сост. игумения Викторина (Перминова)
3 января 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения приснопамятного духовника нашей обители протоиерея Бориса Николаева (1915-2005). Все, чему учил дорогой батюшка и что он сам исполнил, представляется необъятным духовным наследием, и, если так можно сказать, "программой" до конца жизни. Но главное, о чем он всегда говорил - это стремление к Богу и Его Царствию, которое должно быть первостепенным по отношению ко всем нашим целям.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это слово Спасителя о внутреннем делании указывает путь к Его Царствию. Оно достигается не внешними успехами и земными достижениями, а внимательным и трезвенным внутренним деланием, отсечением своей воли и страстей, преуспеянием в смирении. Зачастую мы не помышляем о вечной жизни и желаем еще чего-то достигнуть на земле: стать успешными, чем-то руководить, что-то значить, быть любимыми и ценимыми, желаем, чтобы к нашему мнению прислушивались, добиваемся человеческой справедливости. Все это подчас сильно удаляет наш путь от правильной цели и не делает нас счастливее. Но, к сожалению, мы оправдываем себя тем, что «ничего особенного, так все живут». И Господь, по Своей милости, являет миру людей, по естеству таких же, как и мы, но показывающих пример иной жизни на земле – тех, кто ищет не внешнего и скоропреходящего, но созидает внутри себя Царствие Божие. Таким путем шел к Небесному Отечеству и духовник нашей обители митрофорный протоиерей Борис Николаев (1915-2005).
Любовь батюшки согревала окружающих и всех тех, за кого он молился. И сейчас его отеческая забота не оставляет нас. Прошло 16 лет со дня блаженной кончины духовного отца, но незримое присутствие и помощь явны и ощутимы. К этой памятной дате хотелось бы вспомнить те слова и советы Батюшки, которые говорят о Божественном Царстве, которое начинается в человеческом сердце.
Батюшка говорил, что человек перейдет в иной мир и предстанет перед Богом в том внутреннем состоянии, которого достиг во время земной жизни, и в котором находится на момент кончины. «Царствие Божие не находится где-то далеко. Это состояние души, пребывающей с Богом и в Боге. Такая душа после разлучения с телом переходит от земли в Небесные обители соответственно своему духовному состоянию. Господь сказал, что в чем застанет человека, в том и будет судить. Поэтому к смертному часу нужно всю жизнь себя готовить. Не начало духовной жизни, а ее конец венчает дело».
«Бывает так, что в самом начале духовного пути Господь дает душе ощутить Свою благодать, - говорил отец Борис, - С благодатной помощью подвижник легко преодолевает встречающиеся препятствия и испытания. Он ревностен в молитве и доброделании, готов на любые подвиги, ему многое дается без труда и с радостью. Но так будет не всегда. Когда душа окрепнет, Господь поведет ее дальше, будет обучать более сложному и тонкому духовному деланию, ставить перед ней более трудные задачи. Он не оставит душу, но будет несколько уменьшать меру благодати, чтобы обучить подвижника не надеяться на свои силы и обращаться к Нему за помощью, а также утвердить подвизающегося в терпении и смирении».
Отец Борис описывал течение духовной жизни так: «Духовная жизнь подобна восхождению по скользкому склону горы. Подвизающийся совершает восхождение «неспешной стопой», «старческим» шагом, осторожно, но твердо ступая по скользкому скату. Он продвигается к вершине лишь потому, что его поддерживает Господь. Как только человек впадает в гордость и самонадеяние, думая, что он уже высоко поднялся («а можно бы взобраться и еще выше»), и начинает, приписывая себе и своим силам и способностям то, что ему и им не принадлежит, делать «рывки» и «скачки» вверх, любящий Господь, не желающий гибели подвижника, отнимает благодатную поддержку. Лишенный помощи Божией, он не только не может более идти вверх, но спускается все ниже, «скатываясь» по склону горы до тех пор, пока не осознает своей немощи и не смирится перед Богом. Смиренное состояние души сразу же привлекает Божественную милость и помощь. Рука Господня останавливает человека в его падении и вновь дарует ему Свою благодать. В таком случае подвижник вынужден продолжать восхождение с того места или с той ступени, куда он ниспал. Наученный горьким опытом, он старается впредь более полагаться на Господа, а не на свои труды и подвиги, как бы велики они ни были. Как гласит народная мудрость: “Без Бога — ни до порога”»
Батюшка также говорил о том, почему человек не может все время пребывать на самой высокой духовной степени: «Избранные Апостолы Христовы не могли долгое время пребывать на Фаворе. Падшее человеческое естество немощно: оно не в состоянии долго пребывать на высоких духовных степенях, как об этом свидетельствует Преподобный Макарий Великий и другие угодники Божии, достигавшие фаворской высоты духовного совершенства. Милостивый Господь может даровать и новоначальному подвижнику высокое духовное состояние, “Фавор”, чтобы утвердить его на спасительном пути к Небу. Однако нужно искать не состояний, а очищения души и совести перед Богом, и стремиться принести духовный плод…»
На вопрос, что такое «Фавор», отец Борис отвечал: « “Фавор” – это состояние неизреченной, всеобъемлющей Божественной Любви: душа истинно милующая распаляется любовью ко всякому созданию Божию, ей всех жаль, для нее нет «ни иудея, ни эллина», как свидетельствует о том преподобный Макарий Великий. Такая душа, имея в себе начатки Царствия Божия и предвкушая духовные блага уже в земной жизни, созидает Царствие Божие и вокруг себя. Каждое прикосновение к внешнему миру человека, пришедшего в эту меру духовного совершенства, исполнено любви и граничит почти с чудотворением. Человек, не оградивший себя смирением, не очищающий свое сердце, не может пребывать в подобном состоянии. По учению Святых Отцов, в частности преподобного Иоанна Лествичника, полезно читать и вспоминать о том, как проводили жизнь святые угодники Божии, какого совершенства в добродетелях они достигли, похвально подражать им, но сразу же сделаться такими, как они, не только неполезно, но даже и небезопасно. Принцип духовной жизни хорошо выражен в народной поговорке: “Вперед не бросайся, но и назад не оставайся”».
Для того чтобы, достигнуть поставленной цели – Небесного Царствия, батюшка избрал путь борьбы со страстями, путь молитвы, трезвения, аскетического труда. Такое противостояние царству тьмы всегда вызывает отрицательную реакцию врага рода человеческого. И здесь начинается духовная брань, где поле битвы – человеческое сердце. В этой борьбе отец Борис не поддавался унынию, не бездействовал, а стремился творить волю Божию, и, если на пути случалось и преткнуться, то поднимался и шел дальше. Эти уроки он усвоил из святоотеческих творений, более же всего – из трудов святителя Иоанна Златоуста.
Отец Борис так отвечал на вопрос о том, может ли вообще грешный человек может соединиться с Богом: «Соединиться с Богом?! Со Всеправедным, Всесвятым, Всеведущим? Да возможно ли это? Оказывается, возможно. Этого желает Сам Господь. Он предлагает нам идти к Нему путем духовной жизни. Таким путем шли святые Отцы, которые были людьми, как мы с вами, и, как люди, имели грехи и недостатки, но победили их и достигли святости. Господь ожидает только нашего желания следовать за Ним. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в духовной жизни две трети благодатной помощи дарует Бог, но человеку нужно приложить третью часть стремления и усилий. При этом мы должны помнить, что ничего доброго не можем совершить без Господа и ничего не приписывать себе». Это были не только слова. Батюшка так жил. Все, что он узнал из духовных книг, он не только сохранил в памяти, но и исполнил. И, за смирение, Господь даровал ему преуспеяние.
Исходя из опыта духовной жизни, батюшка знал, что достичь Царствия Божия может абсолютно любой человек, даже последний грешник, если этого пожелает. Поэтому даже самое слабое стремление к Богу он поддерживал и был для каждого из нас истинным духовным отцом. Он не разделял своих чад, как и людей вообще, на категории «хороших» и «плохих», потому что глубоко понимал слабость и склонность человека ко всякому греху. Он не пытался избавиться от тех, кого окружающие люди считали «плохими», недостойными, приносящими ему страдания или вред. Наверное, поэтому батюшка не отказался, за послушание Святейшему Патриарху, принять и нас, хотя ему было с нами нелегко. Зачастую мы не умели его слушать и не понимали многого из того, что он желал донести до наших сердец. Когда мы сокрушались по этому поводу, батюшка утешал нас: «Все равно я обязан вам все это сказать: может быть, вы сейчас недопонимаете, но вспомните и поймете впоследствии, по мере духовного возрастания, когда в этом будет необходимость».
Отец Борис любил, когда сестры задавали ему вопросы о духовной жизни, и всегда с радостью им отвечал. Беседуя с батюшкой, мы чувствовали, что он молится, предстоит Живому Богу, Который здесь присутствует, что ему, возможно, известны тайны Горнего мира. И поэтому одна новоначальная сестра как-то задала наивный вопрос: «Батюшка, вот мы в Церкви, празднуем церковные праздники, а в Царствии Небесном как это происходит? Там тоже праздник?» - «Доченька, это тайны Царствия Божия. Господь приоткрывает эти тайны в меру духовного возраста человека. Могу сказать одно: в Церкви мы не просто вспоминаем события – мы их переживаем, каждый в свою меру, и соприкасаемся с Вечностью. Ведь Царствие Небесное начинается не где-то далеко, а здесь, на земле, в сердце человека. Господь сказал: “Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят”. Стремитесь очищать сердце, и вы все больше будете понимать и чувствовать, что такое Царствие Божие и как близок к нам Господь».
Как духовник отец Борис мог быть как снисходительным, так и строгим, при необходимости мог отругать, но никогда не говорил согрешившей: «Как же ты могла такое сделать?!» Батюшка увещевал: «Ну что, упала? Вставай, доченька!» И прибавлял с искренним сокрушением: «И сам я в этом отношении никуда не гожусь». Подтверждая свои слова свидетельствами из Священного Писания и творений святых отцов, которые он прекрасно знал, батюшка смиренно рассказывал о собственных ошибках, о том, как он их исправлял, потом ненавязчиво давал совет, что именно может сделать его духовное чадо. Это было слово любви, сказанное от опыта. Батюшка никогда не навязывал своего мнения и не предлагал совета, не будучи спрошенным. Но, если он видел стремление к Богу спрашивающего человека, всегда утолял его духовную жажду. Он говорил:
«Цель духовной жизни, состоящая в богопознании, достигается молитвой, которой главным образом определяется наше отношение к Богу, трезвением (внутренним вниманием), что, по учению Святых Отцов, является духовным подвигом аскетического самовоспитания, и трудом, которым определяется отношение к внешнему миру. Духовная жизнь, как и обыкновенная человеческая жизнь, имеет свои возрастные периоды, называемые степенями духовно-нравственного преуспеяния. Каждой степени соответствует свой образ молитвы, вид трезвения и труда».
О законах духовной жизни и о том, как неприметным образом возрастает в нас Евангельское «горчичное зерно», отец Борис говорил так: «Духовный рост и развитие должны происходить постепенно и равномерно. Если растение развивается неравномерно, или слишком быстро, или замедленно — оно не приносит должного плода или совсем остается бесплодным. Человек, нарушающий Божественный закон, являющийся непреложным не только для духовной жизни, но и для всей одушевленной природы, всего живущего, становится духовно неполноценным, впадает во многие беды и ошибки. Чтобы их избежать, необходимо найти наставника, имеющего опыт духовной жизни».
Батюшка свидетельствовал: «Всегда и на всяком месте человеку предоставлена возможность найти того, кому оказать послушание, было бы желание слушаться. Господь укажет наставника в соответствии с духовными нуждами и внутренним устроением подвизающегося. За преслушание наши прародители были изгнаны из рая. Вкусивший от запрещенного плода древа познания добра и зла, человек по суду Божию должен был «познать» и понять, какое добро, благо заключается в послушании Богу и какое зло в непослушании Ему. Помня о том, откуда и ради чего он ниспал, человек должен начинать путь в Небесное Отечество именно с послушания».
Батюшка подчеркивал значение доверия духовных детей своему наставнику во Христе и объяснял: «Открывая духовному наставнику свои душевные немощи, мы обезоруживаем врага нашего спасения: когда мы разоблачаем его козни в какой-то области души, в ходе наших мыслей, которые подчас бывают не нашими, а вражескими, но принятыми нами за свои собственные, когда мы обвиняем себя в неправых чувствованиях, сердечных движениях, действиях, поступках перед духовным наставником, тогда диавол бывает обличен, обнаружен и посрамлен. Враг ничего так не боится, как быть узнанным, разоблачен!ным: после того, как откроются его дела, он этой дорожкой,т.е. тем, в чем он нас искушал, больше не пойдет».
О первостепенной важности трезвения и о том, каким оно должно быть, отец Борис говорил: «Трезвение – это не просто «воздержание от излишеств», но глубинная и напряженная работа над самим собой. Без трезвения нет и не может быть духовной жизни в полном и истинном смысле этого слова. В духовной жизни христианина. Трезвение имеет примерно такое же значение, как физическая культура и спорт в жизни физической: как эти занятия способствуют укреплению тела и воли человека, так трезвение способствует укреплению духовно-телесной природы христианина-подвижника и приводит ее в состояние гармонии, восстанавливая то, что расстроил первородный грех. Оно развивает и укрепляет дух, порабощая тело духу».
«Трезвение непосредственно связано с внутренним вниманием, которое по сути есть самонаблюдение. Человек непрестанно следит не только за совершаемыми им действиями, анализируя их, но, опережая действие, научается видеть возникающие помыслы и душевные движения, различая их, одни отревая, а другим следуя. Учение о трезвении зиждется на основании Священного Писания и святоотеческих правил: Священное Писание и творения Святых Отцов есть то зеркало, в котором подвизающийся видит, насколько его мысли, чувствования и поступки соответствуют или не соответствуют Заповедям Божиим и вообще духу Православного христианства. Но, чтобы вполне овладеть этим “Художеством”, мало только знания и чтения Священного Писания и святоотеческих творений (поскольку не все написанное мы можем правильно понять и воспринять), здесь также необходим опытный и “непрелестный” духовный наставник, проходящий путь духовного делания. Но трезвение – это не только самонаблюдение, равно как и покаяние – не просто раскаяние в содеянном, а аскетизм – не только самопринуждение, самообуздание и внешнее воздержание. Для преуспеяния в духовной жизни необходимы деятельные трезвение и покаяние, ведущие к исправлению жизни, и всеобъемлющее, а не одностороннее, духовное делание — устроение Царствия Божия в душе подвижника при помощи Божественной благодати и всесторонних (внутренних и внешних) усилий и трудов подвизающегося, предпринимаемых ради очищения сердца от страстей, приобретения добродетелей, стяжания Духа Святаго, приближения к Богу».
«Познай самого себя», - часто повторял батюшка святоотеческое слово Он пояснял: «Но с чего же начать? Как научиться следить за тем, что происходит внутри, когда трудно бывает правильно понять и успеть среагировать на происходящее совне? Мы привыкли жить внешним и как бы совне, а нужно постараться войти в самого себя. И первым шагом может быть вот такое делание, которое можно проходить и в обителях, и в обычной мирской жизни. Каждый вечер можно уделять немного времени на самоиспытание. Для этого нужно уединиться, при этом уединение – это не обязательно уход от окружающих, но состояние внутренней сосредоточенности, мысленное отложение житейских попечений, внутреннее удаление от суеты. Сесть где-нибудь, собраться с мыслямии, вспоминая, мысленно пройти весь прошедший день, все события в течение дня, все, что непосредственно нас касалось, в чем мы участвовали, и спросить себя, какие мысли возникали, какие чувства нас волновали, каковы были наши поступки, не было ли чего неподобающего, греховного, несоответствующего Заповедям Божиим в помышлениях, желаниях и действиях, насколько взаимосвязаны внутреннее состояние и наши поступки, какую реакцию вызывают в нас те или иные обстоятельства жизни. Из этих жизненных наблюдений можно делать выводы, какие страсти нас беспокоят, а также извлекать многие уроки и стараться наследующий день быть внимательнее в тех или иных случаях, постепенно привыкая сперва сдерживать себя от злых дел, а далее учась отражать помыслы, с которых начинается путь ко греху. Имеются в виду греховные помыслы, предлагаемые врагом и развиваемые нами по нашим страстям, а не вся мысленная деятельность человека».
Для на были очень своевременны и наставления батюшки о молитве: «Молитва, в том числе и молитва Иисусова, должна быть в русле исполнения воли Божией, заповедей Его. «Не всяк глаголяй Ми: Господи Господи, внидет», говорит Господь, «в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего» (Мф. 7, 21). В противном случае, употребление молитвы Иисусовой и любой другой, даже искреннее, не принесет плодов и духовной пользы. Четыре качества истинной молитвы – покаянность, благоговейность, внимательность и неспешность – взаимосвязаны. От неспешного произнесения молитв появляется внимание к произносимому; от внимания рождается сознание, перед Кем предстоит молящийся, и благоговение к Святыне. А, в свою очередь, сознание, Кому мы молимся, т.е. Безгрешному, Чистому, Святому Богу, полагает в душе начало покаянному чувству, приводит ее в сокрушение о грехах, и молящийся уже не одними лишь устами произносит молитву мытаря: “Боже, милостив буди мне, грешному”».

Митрофорный протоиерей Борис Николаев совершает всенощное бдение в нашей обители. Полиелей. Фото из архива монастыря
«Наша молитва должна совершаться в Евангельском духе и быть исполненной святыми, добрыми чувствованиями и благожелательным отношением к нашим ближним. Молитва за врагов — это смиренное прошение о том, чтобы Милостивый Господь сделал врагов нашими друзьями, но ни в коем случае не просьба об отмщении за нас и наказании их. Те, если так можно выразиться, «молитвы», в которых есть место злобе, памятозлобию, гневу, ропоту и другим подобным чувствам, — также бывают услышаны: но слышит их не Бог, а сатана, «рассматривающий» такие прошения и иногда исполняющий их по попущению Божию. Господь же всегда расположен помочь человеку, желающему добра, каким бы он ни был».
Наш духовный отец высоко ценил и труд в деле созидания Царствия Божия в душе подвижника, и сам много трудился.
Отец Борис предупреждал: «Враг рода человеческого не переносит истинной молитвы, трезвения и труда ради Царствия Небесного и ненавидит всякое добро. Но нам не нужно бояться, потому что Господь сильнее, Он сокрушил адово царство. Мы должны больше обращаться к Богу, пребывать с Ним в молитве, Богомыслии, отгоняя греховные помыслы при их возникновении. Искушения бывают как «слева» (соблазн к явному греху), так и «справа» (грех под видом добра, «яд на сахаре»), а с сильными подвижниками враг и прямо выходит на единоборство. В любом случае не нужно надеяться на себя, но на всесильную помощь Божию, продолжать молиться и делать все доброе, что можем и обязаны делать».
«Среди греховного мира все доброе и праведное неизбежно подвергается гонениям, - говорил батюшка. - Истина всегда гонима: я бы даже сказал, что истине необходимо быть гонимой на земле, иначе она не будет истиной. Если бы она принадлежала миру, «мир свое любил бы». Поэтому последователей истины не может быть много, и к ним обращается Спаситель с ободрением: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12:32) Это Царство начинается еще здесь, на земле, в душах тех, кто его взыскал, кто стремится ко всему истинно доброму, святому и Божественному, а продолжается в бесконечной жизни. Этот дар — Царство Небесное — не сравним ни с какими земными благами, и ничто не может быть равноценно ему. Тех, кто приблизился душой к Царству Живого Бога, и ублажает Господь, говоря: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Помните, что страждущая добродетель сильнее, выше торжествующего (временно) зла, и гораздо действеннее последнего».
Отец Борис как огня боялся и избегал славы, губительной для всех духовных плодов. Он не считал себя старцем, хотя каждая из нас, знавших его, могла бы засвидетельствовать о прозорливости батюшки, его молитвенной помощи в разных обстоятельствах, даре утешения и совета. Но батюшка просил, чтобы из него не делали старца, называя себя «обыкновенным, нормальным православным священником». Но, конечно же, он был старцем. Ответы отца Бориса зачастую нельзя было назвать стандартными, потому что он руководствовался не человеческой, а духовной логикой и провидел дальнейший ход событий. С самого начала он определил и то, в каком духе должна возрождаться наша обитель – в духе Христовом. Так, в первые годы возрождения, при виде подвергавшихся поруганию святынь, когда логичнее было бы применить метод «сильной руки», отвоевывая храмы и здания, батюшка благословлял поступать по-другому. Он призывал действовать в духе мира и христианской любви, «вооружиться» молитвой, терпением, и это оказалось не только более действенным, но и созидательным для души каждой из нас.
«Творящий волю Божию никогда не будет забыт и оставлен Богом ни в земной жизни, ни в будущем веке, - воодушевлял нас батюшка. - Все люди обременены грехами и немощами, но нельзя говорить вместе с некоторыми новообращенными «ревнителями», что все грешники пойдут в геенну. Стремящиеся к Богу, немощствующие, но кающиеся, не погибнут: Господь будет вести их к Себе в Свое Царствие и спасать, промышляя о них полезное. «В дому Отца Моего обители многи суть», - сказал Спаситель. Состояние душ различно, но Всемилостивый Господь желает спасти каждую душу, которая Его призывала и сотворила хоть немного доброго. Никакое, даже самое маленькое, незначительное добро не забыто у Бога, ни одна слезинка, пролитая в скорби о содеянных беззакониях, не остается незамеченной Всевидящим Оком».
Мы были трудными детьми нашего дорогого духовного отца. Но «трудных» детей он, казалось, любил больше, ободряя их добрым словом и лаской, покрывая их немощи любовью. Когда мы спрашивали его: «Батюшка, как же Вы нас, таких вот, терпите?», он всегда рассказывал одну и ту же историю, неоднократно встречающуюся и в патериках, и в житиях Святых, о том, как к одному святителю пришла богатая женщина преклонных лет, прося дать ей девушку в услужение, которая могла бы принести пользу и ее душе. Святитель нашел ей кроткую и смиренную послушницу. Но та женщина, желавшая для себя пользы духовной, не была довольна выбором святителя. Тогда он прислал к ней служанку гордого и строптивого нрава, которая била свою госпожу и всячески досаждала ей. И раба Божия, на сей раз, осталась весьма довольна и благодарила святителя.
Так и наш батюшка видел во всем происходящем Промысел Божий и умел из всего извлекать духовную пользу, созидая в своей душе Царство Небесное и стремясь научить и нас тому же.
Вечная память и вечный покой приснопамятному протоиерею Борису!
сост. игумения Викторина (Перминова)
















