Сегодня празднуется память прп. Иосифа Волоцкого - день обретения его святых мощей. Предлагаем Вашему вниманию житие святого.
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника - владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий сохранилось мало. Известно, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа, у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.
В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (Кондак 4).
Преподобный Пафнутий Богровский был учеником святого Никиты Серпуховского, который принадлежал к числу духовных чад преподобного Сергия Радонежского. Восемнадцать лет, до самой кончины прп. Пафнутия, святой Иосиф находился у него в полном и беспрекословном послушании. Так было положено начало подвигов будущего наставника иноков и преемника священной традиции преподобного Сергия.
В Боровском монастыре преподобный Иосиф был пострижен в мантию. По благословению своего наставника, он принял родного отца, к тому времени совершенно больного и немощного, также пришедшего, чтобы стать иноком. Новопостриженный монах Иоанникий прожил в монастыре еще 15 лет: все эти годы он тяжело болел, и Иосиф прилежно служил ему. Отсекая родственную любовь и мирское пристрастие, он служил отцу как брату во Христе, и, в то же время, уважал и почитал его согласно заповеди Божией. Немощный старец говорил сыну: «Не аз тебе отец, но мне отец ты еси и в телесных, и в духовных»[1].
По свидетельству современников, святой Иосиф превосходил всех, живущих по правилам общежития в обители преподобного Пафнутия, в исполнении Заповедей, добродетелях, молитвенном подвиге, трезвении, воздержании, следовании во всем монастырскому уставу, а также Богом данных талантах и способностях. По свидетельству современников, он был красив, имел прекрасный голос, но более привлекал к себе приветливостью, обходительностью, состраданием к ближним, а также тем, что имел неунывающий дух и пребывал в состоянии духовной радости. В беседах с приходящими он говорил от Священного Писания и творений Святых Отцов, которые прекрасно знал.
Преподобный Пафнутий, зная духовную меру своего воспитанника, прозрел в нем пастыря человеческих душ. Он посоветовал Иосифу «не на чужом основании строить», не в основанном ранее монастыре стать игуменом, но, подобно ему, отыскать подходящее место и основать свой монастырь.
После кончины преподобного Пафнутия, Иосиф, по велению великого князя Иоанна III и по просьбе братии, принял начальство в Пафнутиево-Боровском монастыре. Он управлял обителью около года и за это время увидел, что иноки не могут в точности соблюдать общежительный устав и жить по его правилам. Преподобный Иосиф оставил было начальство, но великий князь настоял, чтобы именно он был возведен в сан игумена этой обители, и в сане игумена он управлял монастырем еще год. Наконец, следуя совету почившего духовного наставника, он все же поручил начальство старейшему из братии. Взяв одного из учеников, Герасима Черного, преподобный Иосиф пошел искать место, где мог бы основать обитель. Но прежде он побывал в лучших русских общежительных монастырях, что сделал как ради собственной душевной пользы, так и ради пользы будущей обители. Чтобы скрыть свой сан игумена, он почитал ученика как старца, и сопутствовал ему как простой монах в самой бедной одежде. Больше всего пришлось ему по духу в Кирилло-Белозерском монастыре, где соблюдался общежительный устав и традиции, завещанные преподобным Кириллом[2]. Здесь святой еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие.
Получив настоятельное приглашение от брата Иоанна III Волоколамского князя Бориса Васильевича, игумен Иосиф посетил его в 1479 году. Князь Борис повелел ему отыскать в своих владениях место для создания обители. Увидев в словах князя указание Божие, преподобный Иосиф исполнил его повеление. Он послал впереди себя ловчего. Во время поисков, впереди этого человека поднялся вихрь, обозначая путь. На одном месте, находящемся на берегу реки Струги и заросшем густым лесом, при ясной погоде вдруг блеснула молния. Посланный человек очень удивился и сначала никому об этом не сказал, кроме преподобного Иосифа. Именно туда и пришел святой с учениками, и они с большим трудом расчистили указанное место для будущей обители, после чего построили деревянную церковь, трапезную и кельи.
Преподобный Иосиф был первым на братских послушаниях. Пока не было мельницы, братия своими руками молола жито. Один инок из другой обители, принятый игуменом Иосифом, удивился, увидев его за работой, мелющим, и попросил переменить его. Преподобный Иосиф со смирением уступил. На другой день этот инок опять нашел его мелющим, испугался и сказал: «Что делаешь отец? Уступи мне». Так происходило много раз, и монах заключил, что «не перемолоть ему этого игумена».
Устроив все самое необходимое в обители, преподобный Иосиф начал строительство каменной церкви. Подражая святому Афанасию Афонскому, он вместе с учениками обтесывал камни, носил их и сам клал стены. Основание церкви было положено в 1485 году. Через четыре года храм был полностью отстроен, с выполнением всех внутренних работ, и подготовлен к богослужению – по тем временам для каменного строительства это был кратчайший срок.
Много сил преподобный Иосиф положил на борьбу с современными ему заблуждениями и ересями. Разъясняя неверность взглядов на основании Священного Писания и святоотеческих творений, святой игумен обращал к Богу сердца людей по большей части не спорами, но духом Христовым и примером собственной жизни. Так он смог привести на путь спасения многих заблуждавшихся. От живого опыта подвижника, его духовного богатства и знаний все получали пользу. К преподобному приходили страдающие душевными и телесными недугами, и никто не уходил от него печальным. Один человек философского склада ума, побеседовав с Иосифом и выходя от него, сказал своим спутникам: «Поистине этот отец подобен древним ораторам и великому Златоусту». Те из его учеников, которые по непокорности и непослушанию оставляли обитель, если не чувствовали своей вины и не раскаивались пред отцом, были вразумляемы Богом.
Однажды голод в княжестве длился в течение долгого времени, так что четверть хлеба вздорожала до сорока или пятидесяти сребреников. В то время преподобный Иосиф ежедневно кормил по четыреста-пятьсот и более человек, и в результате истратил все монастырское жито, серебро и одежду. Он раздавал нуждающимся и монастырский скот, так что ничего в обители не осталось. Некоторые из братий монастыря стали роптать на игумена. Тогда преподобный послал занять жита в другую обитель, а братии посоветовал уповать на Бога. Спустя немного времени преподобного Иосифа посетил великий князь Василий III: узнав о нужде обители, он пожертвовал ей тысячу четвертей ржи, тысячу четвертей овса и сто рублей денег. По весне оказалось, что хлебный урожай монастырских полей превзошел плодородием все другие поля.
Каждый год, на престольный праздник Успения Божией Матери, в обитель приходило более тысячи нищих. Преподобный Иосиф кормил их, и дав им по сребренику, отпускал. Он заповедал своим ученикам поступать так же, чтобы обитель не оскудела. Но впоследствии, когда благотворители уменьшили свои подаяния монастырю, иноки начали уменьшать милостыню, и их постигла крайняя нужда.
Преподобным Иосифом Волоцким был составлен общежительный устав, названный им «Духовной грамотой», по которому он жил сам и который записал под конец жизни для братии в виде завещаний. Значительная часть правил была заимствована из Устава преподобного Нила Сорского. Устав был разделен на 14 глав и заключал в себе три отдельных части. Первое завещание обращено ко всей братии и состоит из девяти наставлений, изложенных в виде поучений со свидетельствами из Священного Писания, из соборных и святоотеческих правил, Патериков и т.д. Правила говорят о совместной молитве братии; благочинии в церкви и трапезе; одежде, обуви и других монастырских вещах; внутреннем распорядке; о том, что не должно инокам беседовать после повечерия и ходить из кельи в келью; выходить из монастыря без благословения; об общих монастырских трудах и особых послушаниях; трезвенной и воздержанной жизни братии. Второе завещание адресовано настоятелю: оно убеждает игумена со всей ревностью заботиться о вверенных ему иноках и учить их словом и делом. Третье завещание написано для соборных старцев и вообще старшей братии, которым вверено вместе с настоятелем и в отсутствие его управлять обителью. В девяти преданиях этого завещания объясняется, как соборным старцам наблюдать за исполнением правил монастырского устава. В главе 14 преподобный Иосиф излагает девять запрещений, или епитимий, которые должны были налагать соборные старцы на иноков за нарушение правил.
Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоцкого монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (+ 1539) и святой Макарий (+ 1563), архиепископ Вассиан Ростовский (+ 1515), епископы Симеон Суздальский (+ 1515), Досифей Крутицкий (+ 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (+ 1563) и Герман (+ 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1576).
Во время правления Иоанна III часто созывались Церковные Соборы. Происходило это практически ежегодно, как видно из письма святителя Геннадия Новгородского Московскому митрополиту: «Поелику повелено нам каждый год съезжаться к тебе, нашему отцу: то да учинишь на Собор с ними, твоими детьми и сослужебниками, исправление дел недоразумеваемых»[3].На Соборах была низложена ересь жидовствующих и разрешены важные религиозные вопросы, которые стали причиной волнений и войн в Европе. На Руси же, благодаря Соборам и участию в них людей высоко духовной и святой жизни, подобного не происходило. Также и многие вопросы внутрицерковной жизни нашли отражение в решениях Церковных Соборов того времени.
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
В 1503 году на рассмотрение собравшегося духовенства среди других вопросов был предложен вопрос о церковных имениях. Великий князь упомянул об отобранных им монастырских вотчинах в покоренных новгородских землях, желая узнать, правильно ли он поступил или нет.
Вопрос об имениях Церкви стал рассматриваться на Соборе шире, чем предполагалось, и вскоре обсуждавшие его коснулись другой темы – права монастырей на обладание имениями. Белозерские пустынники – старец Кириллова монастыря Паисий Ярославов и его ученик и сподвижник преподобный Нил Сорский считали неполезным для монашествующих обременять себя собственностью и приличным для иноков существовать от трудов рук своих. Но преподобный Иосиф держался другого мнения. Он убеждал собравшихся в необходимости – как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных – сохранения права монастырей на вотчины, чтобы монастыри пользовались некоторым довольством и владели недвижимыми имуществами. Он говорил на Соборе: «Если у монастырей сел не будет, как честному и благородному человеку постричься? И если не будет честных старцев, откуда взять на митрополию, или архиепископа, или епископа и на всякие честные власти. А когда не будет честных старцев и благородных, тогда будет поколебание в вере»[4].
Кроме упомянутых преподобным Иосифом причин, он имел в виду еще одну, немаловажную. Настоятель монастыря и опытный духовный наставник понимал, что частые контакты с миром разоряют монашеское устроение. Поэтому преподобный Иосиф пытался оградить большие общежительные братства от соприкосновения с миром, для чего монастырям необходимо было собственное хозяйство и внутреннее обеспечение всех потребностей и нужд братии.
Мнение преподобного Иосифа восторжествовало на Соборе. Святители перед лицом великого князя высказались в защиту монастырских вотчин, обосновывая свою позицию тем, что в Греческой Церкви не существовало запрещения монастырям и церквам владеть недвижимыми имениями. И в Русской земле было то же со времен Владимира и Ярослава; даже неверные и нечестивые цари монгольские щадили собственность епископов и обителей и давали ярлыки великим чудотворцам Петру и Алексию и другим митрополитам Русским, остающиеся непоколебимыми доселе[5]. И государь подчинился решению Собора.
Преподобный Иосиф прожил в своем монастыре 36 лет. Он отошел ко Господу 76 лет от роду, после праздника Рождества Богородицы ранним утром воскресного дня, 9 сентября 1515 года, в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, во время пения великого славословия на утрени. Святой Иосиф был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители.
Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским. Его святые мощи обретены и по сей день пребывают в созданном им монастыре.
Житие составлено по источникам:
Иосиф (Санин) Волоколамский, преп. Просветитель. / Суздальцева Т.В. Ересей посрамитель. (Вступительная статья). Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006.
Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Издательство "Отчий дом", 2009.
https://days.pravoslavie.ru/Life/life6643.htm
Примечания:
[1] Иосиф (Санин) Волоколамский, преп. Просветитель. / Суздальцева Т.В. Ересей посрамитель. (Вступительная статья). Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 4.
[2] Иосиф (Санин) Волоколамский, преп. Просветитель. / Суздальцева Т.В. Ересей посрамитель. (Вступительная статья). Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 5.
[3] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Имп. Академии наук. СПб, 1836. Т. I. № 380.
[4] Прибавление к Творениям Святых Отцов в русском переводе. М., 1851. Ч. 10. С. 505.
[5] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. IV. Ч. 1. С. 74-77.