Оба святых в одно и то же время стояли на Голгофе у Креста Спасителя и видели Его страдания: вероятно, поэтому они изображены вместе на одной иконе.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов вместе со своим братом Иаковом был призван Христом в число учеников на Генисаретском озере во время их обычного занятия, которым они добывали себе пропитание, – ловли рыбы. Оба брата не захотели разлучаться со Спасителем, оставили лодку и своего отца и пошли вслед за Господом. За их жертвенную любовь, стремление, чтобы имя Божие прославлялось среди людей, и пламенность в служении Богу Спаситель прозвал их «сынами грома». Братья вошли в число ближайших учеников Христа и удостоились от Него особенных откровений. Они присутствовали при воскрешении Христом дочери Иаира, были на Фаворе во время Преображения Господа. Один из немногих святых, апостол Иоанн был назван Церковью Богословом за постижение им глубин Божественного учения и необыкновенные откровения, которых он был удостоен от Бога. Единственный из апостолов Иоанн не покинул Спасителя даже у Креста и именно ему Распятый Господь поручил заботу о Своей Пречистой Матери. Местом проповеди апостола был город Ефес, где ему пришлось много пострадать, и другие города Малой Азии. Находясь в ссылке на острове Патмосе, апостол обратил многих ко Христу. Там он получил и записал Божественное откровение о грядущих судьбах мира и Церкви (Апокалипсис). После ссылки апостол вернулся в Ефес и, будучи уже старцем, по просьбе верующих написал свое Евангелие. Святой апостол Иоанн Богослов скончался в возрасте более ста лет, и кончина его была исполнена глубокой тайны. Он просил учеников засыпать его землей еще живым. Старец лег в крестообразно вырытую могилу, и ученики с плачем исполнили его волю. Но, не выдержав, они через некоторое время вернулись к могиле, разрыли ее и не нашли в ней тела святого. Могила была пуста и источала аромат цветов.
День преставления (кончины) апостола Иоанна Церковь чтит 9 октября (26 сентября ст. ст.), также память апостола празднуется 21 мая (8 мая ст. ст.) , потому что в этот день на его могиле выступает тонкий прах, собирающие который получают исцеления.
Святой мученик Лонгин сотник. Во время распятия и Крестных страданий Господа Иисуса Христа на горе Голгофе находились римские воины – исполнители казни. Их подразделением командовал сотник (начальник сотни воинов) по имени Лонгин. О нем упоминает евангелист Лука, когда повествует о страданиях Спасителя: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса храма раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник»1. Когда Господь был погребен во гробе, иудеи упросили правителя назначить охрану гроба, чтобы, как они говорили, ученики не похитили тайно тела Иисусова и не сказали, что Он воскрес. Сотник Лонгин со своими воинами получил приказ охранять заваленный камнем и запечатанный гроб Господа. Он и остальные стражники стали свидетелями того, что было при Воскресении Христовом. Произошло великое землетрясение. Ангел, сошедший с Неба, отвалил камень от дверей гроба и сел на нем. По свидетельству евангелиста Матфея: «вид Ангела был, как молния, и его одежда бела, как снег». Стражники очень испугались и от страха сделались, как мертвые2. Когда они пришли в себя, то некоторые из воинов пошли в Иерусалим и рассказали осудившим на смерть Христа о случившемся. Первосвященники подкупили воинов и велели лжесвидетельствовать о том, что будто бы ученики украли Тело, пока они спали.
Сотник Лонгин и два его друга-воина отказались от денег и говорили, что Христос воистину воскрес. Это свидетельство вызвало негодование членов верховного суда Иудеи – cинедриона, да и непосредственного начальства воинов. Сотник Лонгин, уже тогда пожелавший служить не земному, но Небесному Царю, снял с себя воинское звание и ушел вместе с двумя своими друзьями в далекое селение в Каппадокии, где они жили добродетельно, проповедуя о страдании за людей, смерти на Кресте и Воскресении Христа. Воспользовавшись услугами римской власти для казни Спасителя, теперь распинатели Христовы вновь прибегли к ее услуге: члены синедриона подкупили Пилата, и тот написал римскому кесарю письмо, в котором оклеветал бывшего сотника Лонгина как противника кесаря. В ответ на письмо последовало повеление о казни Лонгина. Воины, посланные в Каппадокию, нашли святого Лонгина и казнили, главу мученика принесли в Иерусалим и показали тем, кто их послал. Члены синедриона повелели бросить голову за городом в большую кучу мусора. Через много лет ее нашла одна слепая вдова, которой открыл о местонахождении этой части мощей сам святой Лонгин, явившийся вдове после смерти ее единственного сына и утешивший ее. Когда вдова нашла голову святого, то тотчас прозрела. Память мученика Лонгина празднуется Церковью 16 / 29 октября.
Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника, переданная обители вместе с некоторыми другими иконами из запасников музеев и находящаяся сейчас в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы, чудесно обновилась во время принесения в собор частицы Древа Животворящего Креста Господня.
1. Лк. 23, 44–47. См. также: Мк. 15, 37–39. 2. См.: Мф. 27, 57–66; 28, 2–4.