Посещавший неоднократно нашу обитель Митрополит Лимассольский Афанасий беседовал с сестрами о духовной жизни; в том числе он говорил и о посте. «Как-то в одном из монастырей, где я являюсь духовником, – рассказывал Владыка Афанасий, – незадолго до начала <…> поста мне сказали: “На какое делание нам следует обратить внимание, что нужно делать больше всего, когда начнется пост? Может быть, увеличить правило, больше поститься, сделать службы продолжительнее?” Я ответил: “Ничего из этого. Я предпочитаю, чтобы вы ели каждый день хорошо и спали хорошо, но самое главное, чего я хочу, чтобы вы сказали сами себе: «Мое правило на весь период поста – чтобы я не разгневалась, чтобы у меня не было ни одного пререкания и преслушания»”. Поборитесь так».
Это наставление Его Высокопреосвященства перекликается с мыслями духовника нашей обители протоиерея Бориса, который перед каждым постом напутствовал нас словами стихиры из постной Триоди: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Он давал на пост советы, в которых, на первый взгляд, не было ничего особенного: меньше говорить, стараться никого не осуждать даже в мыслях, не принимать греховных помыслов, не обижать ближних, приносить деятельное покаяние, то есть действовать противоположно своим страстям. Но в этих советах заключалась глубина духовного опыта. Батюшка пытался донести до нас мысль, что не только пост, но и вся жизнь христианина должна проходить в молитве, трезвении и аскетическом труде. Тем более это относится к монашествующим, выразившим во время пострига желание жития постнического.
Отец Борис не давал на время поста каких-то особых правил воздержания от пищи сверх Устава Церкви. Он всегда призывал к воздержанию в широком смысле слова. Напоминая нам слова апостола «Всяк подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9, 25), отец Борис так говорил о значении аскезы в жизни православного христианина: «Борьба с грехом необходима, без нее нет преуспеяния. Вступая на путь духовной жизни, помилованный грешник не сразу становится человеком духовным, не сразу достигает ангелоподобного состояния: для него противостояние царству тьмы, борьба плоти и духа только начинаются. Волны житейского моря еще долго будут бросать его в разные стороны. Цель духовной жизни заключается в том, чтобы подчинить духу душу и плоть. По словам апостола Павла, “плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся” (Гал. 5, 17). В этом противостоянии духа силам тьмы, действующим через плоть, и заключается духовное делание. Предначатие же вечной жизни состоит не в одном только противостоянии силам тьмы, но и в предвкушении духовных благ теперь, в земной жизни».
Батюшка напоминал, что Подвигоположник – Господь Иисус Христос в Своей земной жизни прошел путь поста и подвига и освятил его для того, чтобы человек, укрепляемый Свыше, мог невозбранно следовать по тому же пути, восходя от силы в силу.
Отец Борис говорил о том, что трезвение одухотворяет и обогащает молитву, пост, труд и всю жизнь христианина в целом, укрепляет его духовно-телесную природу: «Трезвение непосредственно связано с внутренним вниманием, которое по сути есть самонаблюдение. Человек непрестанно следит не только за совершаемыми им действиями, анализируя их, но, опережая действие, научается видеть возникающие помыслы и душевные движения, различая их, одни - отревая, а другим - следуя. Учение о трезвении зиждется на основании Священного Писания и святоотеческих правил: Священное Писание и творения святых отцов есть то зеркало, в котором подвизающийся видит, насколько его мысли, чувствования и поступки соответствуют или не соответствуют заповедям Божиим и вообще духу Православного христианства».
Проводя беседы по Священному Писанию, батюшка извлекал для нас из библейского повествования уроки покаяния и трезвения – внимательной духовной жизни, чему придавал огромное значение: «Борьба с грехом, в которой человек может победить и приблизиться к Своему Создателю, была заповедана Богом. Мы читаем об этом во многих местах Священного Писания. Приведу один из многочисленных примеров. Каин, видя, что Господь отверг его дар, впал в уныние. Опечаленный и смущенный, он услышал голос Отца Небесного, слышать который еще могли люди, изгнанные из Эдема. Господь сказал Каину: “Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним” (Быт. 4, 6-7). Господь призывает человека к борьбе с грехом: “Ты господствуй над ним”. Каин был еще неопытным в духовном делании, и Господь учил его тому, что нужно вести борьбу с грехом начиная с момента возникновения греховных помыслов. Но Каин не внял голосу Господа, а послушал врага-диавола, заметившего его уныние и внушившего ему недобрые мысли. Он стал завидовать родному брату, злиться на него, хотя тот ничего плохого ему не сделал. Через некоторое время грех полностью завладел сердцем Каина, и он совершил убийство брата. Если бы злые помыслы были отсечены в самом начале, этого не случилось бы»
Батюшка подчеркивал, что трезвение – это не только самонаблюдение, равно как и покаяние - не просто раскаяние в содеянном. Для преуспеяния в духовной жизни необходимы деятельные трезвение и покаяние, ведущие к исправлению жизни, и всеобъемлющее, а не одностороннее духовное делание – устроение Царствия Божия в душе подвижника.
В отношении трезвения отец Борис давал практические советы: «“Познай самого себя”, − говорят святые отцы-подвижники. Но с чего начать? Как научиться следить за тем, что происходит внутри, когда трудно бывает правильно понять и успеть среагировать на происходящее совне? Мы привыкли жить внешним, а нужно постараться войти в самого себя. И первым шагом может быть вот такое делание, которое можно проходить и в обителях, и в обычной мирской жизни. Каждый вечер можно уделять немного времени на самоиспытание. Для этого нужно уединиться. Уединение – это не обязательно уход от окружающих, но состояние внутренней сосредоточенности, мысленное отложение житейских попечений, внутреннее удаление от суеты. Нужно сесть где-нибудь, собраться с мыслями и, вспоминая, мысленно пройти весь прошедший день: все события в течение дня, все, что непосредственно нас касалось, в чем мы участвовали. Необходимо спросить себя, какие мысли возникали, какие чувства нас волновали, каковы были наши поступки, не было ли чего неподобающего, греховного, несоответствующего заповедям Божиим в помышлениях, желаниях и действиях, насколько взаимосвязаны внутреннее состояние и наши поступки, какую реакцию вызывают в нас те или иные обстоятельства жизни.
Из этих жизненных наблюдений можно делать выводы, какие страсти нас беспокоят, а также извлекать многие уроки и стараться на следующий день быть внимательнее в тех или иных случаях, постепенно привыкая сперва сдерживать себя от злых дел, а далее учась отражать помыслы, с которых начинается путь ко греху. (Имеются в виду греховные помыслы, предлагаемые врагом и развиваемые нами по нашим страстям, а не вся мысленная деятельность человека).
В Рижской женской пустыни во времена, предшествующие революции, было такое правило в отношении трезвения. Новоначальная послушница вручалась опытной в духовной жизни старице, которая принимала откровение помыслов начинающей. Старица давала своей подопечной памятку – листок с предлагаемыми вопросами, которые должна была задавать сама себе послушница в течение дня. Это своеобразное пособие оказывало немалую помощь тем, кто еще не привык следить за своим внутренним состоянием и внешними действиями. На листке были написаны вопросы: «Как ты провела ночь? Не было ли какого искушения в течение ночного времени? Как ты встала утром? С молитвой ли начала день? Не была ли ты побеждаема многозаботливостью, раздражительностью или еще чем-нибудь греховным в начале дня? Как встретила сестер? Как отнеслась к данному тебе послушанию? Выполняла ли его с ропотом и недовольством или приняла, как данное от Бога? Какие искушения встретились тебе в течение дня? и т.д.» Такую памятку может иметь каждый: как монах, так и мирянин. Совесть человека всегда подскажет ему, что он делает неправильно – только необходимо не заглушать ее голос и не обманывать самого себя. Хорошо, если Господь дарует человеку на сем пути духовного наставника, но это случается, как правило, тогда, когда желающий обрести путеводящего истинно стремится к Царствию Божию (а не к каким-то другим целям) и готов оказывать послушание и исправляться».
Напомнив себе некоторые из наставлений нашего духовного отца и поделившись его словом назидания с посетителями сайта, постараемся с пользой провести пост, в чем да поможет всем нам Господь.
Сост. игумения Викторина (Перминова)
Материал из архива сайта