Икона преподобного Иустина Челийского

В нашей обители, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, есть икона преподобного Иустина Челийского, память которого празднуется 14 июня. Насельницы нашего монастыря почитают этого удивительного  святого. Матушка Игумения и сестры участвовали в торжествах по случаю перенесения мощей преподобного Иустина в 2014 году, а также посетили Челийский монастырь в 2015 году.  Святой Иустин стал нам близок и потому, что чувствуются его любовь и молитвы, и потому, что те, кто знал его при жизни, с большим благоговением и воодушевлением о нем рассказывают, а также и потому, что его жизнь на самом деле удивительна, потому что это жизнь с Богом и в Боге... 

  Преподобный Иустин (Попович) (1894 - 1979), архимандрит Челийский,  в миру Благое Попович, родился в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 1894 года, в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда - отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.

 В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Он проучился там с 1905 по 1914 год.

 Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.

 1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд.

 По окончании учебы и войны вернулся в Белград.

  В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским Патриархом Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон.

 Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: "Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания". По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал "Христианская жизнь", в котором регулярно по частям печатал свое исследование "Философия и религия Ф. М. Достоевского", написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.

 С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах - Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.

 С августа 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда - "Догматики" ("Православная философия истины"). Спустя два года он был избран доцент богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия.

 В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями основал Сербское философское общество.

В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.

 Наконец, с мая 1948 года он обосновался в монастыре Челие близ Вальева, где стал духовником и подвизался до кончины. Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих видных архиереев Сербской Церкви - иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича). Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста. Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великий святых отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы.

 Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Он воспитал многих монашествующих и мирян в духе Христовом - духе смирения, кротости, любви во Христе. Этим духом жил он сам. В то же время он был принципиальным в вопросах веры, за что его "опала" не прекратилась до конца его земной жизни.

Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.

 Преподобный Иустин отошел ко Господу в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители. Был погребен у южной стороны алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный крест и цветы.

 Почитание отца Иустина святым началось сразу по его кончине и широко распространилось далеко за пределами Югославии еще до его канонизации. Стали писаться его иконы, слагаться молитвы к нему, его книги переводились на многие языки. В его родном Вранье его память сохранялась с благоговением: при соборе действовал хор его имени, имелось общество "Святой отец Иустин", его имя было дано одной из улиц. В Челийском монастыре ежегодно совершались встречи его духовных чад и почитателей - в основном из Сербии, Греции и сербского рассеяния. Есть данные, что он был канонизирован уже в 1993 году, вероятно местно где-либо в Сербской Церкви. В начале 2010 года календарь ведущего русского православного сайта Православие.ру приводил дни его памяти как 25 марта, на Благовещение, и 30 августа, вместе с Сербскими святителями. Наконец, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единодушно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Иустина Челийского. Решением Собора его память была установлена на 1 июня по юлианскому календарю (14 июня по новому стилю). Чин торжественного прославления был назначен на 2 мая того же года за Божественной литургией в храме святого Саввы на Врачаре. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви.

Рака со святыми мощами преподобного Иустина (Поповича)

Игумения Викторина, игумения Домника с сестрами на торжествах в честь перенесения св. мощей прп. Иустина. 14 июня 2014 г.

 12 июня 2014 года в монастыре Челие состоялось обретение мощей преп. Иустина Челийского. Торжественная Литургия по этому случаю была совершена 14 июня, в день памяти святого. По окончании богослужения мощи преп. Иустина Челийского были перенесены с монастырской площади, где совершалась Литургия, в храм св. Саввы Сербского, построенный по завещанию св. Иустина в обители на средства от продажи написанных им книг. Но до завершения росписей храма мощи св. Иустина должны были  временно находиться в старом храме монастыря — церкви св. Архангела Михаила.

Праздничное богослужение возглавил Патриарх Сербский Ириней

Игумения Викторина с сестрами в монастыре Челие. Фото 30 июня 2015 г.

В монастыре Челие, у места погребения прп. Иустина (Поповича). Фото 30 июня 2015 г.

Текст жизнеописания: https://drevo-info.ru/articles/14841.html

Иллюстрации: https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/fialku-ili-o-chudesah-bozhiih/73974699/?amp=1

Фотографии из архивов Богородице-Рождественского и Александро-Невского Ново-Тихвинского монастырей