В гостях у хозяина Волоколамской земли. Паломническая поездка в Иосифо-Волоцкий монастырь

Наша МолодЁЖка, воскресная школа и прихожане нашей обители во главе с ответственным за молодежное служение иереем Романом Чистяковым совершили паломничество в Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Вот как участники паломнической поездки рассказывают о древней обители и ее уникальном музее Библии:

3 января, отметив наступление нового 2025 года, доев все салаты и распаковав все подарки, мы, бодрые и отдохнувшие, нашим дружным приходом в составе «МолодЁЖки», воскресной школы и прихожан монастыря во главе с ответственным за молодежное служение иереем Романом Чистяковым совершили уже ставшую для новогодних каникул традицией экскурсию. На этот раз наш путь лежал не так далеко, в Подмосковье. Спустя всего пару часов пути на комфортабельном теплом автобусе мы оказались в Иосифо-Волоцком монастыре. Обитель – мужская, ставропигиальная, расположена в селе Теряево Волоколамского района Московской области и считается одной из старейших в нашей стране.

У входа в этот невероятно красивый, одновременно очень уютный и величественный монастырь нас встретили экскурсоводы. После того как мы разделились на группы, они повели нас по территории деревней обители и рассказали нам много интересного о том, как она возникла. Так, мы узнали о том, что монастырь был основан в 1479 году и стал впоследствии свидетелем множества и торжественно-величественных, и по-настоящему трагических событий в истории нашего Отечества.

Мы услышали увлекательный рассказ об основателе монастыря – преподобном Иосифе (в миру – Иоанн Санин). Наши экскурсоводы поведали нам о его семье, благочестивых родителях (оба умерли в монашестве) и ранних годах жизни. Будучи невероятно одаренным отроком, Иоанн, родившийся в 1440 году (по другим данным, в 1439-м) в селе Язвище-Покровское недалеко от города Волоколамска, в возрасте 7 лет был отдан в обучение к просвещенному и добродетельному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Иоанн всего за год изучил Псалтирь, а в следующем году – все Священное Писание. И еще не будучи иноком, Иоанн уже проводил строгую иноческую жизнь.

Далее мы услышали рассказ о том, как Иоанн решил принять монашество, о его появлении в Саввином монастыре в Твери, а затем о переходе в монастырь Пафнутия Боровского (тот, в свою очередь, находился в послушании у Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского). Под руководством преподобного Пафнутия Иоанн, принявший монашеский постриг в 20 лет с именем Иосиф, провел в его монастыре 18 лет, 15 из которых ухаживал за своим престарелым отцом, также пришедшим в обитель Пафнутия Боровского.

После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал Иосиф, однако вскоре, по рассказу наших экскурсоводов, он был вынужден покинуть обитель – из-за нежелания братии принять строгий общежительный устав. В итоге Иосиф с семью старцами, своими сподвижниками, ушел в родные края, Волоколамское княжество, где основал собственную обитель. Там он смог устроить жизнь иноков во всей желанной ему строгости, в соответствии с уставом, опиравшимся на уставы Студийского и афонских монастырей. За неполных 10 лет своего существования обитель, возникшая в безлюдных болотистых лесах, стала одной из крупнейших и богатейших в стране.

По словам наших экскурсоводов, преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства. Все это чудесным образом сочеталось в нем с детской простотой и безграничным милосердием: он заботился о детях и стариках, помогал развитию сельского хозяйства вокруг, снабжал крестьян скотом и инвентарем, а в голодные годы монастырь кормил до 700 человек в день.

Преподобный Иосиф вошел в историю как выдающийся церковный и общественный деятель, образованнейший человек своего времени и даже во многом его опередивший. Современники поражались его необычайной памяти. Так, часто, не имея в келье ни одной книги, преподобный Иосиф совершал монашеское правило, читая по памяти положенные по уставу Псалтирь, Евангелие и Апостол.

Волоколамский монастырь, как мы узнали из рассказа наших экскурсоводов, был одним из любимых мест царского богомолья, а также одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали активное участие в литературной жизни того времени. Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь преподобным Иосифом был написан первый свод русского православного богословия «Просветитель». И нет на Руси второго такого монастыря, взрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий, Герасим Чёрный, Фотий и Кассиан Босой (старец был крестным отцом Ивана Грозного).

По словам наших экскурсоводов, преподобный Иосиф, отошедший ко Господу в 1515 году и прославленный в лике святых в 1579-м, не случайно уже несколько столетий называется хозяином Волоколамской земли. Наши предки, жившие в этих местах десятки и сотни лет назад, всегда находили у преподобного Иосифа, а затем и в стенах основанной им святой обители, и у раки с его честными мощами утешение, поддержку, помощь и заступление. Поклонились его честным мощам и мы. Рака с мощами преподобного, а также вериги весом около 20 килограммов, которые он носил при жизни, находятся в Успенском соборе монастыря, внутреннее убранство которого во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля.

Там же, в Успенском соборе, мы поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Взыскание погибших» и увидели современный список с древней Владимирской-Волоколамской иконы Божией Матери, которая в 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь и которая по сей день почитается в стенах обители и считается покровительницей всего Волоколамского края.

Крайне познавательным оказалось для нас и посещение Музея Библии. Место для первого подобного в нашей стране музея было выбрано не случайно, ведь Иосифо-Волоцкий монастырь с самого момента основания стал центром знания и просвещения и всегда считался одним из центров книжной культуры на Руси. Осмотрев все залы музея, мы увидели множество редчайших экземпляров Библии и уникальное собрание рукописных и старопечатных книг, которое по сей день служит предметом исследований ученых. Среди них – знаменитая Острожская Библия 1581 года из личной коллекции митрополита Питирима, благодаря стараниям которого обитель возродилась в 1989 году, а также редкое московское издание с планом центра города XVII века, иллюстрации Доре и Дюрера, и рядом – необычно представленные библейские сюжеты Сальвадора Дали.

Также мы узнали любопытный факт: оказывается, преподобный Иосиф является небесным покровителем предпринимателей. В декабре 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. А спустя еще 10 лет, в 2019-м, преподобный был объявлен также покровителем специалистов материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.

После посещения музея Библии две наши группы вновь собрались вместе, вернулись в Успенский собор, где у раки с мощами преподобного Иосифа пропели величание хозяину Волоколамской земли, так тепло принявшему нас в своей обители.

Прикладываясь к мощам преподобного Иосифа, каждый из нас в этот момент просил святого о чем-то своем, самом сокровенном. А еще мы, по сложившейся старой доброй традиции, загадали вернуться в эту древнюю обитель, чтобы – мы искренне в это верим – поделиться историями о чудесной помощи по молитвам преподобного Иосифа.

А закончить наш рассказ о замечательной поездке в гости к хозяину Волоколамской земли хочется словами из наставления преподобного Иосифа о молитве общественной. «Пришедши в святой храм, стой здесь, как на самом небе, с силами вышними; – не только не держи тела неприлично, но собери весь ум и сердечные чувства – не занимайся шептанием, смехом или пустым разговором; сложи руки, мысль и сердце устреми к небу и испрашивай милости у Бога со слезами и стенанием…

Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу, когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень, посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушно пение, где единомыслие, согласие, союз любви… Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо».

Источники: официальный сайт Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря (https://msdm.ru/), сайт azbyka.ru (https://azbyka.ru).

Фото наших прихожан

Фотогалерея: