часов вечера те же четверо солдат с человеком в кожанке вошли в северные ворота Лавры и спросили проходившего по двору монаха, где живет митрополит. Они позвонили в дверь квартиры митрополита, вошли в прихо­жую, и, не ожидая ответа, четверо прошли наверх. Один из монахов закричал вслед солдатам, что митрополит находится внизу. Владыка находился в комна­те архимандрита Амвросия. На­встречу солдатам вышел епископ Феодор, а позже – и сам митрополит Владимир, спрашивая, в чем дело. Солдаты повели святителя в нижнее по­мещение и заперли за собою двери. Разговор длился не более пяти минут, затем дверь отворилась и вышел митрополит, который был взволнован и сказал епископу Феодору и архи­мандриту Амвросию, что его хотят расстрелять. При свидетелях предводитель стал возражать: «Кто тебя будет расстреливать? До ко­менданта пойдешь!» На это митрополит предложил расстрелять его прямо на лестничной площадке, но солдаты повели владыку в келью и заставили собраться как бы в дорогу. Келейника к нему не пустили. Минут через 15–20 владыка вышел в сопровож­дении солдат, в рясе, с панагией, в белом клобуке. Он попрощался с келейником, вынул из кармана платок и вытер слезу. Внешне митрополит казался спокойным, буд­то бы шел на служение литургии. Другой келейник владыки, иеродиакон Александр, спросил солдат, куда ведут митрополита. Те отвечали, что ведут его в штаб для допроса. Тогда митрополит попросил позволения одеться. Солдаты позволили, после чего Владыка всех благословил и сказал: «Прощайте!»

 Солдаты вывели митрополита на лаврский двор и повели к во­ротам. Подойдя к углу Великой лаврской церкви, солдаты закури­ли, а митрополит, остановившись напротив входа в церковь, стал молиться. Дойдя до ворот Лавры, он снова остановился, обратил­ся к иконе святителя Николая и, перекрестившись, поклонился. Затем монах-привратник открыл обе половинки ворот, и митропо­лит в сопровождении солдат вышел из Лавры. Убийцы усадили его в автомобиль и, проехав с километр, оста­новились. Солдаты повели митрополита влево от дороги на не­большую поляну между крепостных валов. Владыка спросил:

– Что, вы здесь хотите меня расстрелять?

– А что же? Церемониться с тобою? – ответил один из них.

 Услышав такой ответ, священномученик попросил дать ему время по­молиться. Воздев руки кверху, он произнес:

– Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром.

 Затем он благословил убийц и сказал:

– Господь вас благословляет и прощает.

 Владыка не успел еще опустить руки, как раздались три выстрела, и он упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную, сделали еще несколько выстрелов и ударили штыком в живот. Тело священномученика пролежало до утра следующего дня и было найдено случайными прохожими, которые и сообщили об этом лаврским монахам. Получив разрешение от властей и пропуск на перенесение тела священномученика в Лавру, архимандрит Анфим в сопро­вождении четырех санитаров с носилками около 11 часов утра пришли к месту убийства. По совершении литии тело митрополи­та было положено на носилки. В это время появилось человек десять солдат и вооруженных рабочих, которые с выкриками и ругательствами стали препятствовать переносу тела в Лавру. Тогда архимандрит Анфим показал пропуск и разрешение, велел прикрыть тело владыки шубой и нести, а сам пошел впереди с поднятым крестом. Присутствовавшие при этом верующие женщины стали говорить:

– Страдалец! Мученик! Царство ему Небесное!

 В ответ раздалась ругань и выкрики солдат:

– Какое ему царство, ему место в аду, на самом дне!..

 Тело священномученика было принесено в Михайлов­скую церковь. После осмотра медиками, его облекли в архиерейское облачение. Сразу же после этого посреди церкви на­местник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со стар­шей братией панихиду. В тот день и в последующие дни были повсеместно отслужены панихиды по убиенном митрополите.

 29 января в 8 часов утра тело митрополита Влади­мира было положено в гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. В этот день Божественную литургию совершил митрополит Платон (Рождественский) с сослужившими ему еписко­пами, соборными старцами Лавры, членами укра­инского церковного Собора и некоторыми представителями киев­ского духовенства. После отпевания гроб с телом убиенного митро­полита был обнесен вокруг храма и крестным ходом перенесен в Ближние пещеры, где и погребен в Крестовоздвиженском храме рядом с митрополитом Флавианом (Городецким). На месте убиения митрополита Владимира был поставлен крест, на котором время от времени появлялись приносимые верующими венки из живых цветов. По их просьбам, на месте мученической кончины митрополита стали совершаться панихиды, за которыми молились иногда целые приходы.

Икона священномученика Владимира (Богоявленского). Богородице-Рождественский монастырь

 Митрополиту Владимиру было посвящено 85-е деяние Поме­стного Собора Русской Православной Церкви, состоявшееся 15 (28) февраля 1918 года, начавшееся панихидой, совер­шенной Патриархом Тихоном при общем пении членов Собора и многочисленного народа[13].

 Жизнь священномученика Владимира, достигшего высоких степеней христианского совершенства, была непрестанным стремлением к Богу, увлекавшим за собой всех, кто его окружал. Его всеобъемлющая любовь вплоть до любви к врагам, глубокий внутренний мир, спокойствие духа при любых обстоятельствах, смирение и кротость, пламенная вера, готовность помочь ближним и пострадать за Христа, что он исполнил, начав подвиг новомучеников Русской Церкви – все это осталось в сердцах его современников и было передано потомкам как бесценное свидетельство о том, что в любую эпоху достижение святости возможно и реально. И сейчас пример священномученика вдохновляет и вдохновит еще многих к жизни во Христе.

 После завершения гонений на Церковь, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил священномученика Владимира к лику святых. 20 июля того же года были об­ретены мощи священномученика и положены рядом с мощами преподобных отцов в Дальних пещерах.

 Иконы и фотоhttp://www.patriarchia.ru/db/text/1096938.html 

https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-bogojavlenskij и из архива монастыря

 Источники (литература):

  1. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, Исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Январь. Тверь. 2005. С. 221–272.
  2. В жертву Богу приносится лучшее. Киев, 1918.
  3. Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10.
  4. Иерей Николай Крикота. Я готов отдать свою жизнь за Церковь. Жизнеописание священномученика Владимира Киевского. М., 2002.
  5. Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Издательство «Отчий дом», 2009.

 Электронные ресурсы:

https://fond.ru/zhitiya-novomuchenikov/89/Vladimir/

https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-bogojavlenskij

 Примечания:

[1] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 353.

[2] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 343-344.

[3] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 348-349.

[4] Игумения Ювеналия (Ловенецкая) — духовная мать преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) и настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в 1902 -1921 годах. Доклад игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы на Всероссийской научной конференции «Монастыри и монашество в истории Русской Церкви» (Николо-Угрешская духовная семинария, 22 ноября 2024 года). https://monasterium.ru/doklady/vserossiyskaya-nauchnaya-konferentsiya-monastyri-i-monashestvo-v-istorii-russkoy-tserkvi-nikolo-ugre/igumeniya-yuvenaliya-lovenetskaya-dukhovnaya-mat-prepodobnoispovednitsy-famari-mardzhanovoy-i-nastoyatelnitsa-bogoroditse-rozhdestvenskogo-monastyrya-v-1902-1921-godakh/

[5] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 350-352.

[6] Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1995.  С. 117.Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Издательство «Отчий дом», 2009. С. 107.

[7] Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Издательство «Отчий дом», 2009. С. 105.

[8] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 353-354.

[9] Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, Исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Январь. Тверь. 2005. С. 221–272.

[10] В жертву Богу приносится лучшее. Киев, 1918. C. 33.

[11] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 346.

[12] В жертву Богу приносится лучшее. Киев, 1918. С. 39-40.

[13] Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10. С. 339.