7 ноября 2024 года исполняется 14 лет со дня великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери, которое, к нашей радости, совершил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Казанская икона - великая святыня нашего народа. И утешительно, что в наши дни Святейший Патриарх обрел и явил этот чудотворный образ, который теперь находится в Казанском соборе на Красной площади. Нам радостно, что и наша обитель имеет храм в честь Казанской иконы. Его история отражает историю нашей страны...
Величественный Казанский храм строился в 1904-1906 годах, под грохот первой русской революции. Недалеко от монастыря строили баррикады разрушители общественных устоев, а в стенах обители строили храм те, кто верил в созидающую силу Христа и Его Церкви. При игумении Ювеналии (Ловенецкой) - духовной матери преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), по проекту архитектора П. Виноградова, был возведен новый монастырский храм, освященный будущим новомучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). Под сводами этого храма в 1906 году служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.
...Революционные бури были началом небывалых страданий Русской Земли и гонений на Церковь. Новые гонители превзошли в своей беспощадности мучителей первых веков. Число жертв и мера их страданий превысили первохристианские времена. Для очищения народа, свернувшего, в большинстве своем, «с предначертанной ему прямой исторической дороги»[1] праведности и святости, о которой говорил В.О. Ключевский, необходимо было, чтобы он прошел через все испытания ХХ века. Храм все пережил вместе с русским народом. Он был разорен, обезглавлен; в нем больше полувека не совершалось богослужение…
ХХ столетие было временем страданий. Страдали новомученики и исповедники Российские, кровь которых стала семенем Церкви и основанием возрождающейся в наше время церковной жизни. Страдали миллионы людей в тюрьмах, лагерях, ссылках, огне войны, изгнании, ожидании ареста, беды, за своих близких. Страдали и те, кто когда-то рассуждал «о свободах и правах», не имея истинной свободы, и те, кто им верил. Страдали сами гонители – бывшие вдохновители уличных боев, уничтожая друг друга: в их душах царил ад. В зависимости от внутреннего состояния, страдания одних были спасительными, а других – нет, но и в последнем случае оставалась возможность покаяния, и бывший гонитель, подобно благоразумному разбойнику, мог стать мучеником, если сам того желал. Вместе с народом страдали храмы и обители, разрушаемые и оскверняемые богоборцами.
Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. Казанский храм был обезглавлен: внутри него сделали перегородки для устройства коммунальных квартир. В трапезных палатах были некоммунальные, лучшие на территории закрытой обители квартиры. В полуподвальном помещении располагался Управдом.
В 70-х годах здание церкви вместе с большей частью строений были отданы Московскому архитектурному институту. В храме расположилась кафедра живописи. Благодаря некоторым из сотрудников фрагменты росписей были сохранены. Перед проверками, посещением разных комиссий и высокого начальства, росписи, там, где они были видны, завешивались плакатами и закрывались щитами. В какую-бы эпоху ни жил человек, он может обрести внутреннюю свободу и поступать по совести.
Настало время возрождения монастыря и его святынь. Пожалуй, одной из самых долгих и непростых была история возвращения монастырю трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В августе 1997 года монастырю была возвращена только часть храма. Стены были исписаны яркими граффити, сделанными студентами; по вечерам из здания нередко доносилась громкая музыка, в больших окнах храма мелькали огни – очевидно, там проходила дискотека.
К празднику Пасхи 2001 года два этажа здания храма были переданы монастырю. К сожалению, полуподвальное помещение продолжала занимать одна из фирм. На разрешение вопроса с данными арендаторами потребовалось более десяти лет (с момента открытия монастыря по 2003 год), положение было довольно сложным. Письменное обращение Первосвятителя к арендаторам воздействия не имело.
Несколько месяцев понадобилось для того, чтобы разобрать возведенные в советский период перегородки и очистить храм от мусора. Мусор вывозили десятки самосвалов. В 2002 году был снят и вывезен грунт между Казанским храмом и Богородице-Рождественским собором. В том году храме Казанской иконы Божией Матери было восстановлено перекрытие в его центральной части, возобновлены фрески на западной стене, расчищались росписи южной стены.
В 2003 году, к престольному празднику монастыря была восстановлена трапезная Казанского храма с подсобными помещениями. Нужно заметить, что за две недели до престольного праздника фирма, более десяти лет занимавшая полуподвальное помещение трапезного храма, неожиданно в срочном порядке покинула место своего долголетнего пребывания. Насельницы обители расценили произошедшее как чудо милости Божией.
На протяжении многих лет Святейший Патриарх Алексий II принимал самое активное участие в судьбе храма Казанской иконы Божией Матери, ходатайствуя перед городскими властями об его освобождении. Когда трапезный корпус с храмом, хотя и не полностью, был передан обители, Святейший Патриарх благословил начатое дело возрождения храма, посетив его перед всенощным бдением 20 сентября 2001 года.
В наше время Господь воздвиг тех, кто увидел в порушенном и оскверненном Доме Божием былую красоту и величие и пожелал возродить храм-символ, чтобы он напоминал о вечности, созидающей силе любви и свободе в Боге – освобождении от страстей и пороков для созидания Царствия Божия. Постепенно возрождающийся храм становился украшением столицы. Выполнялись внутренние и внешние реставрационные работы: были отремонтированы чердачное помещение, стены, реставрировались росписи. Вознеслись над московскими бульварами купола, на которых засияли кресты. К сентябрю 2007 года храм был подготовлен к проведению богослужений.
21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, ровно через сто лет после проведения в стенах храма первого богослужения священномучеником митрополитом Владимиром (Богоявленским), Святейший Патриарх Алексий II совершил первую Божественную литургию в обновленном храме.
22 марта 2008 года, в день памяти Сорока мучеников Севастийских, Святейший Патриарх Алексий II вновь совершил Божественную литургию в трапезном храме – свое последнее богослужение в стенах Богородице-Рождественской обители.
По окончании Богослужения Первосвятитель обратился к молящимся со словом назидания, в котором сказал: «История этого монастыря связана с Куликовской битвой. В стенах обители нашли приют и духовное утешение вдовы воинов, павших на поле Куликовом. Более пяти веков здесь возносились молитвы за Отечество наше и поминались те, кто погиб, защищая его. Потом наступила суровая година испытаний и гонений, монастырь был закрыт и разграблен.
В тяжелом состоянии приняли мы обитель в 1993 году. Сослужащие мне сегодня владыка Амвросий и отец протодиакон Владимир помнят разруху, которая царила здесь в начале 1990-х годов, и поражены нынешним благолепием этого храма. Совершая здесь Божественную литургию в День памяти 40 мучеников Севастийских, мы невольно вспоминаем подвиги новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру и Христа Спасителя в XX веке.
Спасибо Вам, матушка игумения, за Ваши труды! Вы скромно, не трубя перед собой, как говорится в Евангелии (Мф. 6, 2), совершаете добрые дела и восстанавливаете то, что было в прошлом порушено. Благодаря Вам мы сегодня имеем возможность молиться в этом благолепном в полном смысле этого слова храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. Да благословит Вас Господь на Ваши труды по возрождению этой порушенной святыни Первопрестольного града, да дарует Он Вам силы и здоровье нести Ваше настоятельское служение в сей древней обители!
Еще многое здесь предстоит восстановить: храм святителя Иоанна Златоуста и Богородице-Рождественский собор. Но знаменательно, что возвращение сей святой обители к жизни началось с храма Казанской иконы Божией Матери, с которым, по величественности и благолепию, не может соперничать ни один другой трапезный храм Москвы, а только лишь трапезный храм преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После вчерашних снегопадов сегодня ярко светит солнце как будто для того, чтобы мы все смогли вкусить духовной радости от общей молитвы в этом великолепном храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Молитвенно желаю, чтобы Господь Вседержитель и Заступница Усердная рода христианского даровали Вам, матушка Викторина, насельницам и попечителям монастыря Свою благодатную помощь в Ваших трудах во славу Божию» [2].
7 ноября 2010 года произошло событие, которое стало вехой в истории обители. Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершил великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери и возглавил первую Божественную Литургию в новоосвященном храме.
По окончании торжественного Патриаршего Богослужения, за которым ощущалось единство в молитве Первосвятителя и паствы, игумения Викторина обратилась к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности. Сказав о том, что Казанский храм строился в трудный для России период Русско-японской войны и кровавых событий 1905 года в противовес революционному хаосу, Матушка Игумения назвала этот памятник эпохи «своего рода символом созидательной силы православной веры, любви и единства в Боге сплотившихся вокруг него русских людей». «Во время освящения Скинии Моисеевой, первый храм Истинного Бога на земле покрыло светлое облако, и осенила Слава Господня. Так и сегодня все молящиеся в освященном Вами, Ваше Святейшество, храме, объединенные отеческой Первосвятительской молитвой, ощутили благодатное осенение Свыше и Покров Пречистой Божией Матери», − сказала Матушка, пожелав Святейшему владыке долгих и плодотворных лет Патриаршества, крепкого здоровья, помощи и утешения от Господа на жизненном пути. В память об освящении храма игумения Викторина преподнесла Его Святейшеству образ Спаса Нерукотворного.
Святейший Патриарх КИРИЛЛ обратился к присутствующим с Первосвятительским словом: «Радуюсь, что имел в этот день возможность совершить то, о чем думал уже более года, — великое освящение Казанского храма в Богородице-Рождественском монастыре в первопрестольной столице. Действительно, храм был построен, как только что матушка сказала, в трудные годы — годы революции. Удивительно, что и наше поколение знает, что такое революция, — хотя, казалось бы, тех трех революций в начале XX века было бы достаточно для того, чтобы никогда более никаких революций не совершалось. Но и в конце века двадцатого мы снова прошли через баррикады, столкновения и даже кровь — хотя, по милости Божией, это была небольшая кровь, и не было тех страшных потрясений, какие имели место в жизни нашего Отечества в начале ХХ века. Храм сей является свидетелем многих скорбей — и тех самых гражданских нестроений, и последовавшей затем церковной разрухи, уничтожения храмов, экспроприации святынь, убийств ни в чем неповинных людей.
Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы. Милостью Божией в Отечестве нашем готовится принятие закона о возвращении религиозным организациям так называемых объектов религиозного назначения — попросту говоря, речь идет о возвращении храмов. Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости.
Я говорю об этом именно в этом храме, который был освящен под грохот первой русской революции, который прошел через все испытания XX века, был изничтожен, с пренебрежением ко всякой культуре и всякой культурной традиции, а в наши времена усилиями Церкви, монашествующих, доброхотов мало-помалу восстановлен. Надеемся, что и все эти тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону. И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, — чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, — воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви.
Церковь возвращает свои порушенные храмы не для того, чтобы деньги на них зарабатывать — как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить. Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию?
Надеюсь, что по милости Божией народ наш преодолеет и эти рудименты страшных революционных событий. Надеюсь, что при поддержке Государственной Думы, всего нашего общества закон будет принят и справедливость будет восстановлена. Не может быть справедливого общества, основанного на попрании справедливости. И если мы действительно хотим иметь страну процветающую, мирную, благополучную, в которой все бы жили свободно и имели возможность раскрывать свой потенциал, мы должны преодолеть самые безобразные и кощунственные последствия нарушения человеческой справедливости.
Я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, за то, как действительно из праха и пепла восстанавливается эта обитель. Мне рассказали историю освобождения этого храма — как много довелось испытать страданий, скорбей! Но в конце концов храм был освобожден, и, кстати, студенты того самого института, который занимал эти помещения, были одними из первых, кто содействовал восстановлению храма и кто ратовал за его возвращение Церкви. Дай Бог, чтобы вопрос возвращения храмов и церковных зданий перестал вызывать у некоторых болезненную реакцию, чтобы люди осознали, что это естественное развитие жизни общества и народа.
Я хотел бы пожелать помощи Божией Вашей обители, которая являет собой удивительный пример терпения, великодушия, кротости и, одновременно, принципиальности в восстановлении исторической справедливости. И радуюсь, что могу сказать все это здесь, в присутствии верующего народа, под сводами Казанского храма, освященного в бурные годы первой русской революции.
В память о пребывании в обители и об этой молитве я бы хотел преподнести Вам икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Пусть Царица Небесная помогает Вам совершенствовать монашескую жизнь, укреплять основы монашеского общежития, творить дела милосердия и правды, воспитывать подрастающее поколение, — с тем, чтобы этот столичный монастырь осуществлял то служение, которое сегодня нужно нашему Первопрестольному граду, совершая молитву и неся свет Христовой истины всем, кто этот свет готов принять.
Пусть благословение Божие пребывает над нашей Богородице-Рождественской обителью, пусть в этом храме, ныне освященном Патриархом, никогда не будет более мерзости запустения. Пусть эти величественные стены наполняются верующим народом и пусть никогда не пресечется поток людей, жаждущих общения с Богом. Да хранит вас всех Господь» [3].
Благословением и добрым пожеланием нашего Первосвятителя хотелось бы завершить рассказ о трапезном храме во имя Казанской иконы Божией Матери. Дело созидания продолжается. Благодатное присутствие Божие в храме, совершаемые богослужения и Таинства, спасительное слово, которое слышат молящиеся здесь, укрепляют души для сокровенного внутреннего делания и добрых свершений в повседневной христианской жизни. А это значит, что в человеке восстанавливается порушенный грехом храм Живого Бога.
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси и из архива монастыря
Примечания:
[1] Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С. 65.
[2] См. http://www.patriarchia.ru
[3] Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. См. http://www.patriarchia.ru/db/text/1313755.html
Рассказ о Патриарших богослужениях и великом освящении храма иллюстрирован фотографиями Пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Фото: С. Власов, К. Новотарский, В. Ходаков http://www.patriarchia.ru/db/text/1313793.html