Предлагаем Вашему вниманию беседу настоятельницы нашей обители игумении Викторины с сестрами перед Неделей о самаряныне.
Беседа Спасителя с самарянкой – очень выразительное, живое и яркое повествование, которое наполнено многими духовными смыслами.
Многие из нас мечтали бы встретить Господа на своем пути, поговорить с Ним так, как беседовала самарянка. Но, на самом деле, Бог пребывает с нами каждое мгновение жизни, ведь мы Им живем и движемся, и существуем (Деян. 17:28). Он говорит с нами через Священное Писание, через богослужения и Таинства Церкви, а также и через каждое обстоятельство нашей жизни. Все зависит от нашей способности или неспособности услышать и принять то, что Господь желает нам сказать.
В чем же заключается способность восприятия Бога? В Евангелии говорится, что она заключается в сердечной чистоте: «чистии сердцем… Бога узрят» (Мф. 5:8). Значит, если мы будем очищать сердце от страстей покаянием и исполнением Евангельских заповедей, не будем усыплять совесть, а наоборот, станем развивать духовную чуткость, боясь даже чем-то малым оскорбить Бога и наших ближних, то будем яснее слышать и лучше понимать Господа. Любящий Спаситель готов с избытком дать нам воду жизни, которая сделается «источником воды, текущей в жизнь вечную», но мы сами не всегда готовы воспринять Его благодать.
Что же нужно сделать, чтобы получить воду жизни? Можно научиться этому у самарянки – обычной женщины, далеко не безгрешной, но стремящейся к Богу. Святитель Иоанн Златоуст охарактеризовал внутреннее устроение самарянки в двух словах – «душа благомыслящая»[1]. Именно стремление к Богу и к добру помогло ей не только встретить Господа, но и получить то, что было необходимо ее душе. Давайте посмотрим, как это произошло.

Копия Картины Г. Семирадского "Христос и Самарянка". Роспись трапезного храма Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.
Господь Иисус Христос пришел на источник Иакова ради самарянки, как мы слышим в церковном песнопении: «На источник пришел еси, Источниче чудес, в шестый час Евин уловити плод». Одна человеческая душа для Бога дороже целого мира, и Господь желает «уловить» ее не для чего-либо иного, как только для ее блага и вечного спасения. Но для того, чтобы Бог посетил душу и открылся ей, необходимо желание самого человека. А чтобы услышать такие истины, какие услышала самарянка, нужно очень сильное желание – жажда Бога, жажда правды о самом себе и своего исправления.
«Душа человеческая — живая… и всегда жаждущая жизни, - пишет святитель Николай Сербский, - и ничто не может напоить ее, кроме жизни… А сущая и непосредственная жизнь возможна лишь в Боге, в Боге живом. Возжажда душа моя к Богу Крепкому, Живому. Это не песня, но сухой факт, сухой, как гортань жаждущего льва, рычащего в пустыне, рычание которого птицы в оазисе могут посчитать песней — однако для льва это не песня, а стон и вопль. Возжажда душа моя к Богу Крепкому, Живому. Это говорит не поэт, но путник, истомленный жаждою в земли пусте и непроходне, и безводне…» [2]
Спаситель, как совершенный Человек, утрудился в пути и остановился отдохнуть у колодца Иакова. Но, как Истинный Бог, Спаситель не нуждался в отдыхе, воде или пище, а, по Своей любви, сильно жаждал человеческого спасения.
Самарянка пришла за водой в полуденный час – самое жаркое и изнурительное время. Она не пожалела себя и потрудилась для тех, кому несла воду. Богочеловек, видящий не только дела, но и сокровенные помышления, обращается к ней первым и просит дать Ему пить.
«Не потому Он – Сотворивший воду и Изливающий моря и океаны, реки и источники - говорит это, что жаждет воды, - продолжает святитель Николай Сербский, - но потому, что жаждет нашей доброй воли и любви. Когда мы даем Ему, то не даем ничего своего, а, опять же, Его. Всякая чаша воды на земле — Его, потому что Он ее сотворил; и всякую чашу холодной воды, которую мы подаем одному из Его братьев меньших, Он оплатил Своею драгоценною кровью. И все-таки в беспримерном смирении Своем Он не требует у женщины воды как Творец у творения, но просит, как просил бы человек у человека. Дабы явить этим Свое смирение. Дабы засвидетельствовать этим истинность Своего человеческого естества, ограниченного и нуждающегося. Наконец, дабы научить нас предупредительности и милосердию» [3].
Видя перед собой Иудея, чья вера не позволяет сообщаться с самарянами, женщина с предупредительностью и смирением напоминает об этом. Она не только проявляет уважение к вере иноплеменника, но и заботится о душе человека, о том, чтобы не ввести его в грех, ставя духовное выше телесного.
Все это позволяет Христу продолжить необыкновенную беседу, полную духовных откровений: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Слыша такие удивительные слова, женщина являет себя рассудительной и осторожной (Собеседнику и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок, откуда у Него может быть вода?), и в то же время она предполагает в Обратившемся к ней духовную высоту, намного большую, чем у праведного Иакова.
Господь ответил ей: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:13-14)». Получив ответ, самарянка уже с уверенностью просит у Путника такой воды, пусть и выражает свое желание не вполне духовно, а по-человечески. Христос велит ей пригласить мужа и прийти вместе с ним. Этим Он располагает ее к большему доверию и показывает, что желает только добра ей и ее близким. В то же время, Господь говорит это и как Сердцеведец, знающий тайны жизни Своей собеседницы.
Самарянка отвечает, что не имеет мужа. Это было полуправдой. Однако Господь, стремящийся найти в каждом человеке доброе, оправдать и в то же время сделать его лучше, с кротостью отвечает: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
С какой любовью и деликатностью Господь беседует с человеческой душой! Бог знает, почему жизнь самарянки сложилась именно так, в чем она согрешила, а где претепела за правду и добро, в чем разочаровалась, кто и почему разочаровался в ней самой. Бог любит Свое создание. Для Него важно, что беседующая с Ним душа стремится к Свету и действительно желает выбраться из греховной тьмы.
Божественная любовь достигает цели. Женщина-самарянка не обижается, но принимает слова Христа и сразу же спрашивает о том, что ее больше всего волнует – где должно поклоняться Богу.
На вопрос самарянки Господь дает такой ответ, который был бы счастлив получить каждый Его последователь. Он желает еще больше возвысить духовные понятия женщины и всех тех, кто читает и будет читать Евангельские строки. Спаситель говорит: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 21-24).
«Истина имеет свойственный Себе Дух, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Этот Дух именуется Духом Истины (Ин. 15:26, 16:13). Он – Дух, от Отца исходящий (Ин. 15:26). Он – Дух Святый Божий (Ин. 14:26). Он – Дух Сына (Гал.4:6) как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: “Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину” (Ин. 16:13)» [4].
Господь ищет себе таких последователей, в которых нет лукавства, которые готовы узнать правду о себе самих и исправлять свою жизнь, чтобы наследовать Царствие Божие, начинающееся в человеческом сердце. Что же отвечает на это самарянка? «Знаю, - говорит, - что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все».
Эта благословенная женщина, судя по ее вопросам, не держала обиду на людей, не осуждала и не винила никого в своих бедах, не завидовала тем, у кого жизнь сложилась, возможно, лучше, чем у нее. Если бы у самарянки были такие мысли, она тотчас бы высказала их Господу, задав тот самый вопрос, который мы часто любим задавать: «Почему?» К счастью, у жены-самарянки были совсем другие вопросы. Она в простоте сердца ждала Того, Кто возвестит все и научит самому главному – поклоняться Богу в духе и истине. И Господь возвещает ей то, чего не говорил прямо даже Своим ученикам: Он открывает Себя как Мессию. «Это Я, Который говорю с тобою,» - отвечает Христос простой женщине.
В это время, как повествует апостол Иоанн, пришли ученики Спасителя, «и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?» Самое удивительное произошло дальше. Самарянка оставила свой водонос (те, кто живет в местах, где ощутим недостаток воды, могут вполне оценить ее поступок), пошла в город и, отложив робость, стала говорить людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» Самарянка, в первую очередь, возвещает людям о Христе, а о себе упоминает, только говоря о своих грехах. И ее живая, искренняя вера подвигла многих людей прийти к Спасителю.
«Между тем, - продолжает повествование апостол Иоанн, - ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:31-35). Из Евангельского повествования видно, что ученики не всегда понимали Спасителя, но со временем они не только поняли, но и исполнили все, что Он говорил. В этом их укрепила и просветила благодать Всесвятого Духа. Сами же апостолы имели огромное желание исполнить слова и наставления Божественного Учителя, сотворить Его волю. И Господь готов помочь каждому, кто имеет стремление к Нему и желание исполнить Его святую волю.
Вверяя нам служение или послушание, Господь посылает жать то, над чем мы не трудились: другие трудились, а мы, по милости Божией, входим в труд их (См. Ин. 4:38). Будем же благодарны Господу за Его Присутствие в нашей жизни, за Его любовь и милость и те жизненные уроки, которые Он нам преподает, и станем подражать «душе благомыслящей» – доброй и искренней жене-самарянке в ее добродетелях.
Игумения Викторина (Перминова)
29 мая 2021 г.
/Материал из архива сайта, фото 2021 г./
Примечания:
[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Том 8. С-Пб.: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1902. С. 208.
[2] Свт. Николай (Велимирович). Евангелие о Подателе воды живой и о женщине самарянке // Собрание творений https://pravoslavie.ru/46608.html
[3] Там же.
[4] Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонении Богу Духом и Истиною. Поучение в Неделю о самаряныне // Аскетическая проповедь. С.-Пб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 167.