Житие преподобного Василиска Сибирского. День памяти 11 января

11 января празднуется память преподобного Василиска Сибирского - великого подвижника и молитвенника Русской земли, делателя молитвы Иисусовой, которого можно поставить в один ряд с великими русскими преподобными отцами.  Радостно, что прекрасный текст службы святому утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал № 61). Теперь, по милости Божией и благословению нашего Священноначалия, мы имеем возможность совершать службу не по общей минее, а по составленному богослужебному тексту, из которого молящиеся могут почерпнуть и назидание, и молитвенные чувства, и получить большое утешение от того, что еще одному нашему святому соотечественнику совершается прекрасно и с любовью составленная служба. В настоящее время рака со святыми мощами преподобного Василиска находится на подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в г. Екатеринбурге, где все желающие могут поклониться мощам святого. Предлагаем Вашему вниманию житие преподобного Василиска Сибирского с сайта  Сестры.ru. 

65 лет безмолвия.

На подворье Ново-Тихвинской обители почивают мощи великого старца

Рака со святыми мощами преподобного Василиска Сибирского

 Однажды, увидев в сельском храме изображения Ангелов, крестьянский мальчик Василий, будущий святой преподобный Василиск Сибирский, сделал себе крылья из длинных перьев и долго бегал по пригоркам, размахивая ручками, пытаясь оторваться от земли и взлететь на небо, к возлюбленному Господу. Конечно, ничего тогда из этой затеи не вышло, но много лет спустя Господь все-таки исполнил его желание – преподобный Василиск приблизился душой своей к Богу настолько, насколько это возможно для человека в этой привременной жизни. Он жил в ХIХ столетии, но по молитвенному преуспеянию был равен древним подвижникам.

  Мощи этого великого молитвенника Уральской земли, 65 лет подвизавшегося в пустынных лесах, почивают в поселке Елизавет на недавно переданном на недавно переданном Александро-Невской Ново-Тихвинской обители подворье. Его честные останки – единственные целокупные мощи в Екатеринбурге.

Портрет преподобного Василиска Сибирского. Туринск. Областной Краеведческий музей

 Все житие старца Василиска – непрерывное восхождение человеческой души к Богу. Пустынные леса Чувашии, Брянщины и Сибири помнят его ночные бдения и непрестанные молитвословия. Людей преподобный Василиск сторонился, и лишь верный его ученик, многолетний сотаинник и сомолитвенник, старец Зосима Верховский, с которым преподобный Василиск оставался неразлучен почти до самой своей кончины, был свидетелем его пустыннических подвигов.

 Сибирская глушь давала отшельникам самое необходимое – полную отчужденность от внешнего мира и возможность непрестанного молитвенного собеседования с Богом. Особенно в делании сердечной молитвы преуспел старец Василиск. Он рассказывал отцу Зосиме, что сподоблялся дивных видений, описать которые недостанет человеческих слов. А однажды в минуту, когда от изобилия Божией благодати сердце его бурлило, как кипящий котел, он в порыве сладостного чувства, коснулся груди ладонью и тотчас почувствовал жгучую боль. После, когда молитвенное состояние прошло, он увидел на руке волдыри от ожога. Современник старца Василиска, святитель Игнатий Брянчанинов, знавший молитвенные опыты сибирского подвижника, писал, что ему известны только два инока, которые в его столетие сподобились зреть свою душу, исшедшую из тела во время молитвы. Одним из них был пустынник Василиск.

Образ преподобных Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, написанный одесским иконописцем А. Рудым

 По смирению старец Василиск считал себя недостойным кого-либо наставлять и почитал отца Зосиму скорее как друга и возлюбленного во Христе брата, но тот, сознавая высочайшее преуспеяние своего старца, всю жизнь благоговел перед ним, как перед святым. Должно быть, трогательно выглядело со стороны, когда после духовных бесед и совместного чтения святоотеческих книг отец Зосима провожал своего старца до его кельи, а после, возвращаясь к себе, старался ступать точно по его следам, веря, что и это принесет ему пользу. Но не только видимым образом следовал отец Зосима своему наставнику – столь же неуклонно влеклась его душа вслед наставлениям благодатного старца.

Раздвоившаяся сосна, выросшая на месте келии старца Василиска под Туринском – зримое напоминание о духовной дружбе двух пустынножителей

Озеро Монашка, на берегу которого находились келии преподобных Василиска и Зосимы. Именно здесь прожили старцы в уединении более 20 лет

  Много раз по ночам, когда случалось отцу Зосиме крепко уснуть, так что возникала опасность проспать час молитвы, слышал он голос своего старца, точно тот сам, стоя за дверьми кельи, читал вслух молитву: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». «Аминь» - отвечал отец Зосима по привычке, мгновенно проснувшись. Думая, что и вправду отец Василиск пришел навестить его, бросался к дверям, но, отворив, видел, что там никого нет. «Не старец мой пришел, то Ангел его пробуждает меня», - говорил он сам себе и приступал к своему монашескому правилу.

Место, где находилась келия-землянка преподобного Василиска. Здесь старец почил о Господе 29 декабря 1824 г.

 Светоносную ночь Воскресения Христова проводили они в чтении и сердечной молитве. Затем, взяв Евангелие, а также праздничные снеди, топор, огниво, котелок уходили гулять по пустыне недели на две-три, оставляя кельи незапертыми. Ходя по лесам, горам и долинам, оглашали они всю пустыню сладким торжественным пением: «Христос Воскресе!», как бы возвещая всей твари о воскрешении ее Творца и прогоняя той вестью бесов из всех диких, мрачных и непроходимых пустынных мест. Впрочем, не одну только Пасху, но и Пятидесятницу и прочие летние праздники проводили они подобным образом.

  Под конец жизни Господь сподобил старцев послужить людям: ими был учрежден в городе Туринске женский монастырь. Здесь старец Василиск и предал Богу свою чистую душу. До самого последнего вздоха пребывал он в сердечной молитве и последними его словами были: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий…». Умер он, будто уснул. Погребли старца Василиска в Туринском Свято-Николаевском монастыре возле алтаря Вознесенского собора. В 1914 году над его могилкой была освящена часовня во имя мученика Василиска. Верный его сподвижник и духовный брат, старец Зосима, пережил своего наставника почти на 20 лет, за это время он основал еще одну женскую обитель – Троице-Одигитриевскую общежительную пустынь, а также составил жизнеописание старца Василиска.

Полное житие преподобного Василиска Сибирского можно прочитать на сайте Сестры.ru.

 Почитание старца Василиска началось в ХІХ веке, вскоре после его успения. На его могилку приезжали тысячи паломников, из простых и знатных, там стали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Однако после трагических событий 1917 года Свято-Николаевский Туринский монастырь был закрыт, храмы разрушены, а могила старца оказалась под асфальтом. Безбожная власть постаралась изгладить из народной памяти имя сибирского подвижника, но так и не сумела сделать этого до конца.

Свято-Николаевский женский монастырь г. Туринска. Слева от Вознесенского собора видна часовня, построенная над могилой прп. Василиска. Дореволюционный вид.

 Вопросом прославления старца Василиска в лике святых одним из первых задался духовник Ново-Тихвинской обители схиархимандрит Авраам. По его инициативе на территории Свято-Николаевского Туринского монастыря были организованы поисковые работы, и в 2000 году милостию Божией состоялось обретение бесценной святыни – честных мощей блаженного старца. Сестры церковно-исторического кабинета Ново-Тихвинской обители подготовили документы на канонизацию, и в 2004 году подвижник был прославлен в лике преподобных.

Храм во имя Всемилостивого Спаса подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. п. Елизавет. г. Екатеринбург

 В храме во имя Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет целокупные мощи святого старца почивают со времени их обретения. До революции храм вместе с прилегающей территорией был подворьем нашего монастыря. Оскверненный и полуразрушенный, в советские годы он использовался как склад. В 1988 году храм был передан Православной Церкви, с этого времени началось его восстановление.

 До конца 2006 года в поселке Елизавет располагался мужской монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Позже его насельники ради большего уединения переехали в село Костылева Верхотурского уезда, где основали Свято-Косьминскую пустынь, а подворье было передано Ново-Тихвинскому монастырю.

Икона преподобного Василиска Сибирского, написанная сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря

 Для жителей Урала и Сибири святой старец Василиск, молитвы которого еще при его жизни были подобны пламенному столпу от земли до неба, был и остается ходатаем и заступником во всех скорбях и невзгодах. Сестры верят, что недалеко то время, когда имя преподобного Василиска Сибирского воссияет с прежней славой, ибо «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом» и «не может укрыться город, стоящий на верху горы».

Адрес храма: г. Екатеринбург, район Елизавет, ул. Бисертская, 12-а.
Проезд: авт. № 20, маршрут. такси № 019, 012. Остановка «Дом культуры»

Источник (текст и иллюстрации): http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/14