Как известно, праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы носит общенародный характер. Он торжественно отмечается православными россиянами одновременно с Днем Народного Единства и символизирует само это единство, как в контексте конкретных исторических событий, так и в плане духовном и вечном. Он напоминает о том, что «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) созидается Свыше по молитвам Пресвятой Богородицы, но не без участия и желания людей, стремящихся исполнять в своей жизни Заповеди Божии.
И, поскольку единство имеет духовное основание, то и значение духовных ценностей в вопросе единения первостепенно. Празднование Казанской иконе - это для нас не только престольный праздник. В этот день мы вспоминаем исторические события, непосредственно коснувшиеся нашей обители.
…Москва Смутного времени была занята войсками интервентов; в государстве повсеместно творили разбой, грабительство и разорение лихие люди – как пришлые, так и «свои», по одному только имени русские. В то страшное время страдалец за Православную веру и патриот священномученик Патриарх Гермоген, находившийся под стражей в Чудовом монастыре, сумел тайно отправить письмо-воззвание в Нижний Новгород. Нижегородцы героически противостояли смуте и мятежу – это был один из немногих городов, где население смогло объединить усилия, овладеть положением и водворить относительный порядок. Через нижегородцев Патриарх призывал весь русский народ объединиться и положить души за дом Пречистой Богородицы.
В ответ на первосвятительский призыв и пламенную речь нижегородца Косьмы Минина лучшие народные силы стали стягиваться в ополчение. Ополчение возглавил, по единодушному избранию, настоящий христианин и замечательный человек князь Дмитрий Михайлович Пожарский, московский дом которого находился недалеко от нашего монастыря. На основании дома Пожарского впоследствии был построен известный особняк градоначальника Москвы в грозном 1812 году – графа Ф.В. Ростопчина (Большая Лубянка, д. 14) [1] , сохранившийся до наших дней.
По своему происхождению князья Пожарские принадлежали к младшей ветви Рюриковичей. Их родоначальник князь Василий Андреевич Стародубский сражался под знаменами Димитрия Донского на Куликовом поле. Как утверждает предание, свое прозвище – Пожарский он получил по своей опустошенной пожарами главной вотчине [2] . Потомок князя Василия Андреевича, Дмитрий Пожарский родился 1 ноября 1578 года. В его роду было много людей благочестивых; были и монашествующие. Дед будущего героя по отцу, Федор Иванович, принял иночество в Троице-Сергиевом монастыре; дед по матери был духовным сыном преподобного Максима Грека; отец, князь Михаил Федорович, участвовал во взятии Казани царем Иоанном Грозным [3].
События просвещения светом Православия Казанского края, где жила в какое-то время попавшая в опалу в царствование Иоанна Грозного семья Федора Ивановича Пожарского [4], и чудесное обретение Казанской иконы, с которого началась для всей Руси целая эпоха, не могли не быть известны и близки благочестивому семейству. Новоявленная икона очень почиталась на Руси: в честь Богоматери, и именно Ее образа, обретенного в Казани, строились храмы и воздвигались монастыри.
Божественным Промыслом будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда священнослужитель, а затем – архипастырь Казани святой Гермоген стал одним из первых и самых благоговейных чтителей этой святыни. Как священную хоругвь, он высоко вознес ее, создав службу образу, в которой, устами святого, вся Церковь обращается к Матери Господа как к Заступнице Усердной. Она и явилась Заступницей, а Ее образ – знаменем и символом святых идеалов в смутное для народа время.
Инициаторы освободительного движения - нижегородцы, давно и хорошо знали семью князей Пожарских, поскольку, попав, подобно многим из знати, в опалу в 1560-х годах, княжеская семья была сослана «на низ» – земли Нижегородского уезда, в свое родовое имение в селе Юрино. Пожарские имели владения и близ Суздаля: отец Дмитрия был потомок в тринадцатом колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого [5]. И в Суздальских пределах также были известны жизнь и деяния рода Пожарских.
Согласно отзывам современников, Дмитрий Михайлович получил прекрасное образование и воспитание в духе благочестия от своей матери. Показателен такой факт из биографии князя. После смерти отца девятилетний Дмитрий распорядился принадлежавшей ему деревней Три Дворища. Он отдал деревню на помин души отца Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю, где похоронили Михаила Пожарского: Дмитрий сам составил и собственноручно подписал дарственную [6]. Пожарский не только сохранил до конца дней привитые в детстве искреннюю веру и чувство долга но и приумножил их, возведя на высоту христианского подвига – постоянной готовности к самопожертвованию и смерти за Христа и за други своя.
Отличительными свойствами Дмитрия Михайловича, обладавшего умом и познаниями государственного мужа, были необыкновенная скромность, чистота мыслей и намерений, бескорыстие и простота, великодушие, преданность, жажда правды Христовой, умение прощать обидчиков и кристальная честность. С 1593 года, в возрасте пятнадцати лет, он начал нести государеву службу, и, в какую бы сторону ни менялось отношение правителей и сослуживцев, всю жизнь добросовестно и исправно служил Царю и Отечеству.
Князь Пожарский побывал воеводой разных русских городов. В 1608 году он защитил Коломну от нападения одного из отрядов Тушинского вора, в 1609-м – очистил окрестности Москвы от разбойничьих шаек атамана Салькова. В 1610 году был назначен воеводой в Зарайск, где в годы смуты установил образцовый порядок и снискал всеобщую любовь. Вместе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым он защищал Рязанскую землю от отрядов интервентов. Следует отметить, что 1606 году князь Дмитрий присягнул царю Василию Шуйскому и не изменил данной присяге до конца, несмотря на то, что царь неоднократно лишался власти. В те годы, когда многие служилые люди присягали по нескольку раз, перебегая в зависимости от обстоятельств из одного лагеря в другой, от законной власти – к полузаконной или самозванной и обратно, верность раз данной присяге требовала большой решимости и гражданского мужества. Даже Прокопий Ляпунов, искренне желавший блага Отечеству, неоднократно убеждал князя Пожарского, для общей пользы, присягнуть родственнику царя, М.В. Скопину-Шуйскому, но всякий раз получал твердый и решительный отказ.
Князь Дмитрий Михайлович был человеком набожным, без фарисейства, очень стойким и твердым духом. Твердость и принципиальность не мешали ему проявлять доброту и внимание к людям, не взирая на лица, что располагало к нему представителей разных сословий. Все вышеназванные качества определили выбор ополченцев именно в пользу Пожарского [7].
На Страстной неделе 1611 года около нашего монастыря шли ожесточенные бои. Князь Пожарский, его ополченцы и пополнившие их ряды местные жители – пушкари, литейщики и кузнецы, сделав укрепление-острожек около Введенского храма на Большой Лубянке недалеко от дома князя, пытались защитить три монастыря и их окрестности от озлобленных сопротивлением лубянских извозчиков и не щадивших никого интервентов. Интересно, что усадьба самого князя на Большой Лубянке в годы Смуты сгорела. Восстанавливалась она долго и с трудом, и даже в переписи 1638 года названа не двором с постройками, а «местом» князя Пожарского [8]. Князь прежде всего думал не о собственном имении, а о святынях и жизни своих ближних. В этих боях он был весь изранен, и его по Святой дороге увезли в Троице-Сергиев монастырь для поправки здоровья. Однако в скором времени князь-герой был уже в строю и руководил народным ополчением 1612 года.
Влившиеся в ополчение казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы. Икону в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Князь воспринял это, как помощь и благословение Усердной Заступницы. Так оно и было. Молитвами Богоматери русские войска преодолели все трудности и преграды – внутреннюю вражду, недостаток оружия, продовольствия. В осеннюю непогоду ополченцы во главе с командованием решились на штурм Москвы. Они держали трехдневный пост и усердно молились перед чудотворным образом – и милость Божия пришла.
Пленный и тяжело больной архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; + 13 апреля 1626 г.), находившийся в занятом поляками Кремле, сподобился видеть преподобного Сергия Радонежского, сказавшего, что общие молитвы услышаны и именно предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость. Святой предсказал, что на следующий день Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена. Рискуя собой, архиепископ тотчас же послал известие об этом ополчению. И 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года, русские войска одержали победу, взяв Китай-город. Через два дня они вошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По данным Никонова списка Русской Летописи, князь Димитрий Пожарский, по данным поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке. На его средства, на Красной площади был воздвигнут и Казанский собор [9].
В январе 1613 года начал заседать Земский собор представителей всех сословий. На освобожденной от иноземных захватчиков Руси всем народом был избран царь – Михаил Феодорович Романов из рода царицы Анастасии Романовны Захарьиной – покровительницы нашего монастыря. 2 мая 1613 года царь Михаил прибыл в Москву, 11-го состоялось торжество венчания его на царство. В тот день до церемонии венчания царь пожаловал князю Д. М. Пожарскому боярство. Царь приказал свой указ о боярстве Пожарского тотчас же, при всех боярах, записать в Разрядную книгу. При венчании боярин князь Пожарский держал одну из царских регалий – яблоко [10].
Монастырь, посвященный Царице Небесной, чтит Ее праздники. И сама память о событиях и героях тех лет, тем более что многие участники боев 1611 года, положившие жизнь у стен монастырей, погребены и в ограде нашего Богородице-Рождественского монастыря, всегда побуждала и сейчас побуждает насельниц обители особо почитать образ Пресвятой Богородицы Казанской.
В 2007 году в этот день в монастыре произошло знаменательное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил на территории обители закладку часовни во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших. Торжество было приурочено также к Дню народного единства. В завершение закладки часовни во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Алексий совершил заупокойную литию по здесь погребенным защитникам Отечества, а также по почившим сестрам обители, благотворителям монастыря и тем, кто в годы гонений пострадал за веру и убеждения
* * *
История трапезного храма Казанской иконы Божией Матери продолжилась в наши дни. 7 ноября 2010 года возрожденный трапезный храм Казанской иконы Божией Матери освятил Предстоятель Русской Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
По окончании богослужений Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, многочтимая матушка игумения, дорогие сестры! Братья и сестры!
Радуюсь, что имел в этот день возможность совершить то, о чем думал уже более года, — великое освящение Казанского храма в Богородице-Рождественском монастыре в первопрестольной столице. Действительно, храм был построен, как только что матушка сказала, в трудные годы — годы революции. Удивительно, что и наше поколение знает, что такое революция, — хотя, казалось бы, тех трех революций в начале XX века было бы достаточно для того, чтобы никогда более никаких революций не совершалось. Но и в конце века двадцатого мы снова прошли через баррикады, столкновения и даже кровь — хотя, по милости Божией, это была небольшая кровь, и не было тех страшных потрясений, какие имели место в жизни нашего Отечества в начале ХХ века. Храм сей является свидетелем многих скорбей — и тех самых гражданских нестроений, и последовавшей затем церковной разрухи, уничтожения храмов, экспроприации святынь, убийств ни в чем неповинных людей.