
Икона священномученика Александра Соколова. https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-sokolov
Во время работы с архивными материалами были обнаружены новые сведения о священномученике Александре Соколове, 10 лет прослужившем в храме нашего подворья в селе Федоровском. Сердечно благодарим историка Александра Викторовича Семенихина, поделившегося ценными для обители сведениями.
Священномученик Александр родился 8 августа 1881 года [1] в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии (сейчас это поселение относится к муниципальному округу Шаховская Московской области) в семье священника Павла Стефановича Соколова. В 1892 году Александр окончил сельскую школу. В 1898 году он завершил обучение в Волоколамском духовном училище.
15 июня 1904 года Александр окончил Вифанскую духовную семинарию [2] (полный курс наук по второму разряду, как написано в послужном списке), после чего 23 августа был назначен Московским Епархиальным Училищным советом на должность учителя в 2-х классную школу при Иосифо-Волоцком монастыре [3].
15 июля 1905 года Александр был рукоположен будущим священномучеником митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) в сан диакона и определен к Покровской церкви села Покровского Клинского уезда, находящееся между Клином и Дмитровым (сейчас оно относится в Дмитровскому муниципальному округу). Одновременно он был утвержден в должности законоучителя при школе Иосифо-Волоцкого монастыря, где преподавал не только Закон Божий, но и церковно-славянский язык.
О благочестии и усердии преподавателя, а также о доверии к нему священноначалия свидетельствует то, что уже диаконом он был утвержден законоучителем (обычно на эту должность утверждались священники). Конечно же, окончание семинарии было одним из факторов, влиявшим на это назначение. Но все же случаи, когда диакон являлся не просто преподавателем, а законоучителем, были в дореволюционное время крайне редки. «Универсальность требований к законоучителю состояла в том, что он должен быть не только священнослужителем, богословом, пастырем-духовником и проповедником, но и хорошим историком и словесником, и вместе с этим - простым и искренним в общении с детьми, понимающим и любящим своих учеников» [4]. Видимо, диакон Александр обладал необходимыми качествами, и митрополит Владимир в недалеком будущем видел его священником.
Чтобы оценить труды отца Александра, нужно представить расстояние между Клинским уездом и Иосифо-Волоцким монастырем – это около пятидесяти километров. В настоящее время расстояния преодолеваются легче и быстрее, а в начале ХХ века требовались усилия, чтобы вовремя добраться на лошадях к месту назначения. Диакону Александру постоянно приходилось проделывать путь между Иосифо-Волоцким монастырем и селом Покровским. Кроме того, он периодически навещал отца. Протоиерей Павел Соколов служил сначала в Раменье, далее – в Троицком храме села Елеазарова Волоколамского уезда (в советское время село стало деревней Елизарово Шаховского района. Деревней – поскольку церковь закрыли). Другой сын отца Павла, протоиерей Алексий Соколов, служил в храме пророка Илии в селе Черкизове за Преображенской заставой, сейчас это территория города Москвы. Отец Александр по месту служения находился ближе к отцу и как любящий сын приходил ему на помощь.
1905 год был годом революционных событий. Многие молодые люди, даже и студенты духовных учебных заведений, если и не погружались в революционный водоворот, то стремились к светской жизни и профессии, к карьере в миру. А Александр всей душой избрал духовный путь и жизнь в Боге, желая послужить Ему в священном сане, и будущий новомученик митрополит Владимир вдохновил и благословил его на этот путь.
В июле 1907 года митрополит Московский и Коломенский Владимир рукоположил диакона Александра в сан священника и определил к Знаменской церкви села Комлева Рузского уезда. На новом месте служения иерей Александр пробыл семь лет и все это время был законоучителем Комлевской земской школы. В 1913 году он был награжден за труды по народному образованию набедренником.
11 сентября 1914 года, святителем Макарием (Невским), митрополитом Московским и Коломенским, отец Александр был переведен в Скорбященскую церковь (храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость») села Федоровского Волоколамского уезда, где прослужил 10 лет – с 1914 по 1924 гг. Здесь он стал законоучителем сразу двух земских школ – Федоровской и Мало-Сырковской. Эти села находятся примерно в 25,5 километрах от Иосифо-Волоцкого монастыря. Этот край был родным и близким для отца Александра: здесь он много потрудился, и его знали, и любили.
В 1916 году за особые труды по обстоятельствам военного времени и сбор пожертвований на военные нужды, которые отметило Священноначалие, отец Александр был награжден фиолетовой скуфьей. В том же году, как написано в послужном списке, за усердное служение Церкви Божией ко дню Св. Пасхи он был награжден фиолетовой камилавкой. Священник Александр продолжал образовательную деятельность и был законоучителем «до общего запрещения преподавания Закона Божия в школах» [5] в 1918 году.

Священномученик Александр Соколов. Таганская тюрьма. 1938 г. Фото: https://ramenie.prihod.ru/novomucheniki/1173-2/
С 1923 года отцу Александру приходилось все чаще ездить служить в Шаховской уезд и помогать отцу. Приход Троицкой церкви села Елизарова был большим: деревни в этой местности очень разбросаны и удалены друг от друга, а отец Павел был уже в преклонных годах. В 1924 году протоиерей Павел и его сын отец Александр подали прошения на имя архиепископа Звенигородского Николая (архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), священномученик, с 16 апреля по октябрь 1924 года находился под арестом). В своем прошении отец Павел сообщает: «Приход Троицкой, села Елизарова, церкви, в котором я священствую, велик и очень разбросан, некоторые деревни отстоят от села на 5-6 верст; служение на нем в мои 68 лет становится для меня затруднительным, а более подходящего для себя прихода в настоящее время я не нахожу (церкви в округе закрывали и уничтожали – прим. сост.), посему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство Милостивейшего Отца – уволить меня, протоиерея Соколова, - в заштат с припиской к Ильинской села Черкизова (бывшего Митрополичьего за Преображенской заставой) церкви, так как место моего постоянного жительства будет в означенном села Черкизова Ильинском приходе у сына протоиерея и настоятеля Ильинского храма о. Алексия Павловича Соколова». Отец Александр подтверждает слова своего родителя и к просьбе определить его священником Троицкой церкви добавляет: «Общеприходское собрание прихожан, бывшее 1924 года Мая 5/18 дня, церковно-приходской совет и церковный староста Троицкой, села Елизарова, церкви, согласно пожелали иметь меня… своим приходским священником». К документам прилагались прошения церковно-приходского совета, церковного старосты и уполномоченных от всех селений (деревень) прихода села Елизарова.
На прошении протоиерея Павла Соколова от 6 /19 мая 1924 года стоит резолюция за № 460. Рукой священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, сделана следующая надпись: «20 мая 1924 года о. протоиерей Павел Соколов, согласно прошению, увольняется за штат, и на его место определяется священник села Федоровского Волоколамского у(езда) Александр Соколов» [6]. Тогда отец Александр еще не был возведен в сан протоиерея: это произошло, по всей видимости, позже.

Икона священномучеников из храма Воскресения Христова с. Рамение Шаховского района. Первый слева - священномученик Александр Соколов https://ramenie.prihod.ru/novomucheniki/
Троицкая церковь, где служил отец Александр с мая 1924 года, была выстроена в 1873 году, по проекту, близкому к типовым для данной местности и периода. Она представляла собой каменный (кирпичный) храм с восьмигранным куполом, обширной трапезной частью и колокольней. Имела три придела - главный, Троицкий, а также Никольский и Димитриевский (в честь великомученика Димитрия Солунского). Храм был закрыт не позже 1930-х годов и разобран на кирпич в середине 1950-х [7].
После закрытия Троицкого храма отец Александр с 1930 года служил в Ильинской церкви в Черкизово, где служил и его брат.
В 1934 году отец Александр был назначен настоятелем Спасской церкви в селе Павельцово Дмитровского района (станция Хлебниково Савеловской ж.д.) Ничего не имея, он жил в церковной сторожке. В его семье было двое детей. К этому времени дети выросли и жили отдельно. Батюшка никогда не называл их имён и не сообщал адресов [8]. В документах указывается его супруга, Клавдия Алексеевна [9], видимо, готовая разделить его участь.
26 января 1938 года протоиерей Александр был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Ему было предъявлено обвинение в распространении слухов о скором свержении советской власти, в дезорганизации работы в колхозе (крестные ходы), антисоветской деятельности среди населения.
Один из лжесвидетелей показал на допросе, что священник организовывал «хождения» с молебнами по селу Павельцово и другим сёлам, чем отвлекал колхозников от уборки урожая. На допросах отец Александр виновным себя не признал.
11 февраля 1938 года тройка НКВД СССР по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
17 февраля 1938 года священномученик Александр был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В августе 2000 года он причислен к лику святых новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
В житии священномученика мы видим образец жертвенного и верного служения Церкви, которое он совершал ежедневно и незаметно, но на самом деле неформально, с полной отдачей всего себя служению Богу, Господню алтарю, своему приходу, делу духовного просвещения и образования детей. Он был послушным сыном, любил своих близких и не меньше любил паству, за которую положил душу. Архипастыри-новомученики, которым он был близок по духу, благословляли этапы его жизни и молились о нем. С их молитвенной поддержкой, святой пребыл верным и послушным даже до смерти, подражая Христу-Подвигоположнику.
Икона священномученика Александра Соколова: https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-sokolov
https://ramenie.prihod.ru/novomucheniki/
Фото: https://ramenie.prihod.ru/novomucheniki/1173-2/
Примечания:
[1] https://drevo-info.ru/articles/5757.html?ysclid=m46oasp6v7371678012
[2] Дубинский, А. Ю., Вифанская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник), Москва: Прометей, 1999, 53 с., 37.
[3] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 275.
Интернет-ресурс «Образование и Православие»: https://orthedu.ru/news/3208-zakonouchitel-dorevolyucionnoj-shkoly-lichnost-i-ispolnenie-obyazannostej.html
[5] Послужной список Волоколамского уезда Московской губернии Скорбященской, села Федоровского, церкви, священника Александра Павловича Соколова за 1923 год. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 275.
[6] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 275.
[7] Интернет-ресурс «Храмы России»: http://temples.ru/card.php?ID=6935
[8] https://drevo-info.ru/articles/5757.html?ysclid=m46oasp6v7371678012
[9] Послужной список Волоколамского уезда Московской губернии Скорбященской, села Федоровского, церкви, священника Александра Павловича Соколова за 1923 год. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 275.
Литература
Дубинский А. Ю. Вифанская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник). Москва: Прометей, 1999, 53 с., 37.
Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь. 2005. С. 71-72
Использованные материалы:
РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 275.
БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans (на данный момент страница недоступна)
Электронные ресурсы:
https://drevo-info.ru/articles/5757.html?ysclid=m46oasp6v7371678012
https://fond.ru/home/119/aleksandr/
http://temples.ru/card.php?ID=6935
https://ramenie.prihod.ru/novomucheniki/1173-2/