Святитель Николай (Велимирович). 10 цитат о духовной жизни

Не языком, братья, приобретается Царство Божие, а сердцем. Сердце – шкатулка тех добродетелей, которыми покупается это Царство; сердце, а не язык. Если эта сокровищница полна Божиих благ, а именно: крепкой веры, доброй надежды, светлой любви и благих дел, то и вестник этих благ, язык, верен и приятен. Если же сокровищница пуста и нет в ней ничего из этих драгоценностей, то и вестник ее лжив и дерзок. Каково сердце, таковы и слова. Каково сердце, таковы и дела. Всё, всё зависит от сердца. ("Охридский пролог")

Наша молитва: «Господи! Господи!» прекрасна и полезна лишь тогда, когда исходит [она] из молитвенного сердца. Сам Господь заповедал нам молиться непрестанно, но не только языком, чтобы слышали нас люди, но и затворившись в клеть сердца, чтобы слышал и видел нас Господь. Господи величественный и дивный, избавь нас от лицемерия и влей страх Твой в сердца наши, дабы непрестанно и благоговейно предстояли они [в серб. букв:. «предстояло сердце наше». – Ред.] на молитве пред Тобою. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. ("Охридский пролог")

Божественное Тройство на небесах – не только вкупе, но и едино. Впрочем есть тройство [и] во внутреннем міре (в серб. букв:, во внутреннем небе. – Пер.) человека, которому подобает быть не общностью, а единством, чтобы блажен был человек и на этом, и на том свете. Это – единство ума, сердца и воли. Пока эти трое лишь в общении, человек ратует и с самим собой, и с небесным Тройством. Но если эти трое станут едино, так что никто из них не будет ни господином, ни рабом, то человека наполняет мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4:7), всякого слова, всякого объяснения, всякого страха и всякой скорби. Тогда малое небо в человеке начинает походить на великое небо Божие, так что образ и подобие Божие тогда проявляются в человеке весьма ясно. ("Охридский пролог")

...Братья, если поднимемся мы, и обратимся от какого-нибудь греха, и встанем прямо, то да припишем это Божией силе и милости, а не себе. И [еще] надлежит нам быть предельно осмотрительными, и блюсти себя, и молиться Богу, чтобы снова не упасть либо в одну, либо в другую сторону, но идти прямо по пути Господню. Господи всевидящий, помоги нам выпрямиться духом к Тебе; и когда мы выпрямимся, поддержи нас, чтобы мы больше не падали. Тебе слава и [по]хвала во веки. ("Охридский пролог")

Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим. Из той книги ты научишься, что нужно быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдание окрепнуть духом и возвыситься душой до небес. Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое свое страдание сумеешь объяснить, а как только ты его объяснишь, страдание потеряет свое отравленное жало, которым оно жалит тебя, покуда ты считаешь его случайным и бессмысленным. ("Как правильно молиться?")

Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога. Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая: Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея! Вся сотворенная природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон. И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему ..Любая молитва – как пространная, так и наикратчайшая – начинается с благодарения Богу, продолжается прошением у Бога помощи или дара и завершается славословием Бога. Короче говоря, сначала благодарение, затем прошение и в конце славословие. ("Как правильно молиться?")

Когда народ наш говорит, что «правдой стоят города и земли», это равно тому, что говорит – «Царством небесным стоят города и земли». Ибо правда, одна из сил Царства небесного. Другая его сила – вера, третья – любовь, четвертая – истина, пятая – милосердие, шестая – мудрость, седьмая – чистота и так без конца и без края. Подумайте, какая из этих сил у вас есть, а какой нет, и поспешите стяжать их и будете совершенны как совершен Отец ваш небесный. ("Сквозь тюремное окно")

Рече Господь: «Блаженны кротции, ибо тии наследят землю» (Мф.5:5), то есть те, что не рвутся в первые ряды, становятся первыми; те, кто не стремятся к богатству, приобретают его; те что не отбирают у других землю, получают землю. Братья мои, мы должны привести нашу логику в согласие с логикой Божией. Иначе мы будем обманываться ежеминутно и на каждом шагу. Не напрасно говорит великий Христов апостол – «А мы имеем ум Христов» (1Кор. 2,16). Потому апостолы могли судить и делать. Ибо обратили они ум человеческий в ум Божий, ибо рассуждали не как люди, но как Господь. ("Сквозь тюремное окно")

Безнадежность сложа руки сидит. Упование чистит и метет непрестанно, проветривает и кадит жилище, в котором готовится принять Тебя. День и ночь заботится о том, чтобы не забыть ни о чем, что Тебе угодно. Призывает Ангелов и святых – тайновидцев – в помощь, чтобы пещеру свою сделать подобной Небу. Не имеет упование мое ни друга, ни соратника. Все прежние упования изгнаны мною, как проверенные лжецы, и на месте, от них очищенном, буйно цветет надежда, ожидающая встречи с Тобой.

Придешь Ты с дарами богатыми. С Тобой, Победниче Смерти, придет победа над всеми заботами и обидами, с Тобой придет свет, и здоровье, и сила, и мудрость, и вся полнота упований человеческих от начала до конца времен. ("Семь ключей к вечной жизни. Мысли о пути человека к Небу").

Есть ли земная любовь? – спрашивают меня ближние. Настолько же, насколько есть земной Бог! Земная любовь горит и сгорает, Небесная горит, не сгорая. Земная любовь, как и все земное, лишь мечта и сказка о любви. На Небесную похожа она не более чем идолы на Бога. Как дым похож на пламя, так и ваша земная любовь на любовь Божественную. Когда разменяете золотой на гроши, уже не назовете гроши золотым, – грошами назовете. Отчего любовь Божественную, измельченную и в прах размолотую, не прахом, но любовью называете? Господи, удостой меня любви, которой Ты живешь, которой живот подаешь. Удостой меня любви Твоей, Господи, и буду я свободен от всех законов. Всели Любовь Свою в меня и любовь соединит меня с Тобою. ("Семь ключей к вечной жизни. Мысли о пути человека к Небу")

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/