Игумения Викторина (Перминова)
Совсем недавно мы вспоминали о Великой победе нашего народа. Нужно сказать, что и каждый день года мы вспоминаем о славных победителях. Это святые, одержавшие победу над страстями, и подвижники благочестия, которые – каждый в свою меру – достигли духовных высот.
Празднуя память святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, мы молимся и о нашем приснопамятном духовнике протоиерее Борисе. Небесным покровителем батюшки был святой благоверный князь Борис. Подражая своему святому в добродетелях, протоиерей Борис многого достиг в духовной «науке побеждать».
Победа не дается легко. Трудно достигать своей цели даже и в земных делах. Еще труднее победить в невидимой брани, которая «не к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). Мы видим и себя, и многих людей, побеждаемых страстями. Так возможна ли для нас победа? Да, возможна, потому что Сам Бог помогает подвизающимся. А там, «идеже… хощет Бог, побеждается естества чин». Эти слова часто повторял наш дорогой батюшка, потому что это был и его личный опыт.
Кому помогает Бог? Кротким, смиренным, не надеющимся на свои силы, но уповающим на Господа. Бог помогает тем, кто жертвенно отвергается себя и, взяв свой крест, следует за Христом; тем, кто на деле стремится исполнять Евангельские заповеди.
Из жития святых Бориса и Глеба мы знаем, что они любили Господа и стремились исполнить закон Христов. А они были такими же людьми, как и мы с вами. Мы знаем о жизни их отца, князя Владимира, в язычестве, которую не скрыли от нас летописцы. Это была жизнь по страстям. Но князь Владимир совершенно изменился, стал настоящим христианином и Красным Солнышком для Русской земли. По примеру отца, святые благоверные князья избрали Евангельский путь – путь борьбы со страстями. Не думаю, чтобы им было легко, но, с Божией помощью, они победили.
Наш духовник отец Борис часто говорил, что не бывает такого, чтобы человек родился святым, прожил всю жизнь без ошибок и святым же умер. Святыми не рождаются, а становятся. О самом себе батюшка не говорил, что произошел из благочестивой семьи и «от доброго корене». Его близкие имели недостатки, о чем он упомянул в автобиографии. С теми же недостатками пришлось бороться и ему самому. И он, с Божией помощью, смог их преодолеть.
От рождения отец Борис имел слабое здоровье и очень плохое зрение. Близкие внушали ему, что он – ни на что не способный инвалид. Но батюшка не желал так думать, не желал опускать руки и пребывать в унынии, раздражении, ропоте, зависти и осуждении других людей. Вникая в смысл богослужения, внимая Слову Божию, творениям Святых Отцов Церкви и наставлениям людей праведных, занимаясь трезвением, он понял, что может и должен исполнять волю Господа, творить добро. И он смог победить саможаление, малодушие и уныние, научился все делать самостоятельно.
В годы гонений за веру будущему священнослужителю препятствовали делать то, к чему он стремился – пребывать в храме, принимать участие в богослужениях. Его отговаривали от принятия священного сана. Но батюшка не видел в жизни иной цели, кроме служения Христу. Приняв сан диакона в тридцатые годы, он был арестован, осужден, перенес тюремное и лагерное заключения. И после освобождения пришлось пережить немало скорбного и трудного, но, несмотря ни на что, отец Борис продолжил служение и был рукоположен во иерея.

Икона святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба. Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы
Скорби и трудности ниспосылаются для того, чтобы человек учился побеждать грех и духовно возрастал в Боге. Если же борьбы нет, то страсть развивается и может нас погубить. У святых Бориса и Глеба был старший брат по отцу. Из летописей и жития известно его имя и данное народом прозвание – Святополк окаянный. Старшинство предоставляло ему много возможностей, прежде всего, для добрых дел. Но он желал лишь большей власти и богатства, поэтому скрыл от близких смерть отца, поспешил занять великокняжескй престол и решил уничтожить всех своих братьев. Он был человеком хитрым, жестоким, коварным и смог привлечь на свою сторону многих подобных себе людей. Кажется, что такой человек может силой и хитростью добиться всего, чего желает. Но победил ли Святополк, был ли счастлив? Конечно же, нет. Он был всего лишь жалким рабом страстей – властолюбия, сребролюбия, гордости. Свою жизнь он окончил в страхе и душевных мучениях, лишившись всего, что имел. Та же участь ожидает гонителей и мучителей во все времена.
Кто же побеждает? Побеждают те, кто пребывает с Богом, хотя внешне все может выглядеть совсем не так. Когда стало известно о действиях Святополка, войско изъявило готовность поддержать святого Бориса, если бы он пожелал стать великим князем. Но святой Борис послушался того, что заповедует Евангелие и велит совесть. Он не пошел войной на брата и не стал ему сопротивляться, хотя имел у себя большую часть войска. Поэтому остался непонятым, и практически все войско его покинуло, так что на момент страстотерпческой кончины с ним остались только самые преданные слуги.
Князь Борис был предупрежден, что Святополк может подослать убийц, но надеялся не на оружие и силу войска, а на Бога. Более того: он не желал, чтобы из-за него проливалась кровь, и готовился сам пострадать от рук убийц. Он горячо молился Господу, справлял ежедневный круг богослужений и усиленно подвизался, как делал это и всю свою недолгую жизнь. Житие правдиво повествует и о том, как не хотелось князю Борису умирать в таком молодом возрасте. Но он видел перед собой Цель – Христа и Его Царство. И Господь дал ему с великодушием, мужеством и всепрощением встретить последний час.
Мы вспоминаем и нашего дорогого батюшку. Помним о его любви и жертвенности, полагании души за духовных детей, о силе его горячих и непрестанных молитв, внимании к своей и к нашей внутренней жизни, мудрости и рассудительности. Он умел прощать и покрывать любовью грехи и немощи ближних. Это был подвижник и труженик, который стремился не к тому, чтобы ему служили, но послужить всем.
Всеблагой Господь, по молитвам Царицы Небесной, сохранил жизнь отца Бориса в испытаниях ради общей пользы. Его аскетическая жизнь, соблюдение святоотеческих правил, безропотное несение жизненного креста и безграничное смирение и послушание, с которыми он принимал всегда благую и совершенную волю Божию, служат для нас назиданием. Он любил богослужение, соблюдал Устав Церкви. И не удивительно то, что батюшка имел благодатные дарования, которые по смирению тщательно скрывал.
Господь даровал приснопамятному протоиерею Борису долгую жизнь. Перед ним всегда была высокая цель – соединение с Богом, Божественное Царство истины и любви, начинающееся еще здесь, на земле, в человеческом сердце. Христианская мирная кончина батюшки ясно засвидетельствовала о том, каким человеком он был и чего достиг в жизни.
Благодарим Бога за то, что он даровал нам духовного отца, молитвами которого созидалась и созидается наша обитель. Глубоко промыслительно, что его жизненный путь начался рядом с Псковским Иоанновским женским монастырем, насельницы которого отличались высокой духовной жизнью. Он воспринял от них много доброго, что старался передать и нам – монашествующим нынешнего времени. И завершился земной путь батюшки в женской обители, которую он возрождал. Верим, надеемся и видим в нашей повседневной жизни, что наш духовный отец не перестает молиться за монастырь и всех, кто его помнит и поминает.
Вечная память ныне тезоименитому приснопоминаемому протоиерею Борису!
Игумения Викторина (Перминова)
Материал из архива сайта