Предлагаем Вашему вниманию беседу настоятельницы нашей обители игумении Викторины с сестрами к празднованию перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, совершающемуся 9 февраля н. ст.
Празднуя перенесение честных мощей святителя Иоанна Златоуста, подумаем о том, благодаря чему совершилось это событие. По какой же причине мощи святого сначала невозможно было сдвинуть с места, а через некоторое время их легко смогли взять и перенести в столичный город? Не может быть, чтобы умевший прощать врагов святитель, которому страдания принесли великую небесную славу и множество венцов, «негодовал» на всю паству из-за несправедливо изгнавших его лиц. Неужели он не желал вернуться своими мощами ко всем тем, кто его любил, и его пришлось даже «уговаривать»?
Святитель настолько любил Богом данную паству, что полагал за нее душу. Но он всегда желал, чтобы его слово не было напрасным. Он стремился, чтобы духовное слово принесло плоды покаяния и всех добродетелей в сердцах и жизни пасомых. Прежде всего, святитель созидал внутреннее устроение духовных чад, желая, чтобы они научились от Спасителя кротости и смирению, ибо только в таком состоянии мы способны принять Божественную благодать и получить пользу от пребывания рядом со святынями.
Властное повеление и настойчивость императора и его приближенных в том, чтобы перенести мощи святителя в Константинополь, не привели ни к какому результату. Тогда император Феодосий-младший написал святителю письмо, обращаясь к нему как к живому человеку, что было истиной и являло веру автора письма в бессмертие души и вечную жизнь. В письме император смиренно склонялся перед Божественной волей и испрашивал прощения у святителя за всех, кто его преследовал. Это письмо было ценно тем, что оно носило в себе смиренный дух и выражало покаянные чувства императора и народа. В ответ на искреннее и глубокое покаяние, Господь даровал мощи святителя царствующему городу.
Святитель сначала не желал покидать своими мощами город Команы еще и потому, что место завершения земного подвига и страдальческой кончины было ему дорого. В этом месте верующие любили и чтили святого и не желали расставаться со святыней. Святитель и им явил свою любовь, и для них преподал необходимые уроки.
Из повествования о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста и мы можем извлечь уроки. Не все в нашей жизни происходит так, как нам хотелось бы, и не на все мы можем повлиять. Часто мы сетуем, что Бог не исполняет какие-либо наши молитвы и просьбы, но в этом нет ничего плохого, и, более того – в этом заключается наше же благо. Бог управляет нашей жизнью так, как полезнее для нас самих. Бессмысленно и глупо пытаться «повелевать» обстоятельствами, (тем более безумно пытаться «повелевать» Промыслителем) и думать, что что-либо зависит от нас. Единственное, что от нас действительно зависит – стремление к Богу и к добродетели, желание и старание осуществить доброе намерение, но в русле Божественной воли и Евангельских заповедей. Наш духовник отец Борис неоднократно повторял слова чтимого им святителя Иоанна Златоуста, что и в духовной жизни, и во всяком деле две трети совершает Божественная благодать, а одну треть должен приложить человек.
Также празднуемое событие открывает нам, что главным и определяющим в жизни являются не внешнее, а внутреннее, не земное, а небесное. И, если мы стремимся подражать святым, то, в меру наших сил, будем созидать наше внутреннее устроение в Евангельском духе, тогда и все в нашей жизни будет благоустраиваться. Слова святителя Иоанна актуальны и сегодня, и могут нам в этом помочь.
Приводя Евангельскую цитату, святитель Иоанн рассуждает: «"Тесны врата", говорит Господь, "и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их"; и еще: "широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7:13,14). Часто слушая эти слова и взирая на заботы людей о предметах пустых, я весьма удивляюсь истине сказанного. Подлинно, все идут широким путем, все увлекаются настоящими предметами, и нисколько не думают о будущих; непрестанно стремятся к телесным удовольствиям, а души свои оставляют истощаться голодом, и получая каждый день бесчисленное множество ран, нисколько не чувствуют бедственного состояния, в каком они находятся; в случае телесных болезней ходят ко врачам и приглашают их к себе в дом, дают им весьма большие награды, показывают великое терпение и переносят болезненное врачевание, чтобы возвратить здоровье телу; а когда страдает душа, то совершенно не заботятся и не стараются возвратить ей вожделенное здоровье, хотя хорошо знают, что тело смертно и тленно и подобно весенним цветам, – потому что оно, подобно им, увядает, засыхает и предается тлению, – между тем как о душе знают, что она почтена бессмертием и сотворена по образу Божию…»
Для пояснения своих слов, святитель приводит такой образ: «Подлинно, что возница для колесницы, или кормчий для корабля, или музыкант для музыкального орудия – тем же Создатель поставил душу для этого земного сосуда, она держит бразды, движет рулем, ударяет в струны; и когда делает это хорошо, то производит согласнейшие звуки добродетели; а когда или слишком ослабляет звуки, или напрягает их больше надлежащего, то нарушает и искусство и благозвучие. Такою-то душою пренебрегают многие из людей, не удостаивая ее даже и малейшего попечения, а все время своей жизни тратят на заботы о теле» [1].
Златоустый проповедник призывает: «Воспользуемся спасительным врачевством покаяния, или лучше - получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы Ему приносим его, а Он нам даровал его. Видишь строгость Его в законе? Видишь милосердие Его в благодати? Когда я говорю о строгости в законе, то не порицаю суда, а прославляю милосердие евангельской благодати, потому что закон неумолимо наказывал согрешающих, а благодать с великим долготерпением отлагает казнь, чтобы привести (согрешающего) к исправлению. Итак, братия, примем спасительное врачевство покаяния, примем врачевство, очищающее наши грехи».
«Но истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, - продолжает святитель, - а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия. "Омойтесь", сказано, (и) "очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих" (Иса. 1:16). Что значит это излишество слов в выражении? Не достаточно ли было сказать: "удалите злые деяния ваши", чтобы показать все? Почему же прибавлено: "от очей Моих"? Потому, что иначе видят глаза людские, и иначе видит око Божье. "Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16:7). Не по виду лишь притворяйтесь кающимися, а покажите плоды покаяния "от очей Моих", которые испытывают тайники сердца» [2].
Великий святитель говорит и еще об одном важном условии для покаяния – прощении ближних: «Зная, что невозможно, чтобы мы, как люди, облеченные смертным телом, не падали, он научил еще говорить: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6:12). Этими словами доставляется три блага вместе: достигших высоты добродетелей Он научает смиренномудрию и увещевает не полагаться на свои подвиги, но бояться, трепетать и помнить о прежних грехах, как поступал и божественный Павел, который после бесчисленных подвигов говорил: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим. 1:15). Не сказал: "я был", но "есть", выражая, что он непрестанно памятовал о делах своих. Итак, достигшим высоты добродетелей Господь доставляет этими словами безопасность в смиренномудрии, а падшим после благодати святого крещения не попускает отчаиваться в своем спасении, но научает их просить у Врача душ врачества прощения. Кроме того, эти слова научают человеколюбию. Господь хочет, чтобы мы были кротки к виновным, незлопамятны к согрешающим против нас, прощением их приобретали прощение себе и сами предуготовляли себе меру человеколюбия, потому что мы просим столько даровать нам, сколько сами даем ближним, и испрашиваем себе такого же прощения, какое даруем своим должникам» [3].
"Не заботьтесь", сказал Господь, "о завтрашнем дне" (Мф. 6:34). И для чего заботиться о завтрашнем дне тому, кто, может быть, и не увидит завтрашнего дня, кто предпринимает труд, а не пожинает плода? Надейся на Бога, который "дает пищу всякой плоти" (Пс. 135:25). Тот, Кто даровал тебе тело, вдохнул душу… и приготовил для тебя все блага прежде, нежели создал тебя, как презрит тебя созданного, если "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5: 45)? Итак, надеясь на Него, проси пищи только на настоящий день, а об завтрашнем предоставь заботу Ему, как и блаженный Давид говорит: "возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя" (Пс. 54:23) (ц/слав. - «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает») [4].
Святой Иоанн не уменьшает необходимости труда, говоря: «В начале Бог наложил на человека труд, не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его. Адам, когда жил без трудов, ниспал из рая; но апостол, когда провождал жизнь труженическую и тягостную, "в труде и подвиге", как сам он говорит, "ночь и день" (2 Фес. 3:8), - взошел в рай и восхищен на третье небо. Не будем охуждать труд, не будем пренебрегать работой; потому что от них мы получаем, еще прежде Царствия Небесного, величайшую награду, - сопровождающее их удовольствие, и не только удовольствие, но - что еще важнее удовольствия - самое цветущее здоровье» [5].
«Не будем смущаться и падать духом, когда постигают нас искушения, - призывает святитель. - Если художник золотых вещей знает, сколько времени нужно держать золото в печи и когда вынимать его оттуда, и не допускает оставаться ему в огне до того, чтобы оно испортилось и перегорело, – тем более знает это Бог, и когда Он видит, что мы сделались более чистыми, то избавляет от искушений, чтобы от избытка бедствий мы не преткнулись и не пали. Не будем же роптать и малодушествовать, если случится что-нибудь неожиданное, но предоставим Знающему это с точностью, очищать нашу душу, доколе Он хочет, потому что Он делает это с пользою и ко благу искушаемых» [6].
Святитель воодушевляет слушателей к благодушному перенесению испытаний: «Христианин должен и тем отличаться от неверных, чтобы все переносить благодушно, и, окрыляясь надеждой на будущее воспарять на высоту, недосягаемую для человеческих бедствий. На скале стоит верный, и потому не доступен ударам волн. Пусть воздымаются волны испытаний: они не достигнут до его ног; он стоит выше всякого такого навета. Не упадем же духом, возлюбленные! Не столько мы сами заботимся о своем спасении, сколько сотворивший нас Бог; не столько мы печемся, чтобы не потерпеть какого-либо бедствия, сколько Тот, кто даровал нам душу, и затем еще дает такое множество благ» [7].
Часто мы можем услышать: «Ну, то были святые, а я не святой или не святая…» Видимо, святитель Иоанн, приводя примеры из Священного Писания во время своих бесед, также слышал подобные высказывания. На одно из них он отвечает: «Если же скажешь: “то был Иов, и поэтому перенес, а я не таков, как он”, - то этими словами ты только больше осудишь себя, а праведника похвалишь. Тебе бы надлежало более перенести, нежели ему. Почему же? Потому, что он (жил) до благодати и до закона, когда не было большой строгости в жизни, не было такой благодати Духа, когда трудно было побеждать грех, когда владычествовала клятва, когда смерь была страшна; а теперь борьба стала легче, потому что, по пришествии Христовом, все эти (препятствия) уничтожены. Стало быть, мы совершенно лишены извинения, если после столь долгого времени, после такой помощи и столь многих даров, сообщенных нам от Бога, не можем достигнуть одинакового с Иовом совершенства. Все это имея в мыслях, т. е. что страдания Иова были более тяжки (нежели наши), и что он выступил на брань и сразился тогда, когда борьба была труднее, — будем переносить все постигающие нас бедствия мужественно и с великою благодарностью, чтобы могли мы получить такие же, как он, венцы» [8].
«Не перестану говорить, - заключает святитель, - чтобы каждый из слушающих, взяв из слов наших приличное ему врачество, постарался, освободившись от обременяющих его страстей, возвратить себе здоровье, и сделать себя способным к добродетели. И с больным телом бывает, что если врач многократно прикладывает лекарство, а больной не хочет выждать действия его, но сердясь и не терпя боли от приложенного врачом лекарства, отрывает его и не получает от него пользы, в таком случае никто из благомыслящих не станет упрекать врача, который с своей стороны сделал все. Так и здесь, мы, составив из духовного поучения врачество, предлагаем его вам; а затем будет уже ваше дело и потерпеть боль, и воспользоваться врачеством и, освободясь от болезни, возвратиться к истинному здравию. Тогда и сами вы получите великую пользу, и мы почувствуем не малую радость, видя, что бывшие прежде больными так скоро сделались здоровыми» [9].
Молитвами святителя Иоанна Златоутста, да поможет нам Господь, в меру наших сил и возможностей, исполнять его отеческое слово, приносить деятельное покаяние и стремиться ко всякой добродетели.
Игумения Викторина (Перминова)
8 февраля 2021 г.
Источник цитат: Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского)
[1] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского) Т. III. Кн. 1. Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш".
[2] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. II. Кн. 1. Беседы с Антиохийским народом о статуях. Беседа 7.
[3] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. III. Кн. 1. Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш".
[4] Там же.
[5] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. IV. Кн. 1. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 11.
[6] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. III. Кн. 1. Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом.
[7] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. II. Кн. 1. Беседы с Антиохийским народом о статуях. Беседа 2.
[8] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. II. Кн. 1. Беседы с Антиохийским народом о статуях. Беседа 3.
[9] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. IV. Кн. 1. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 11.