Предлагаем Вашему вниманию статью Натальи Ващиной с сайта Сретенского монастыря о первом из новомучеников Российских - священномученике Иоанне Кочурове.
13 ноября Святая Церковь чтит память первого новомученика за Христа священномученика Иоанна Кочурова. Православная Церковь вспоминает отца Иоанна шесть раз в течение года: в день мученической кончины (13 ноября), в Соборе Липецких святых (23 сентября), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Рязанских святых (23 июня), в Соборе святых Эстонской земли (1 декабря), в Соборе Санкт-Петербургских святых (25 июня). Удивительный пастырь, верный сын Православной Церкви, он был любим паствой на всяком месте своего служения, оживотворяя своим горением ко Господу даже самые сложные приходы.
13 июля 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны родился мальчик Ваня. Отец Александр был живым примером благочестия, смирения и пастырского вдохновения для своих сыновей. Про детство будущего священномученика известно мало. Но мы вполне можем представить быт многодетной семьи сельского священника второй половины XIX века. Труд с малых лет, отсутствие излишеств, послушание старшим, благоговение перед Богом. Сыновья священников, как правило, шли по стопам отцов.
Отучившись в Данковском духовном училище, Иван поступил в Рязанскую духовную семинарию, где добился выдающихся успехов. Уже здесь он отличался от сверстников беспримерным духовным благочестием. По окончании семинарии в 1891 году Иван поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, которая слыла тогда лучшей в России. Уже здесь к нему приходит решение встать на пастырскую стезю. Будущий священномученик видит себя миссионером. Незадолго до окончания Академии в 1895 году Иван Александрович женится на Александре Чернышевой; в этом браке родилось шестеро детей. Направляют его миссионером в Алеутскую и Аляскинскую епархию.
Новым, непривычным, необычным было все: быт, уклад, традиции. В некоторых районах США церковная жизнь была более или менее налажена, но новоиспеченного миссионера отправили туда, где полноценные православные приходы еще не существовали. Там его и рукоположили 27 августа 1895 года.
В 1892 году преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, был открыт православный приход города Чикаго (США, штат Иллинойс). В 1895 году отца Иоанна назначили служить в чикагской церкви святого Владимира. Что же это был за город? Куда направил Господь своего служителя?
В середине XIX века Чикаго уже был важным торговым и индустриальным центром Америки. Железная дорога, телеграф, центральная канализация, первая в мире торговая биржа. Делу завершения превращения Чикаго в индустриального монстра способствовал легендарный пожар 1871 года. Оказались разрушенными 18 000 зданий, треть населения города осталась без жилья. Было принято решение не восстанавливать город, а отстроить новый, по вертикальной модели. Так появились небоскребы. Масштабная реконструкция привлекла в Чикаго огромное количество людей, с 1870 по 1900 год население города увеличилось почти в 6 раз и составило 1,7 млн человек (по другим источникам – около 2 млн).
Одновременно с торгово-промышленным развитием в городе зарождалась и росла раковая опухоль преступности. Вооруженные банды, различного рода мошенничества, сутенерство, бордели – все это было в порядке вещей. В 1890-е годы в Чикаго сформировалось несколько преступных синдикатов с интеграцией в органы власти. Под управление брались самые выгодные с финансовой и коммерческой точек зрения округа города. В этом Вавилоне конца XIX века предстояло развивать православный приход отцу Иоанну…
Священник столкнулся с приходской жизнью, очень сильно отличавшейся от привычной ему российской действительности.
Чикагский храм Святого Владимира и приписанная к нему церковь Трех Святителей города Стритора на тот момент существовали менее трех лет. Приход был малочисленным и многонациональным. «Православный приход Владимирской Чикагской церкви, – писал отец Иоанн, – состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян. Большинство прихожан – рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжелым трудом по месту жительства на окраинах города. К чикагскому приходу приписана церковь Трех Святителей и приход города Стритора. Стритор и при нем местечко Кенгли находятся в 94 милях от Чикаго и известны своими каменноугольными копями. Православный приход там состоит из работающих на копях словаков, обращенных из униатов». Пригодилось всё: и миссионерский талант и навыки, и горячее служение Богу, и знание выученного уже в Америке английского языка. За три года отец Иоанн присоединил к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, число постоянных прихожан в храмах прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. Были открыты церковно-приходские школы, в которых обучалось более 20 учеников. Приход рос, а здание, которое занимал Владимирский храм, было слабо приспособлено для размещения прихода, к тому же арендовалось. От материального благополучия приход был далек, среди прихожан не было состоятельных людей. Но будущий священномученик не унывал.
За три года отец Иоанн присоединил к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков
Отец Иоанн успевал еще и по епархиальным делам. Был членом Цензурного Комитета, председателем правления «Общества Взаимопомощи». Здесь Господь свел его с еще одним Своим ревностным служителем будущим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном, а тогда – епископом Алеутским и Аляскинским.
Святитель Тихон прибыл в епархию 28 апреля 1899 года, а на другой день совершил осмотр территории, которая, предполагалось, станет местом для постройки нового храма чикагского прихода. На следующий день все документы были утверждены, а руководителем строительства был назначен отец Иоанн.
Шутки ли: построить храм с нуля! А при отсутствии денег затея казалась невыполнимой. Но у отца Иоанна было благословение святителя Тихона. Что же делает священник? Много лет не бывавший на Родине, он испрашивает отпуск, едет в Россию и здесь все отведенное для отдыха время занимается сбором средств на строительство храма.
В 1903 году возведение храма было завершено. Освещал его лично святитель Тихон. В честь Пресвятой Троицы. За свой труд отец Иоанн 6 мая 1903 года был награжден орденом святой Анны III степени.
Священник не искал наград, бескорыстно отдавая всего себя служению Богу, исполняя свои пастырские обязанности, трудясь на благо епархии. Но его выдающаяся деятельность не могла остаться незамеченной. В 1905 году отцу Иоанну были поднесены золотой наперсный крест и приветственный адрес.
При вручении креста отец Иоанн произнес слово: «Целую этот святой крест, дар вашей братской любви ко мне. Пусть он будет поддержкой в трудные минуты. Не буду говорить громких фраз о том, что я не расстанусь с ним до могилы. Эта фраза громка, но неразумна. Не в могиле ему место». Эти слова оказались пророческими…
6 мая 1906 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея. Все чаще святитель Тихон привлекал его себе в помощь. Все мощнее становился чикагский приход, процветая и прирастая прихожанами. А отец Иоанн… тосковал по Родине. За последние 12 лет он был в России только один раз: когда собирал деньги на строительство храма.
По возвращении в Россию отец Иоанн был утвержден законоучителем в Нарву. Это стало его служением на протяжении ближайших девяти лет. Деятельный, ревностный пастырь, блестящий миссионер, он и на этой должности проявил все дарованные ему Богом таланты.
Орден святой Анны II степени. Орден святого Владимира IV степени, который прибавлял к многочисленным церковным и гражданским наградам заслуженного протоиерея право на получение дворянства. Четверо сыновей получали духовное образование в Нарве. А отец Иоанн вновь тосковал: он не мог служить. Приписка к Нарвскому Преображенскому собору не вводила его в штат, а значит, он не мог совершать Литургию. Только в 1916 году отец Иоанн был назначен в Екатерининский собор Царского Села приходским священником.
Казалось бы, исполнилась мечта. Отец Иоанн с семьей был на Родине, служил в красивейшем месте России, в крупнейшем соборе, был тепло принят клиром и паствой, имел возможность реализации своих потрясающих дарований и не имел материальных затруднений. Но через три месяца после назначения произошла Февральская революция.
Солдатские волнения (в Царском Селе было расквартировано множество воинских частей), многомесячное заточение императорской семьи в Александровском дворце, пристальное внимание к этому факту революционных кругов – все это меняло до неузнаваемости обычно спокойную атмосферу Царского Села. А через 7 месяцев разразилась катастрофа. Грянула Октябрьская революция.
30 октября 1917 года Царское Село было обстреляно большевиками из артиллерийских орудий. В городе началась паника. Люди кинулись в храмы. Екатерининский собор был полон. Был отслужен молебен о прекращении междоусобной брани. Священство приняло решение провести крестный ход с молитвой о мире. Это было стояние в вере под артиллерийским обстрелом. Служили до темноты. Тем временем из города стали отходить казаки. Кто-то предложил закончить моление и предпринять меры для сохранения жизни. Священство было едино духом: «Мы исполним свой долг до конца. И ушли от нас, и идут к нам – братья наши! Что они сделают нам?»
Все казачьи части были выведены из города вечером 30 октября, а утром 31 октября в Царское Село вошли большевики.
Из письма очевидца событий протоиерею Философу Орнатскому:
«Вчера (31 октября), когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, что, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером вчера отпустили. Таким образом, одним мучеником за веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии, и на его беседы стекалась масса народу».
Свидетельство корреспондента газеты, который ранее описал события крестного хода:
«Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то "прикончить как собаку". На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает "Дело народа", видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было». Как и говорил отец Иоанн, кресту не место в могиле…
Отца Иоанна отпели в Екатерининском соборе Царского Села и погребли в усыпальнице собора.
Через 5 месяцев, 31 марта 1918 года, Патриарх Тихон отслужит заупокойную Литургию «по новым священномученикам и мученикам», на которой вслед за первым убиенным архиереем, митрополитом Петроградским Владимиром, будет поминаться первый убиенный священник – протоиерей Иоанн Кочуров.
Подготовила Наталья Ващина