Беседа Игумении Викторины с сестрами. Преподобный Амвросий Оптинский: «Никого не осуждать, никому не досаждать…»

  Преподобный Амвросий Оптинский, память которого Церковь празднует 10 июля и 23 октября, был всероссийским старцем. Казалось бы, человек практически не вставал с одра болезни, а сколько пользы он принес людям! Почему? Да потому, что он принимал волю Божию, жертвенно забывал о себе и трудился над очищением сердца. И Божественная благодать наполнила его сердце, сделав его милующим, всех прощающим и никого не осуждающим.

Любовь к ближним и рассудительность, бывшая и благодатным даром, и плодом многолетнего трезвения, работы над самим собой – вот что привлекало к преподобному Амвросию множество людей, нуждавшихся в поддержке и помощи. Тем, кто находился в сложной ситуации, старец советовал то, что проверено святоотеческим опытом и пройдено им самим: «Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческие соображения и готово явиться безнадежие. Да не будем, по слову апостола, надеяться на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (см. 2 Кор. 1:9)» [1] .

  Старец говорил и писал о том, что утяжеляет нашу жизнь: «А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом. Святой апостол Павел пишет: "Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши, таяжде бо твориши судяй" (Рим. 2: 1), то есть такой же подвергаешь себя ответственности, как и согрешающий, которого осуждаешь. Святой Иаков, брат Божий, пишет: "Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити; ты же кто ecu осуждаяй друга" ( Иак. 4: 12). И Сам Господь во Святом Евангелии глаголет: "Не осуждайте, да не осуждени будете" (Лк. 6: 37).

  Святой Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов. И грех осуждения, по слову сего угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды» [2].

  В том же письме преподобный Амвросий вкратце говорит и о причинах осуждения: «Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя Евангельское слово: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11: 12)…» [3]

  Осуждающий по гордости и самомнению не видит собственных грехов. Об этом Оптинский старец, отвечая на письмо одной из монахинь, пишет так: «Святой Симеон Новый Богослов, после высоких видений и откровений, всегда пересчитывал грехи свои, не только делом совершенные, но и в мысли бывшие, говоря так: "Я грешник (в том-то) произволением, я грешник окаянный (в том-то) волею", и подобное. А ты пишешь, что сердце твое упорствовало сознать себя грешною. Явно, что тут предварило незаметное вражие окрадение самомнением и возношением. В таком случае с сокрушенным сердцем должно припадать ко Господу и молить благость Его, чтобы избавил и уврачевал душу и сердце от такового омрачения и ослепления. И самая сильная брань бесовская, может быть, утверждается на затаившемся или таящемся самомнении и возношении; или попущается для того, чтобы не возноситься».

  Продолжая отвечать на письмо, старец рассуждает о взаимосвязи смирения, неосуждения и молитвы: «Ежели всякая добродетель без смирения не может состояться, то кольми паче молитва прежде всего требует смирения, так как молящиеся имеют дело с гордыми бесами, которые, будучи сами бедны, и ничего не имея, обещают другим богатство, показывая чужие ассигнации. Начальник их сатана не постыдился предлагать Самому Господу царство мира. На что Господь сказал ему в ответ: "иди за Мною, сатано; писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши" (Мф. 4: 10). Повторяй и ты то же, в свое время. Также знай, что молитва требует безгневия».  [4]

  В борьбе с невидимыми врагами, которые побуждают человека осуждать ближних, бояться и подозревать их, гневаться и враждовать с людьми из страха, что они чем-либо могут повредить, старец советовал доверять Богу, верить в Его милосердие, предаваться в волю Божию и повторять: «Воля Божия да будет со мною. Якоже Господеви изволися, тако да будет». «Господне же изволение – пишет преподобный Амвросий, –  спасти и помиловать всех верующих» [5].

  «Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, – советует он в другом письме, – то полезно тебе, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские приличные к тому слова, например: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся... и весь 26-й псалом. Также: ...обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Пс. 117: 11-12). Еще: Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя... (Пс. 34: 1). Еще: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Пс. 69: 2), и подобное. На самом опыте увидишь, как велика сила Богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень» [6].

1022  «Пишешь о своих заботах, и страхах, и предположениях относительно будущего, - продолжает преподобный Амвросий эту тему в другом письме. - Положись на волю Божию, тверди себе, что будет то, что Богу угодно будет, и что всеблагий Господь Божественным Своим Промыслом всячески устрояет о нас благое, полезное и спасительное. Страху же вражию старайся не поддаваться; а когда усилятся тревожные помыслы, отвечай им так: "С нами Бог", и прочее. "Страха же вашего не убоимся ниже смутимся: яко с нами Бог... " (см. Ис. 8: 9-17) [7]

  О том, как жить, любя и не осуждая ближних, старец пишет: «Всем нам полезно помнить апостольское слово (Еф. 5: 8): “якоже чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине”. И то же самое слово, в другом месте, апостол повторяет с другой стороны (Еф. 6: 14): “Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира”.

  Под словом "истина" должно разуметь заповедь о любви к Богу; возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея. Под словом "правда" разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближняго своего яко сам себя (см. Мф. 22: 37-39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол и заповедует нам облещися "в броня правды", то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящии ны. Словами же "плод благостыни" и "благовествование мира" означается доброта, простота в отношении к ближнему, и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: мир имейте и святыню со всеми. Взыщи мира и пожени и. Или, как поет ныне Церковь: "Простим вся Воскресением"» [8].

  «Начало же из начал – говорит преподобный Амвросий, – терпение находящих скорбей — терпеть укоризны не только от старших, но и от младших, сознавая свои вины, за которые и нужно потерпеть, со смирением и благодарением, чтобы загладил Господь и простил согрешения наши. Повторяю, понудь себя к смирению и терпению перед начальницей, сознавая вины свои, а если безвинно, то и еще полезнее потерпеть…» [9] 

  «…Когда же оставим простоту и будем думать и толковать — что, и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, — тогда и не будет просто, а выйдет мудрено, паче же безтолково. Пойдут недоумения и недоразумения; не обойдется и без жалобы. А скорби-то! будут скорби невыносимые! Не помню, где-то написано, что тщеславие, если дотронуться до него пальцем, кричит: "Кожу дерут". Хотя и не всегда так, а бывает не по малой части, только в различных видоизменениях. Самолюбие наше — корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок» [10].

  Согрешившим старец как любящий отец простирает руку помощи: «Пишешь, что лучше не грешить, чем каяться. Не грешить хорошо, а согрешившему похвально покаяться. Если удержишься на первом — хорошо; а не удержавшись, другого средства нет умилостивить Бога, как покаяться. А что ты объяснила, в этом и запинаться не следовало бы, — и запинание твое указывает на ложный стыд. Еще скажу: Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше согрешив покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился пред Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, через смиренное сознание и понесение укоризны от фарисея, получил не только прощение грехов, но и восхитил оправдание фарисея. Иди и ты путем мытарева смирения; это путь самый безопасный» [11].

  Преподобный Амвросий пишет одной из сестер о том, какое устроение нужно иметь, чтобы никого не осуждать и никому не досаждать: «Старайся поступать во всем по заповедям Божиим, и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение. Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай, и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на кого. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Твори молитву непрестанно в сердце: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя, грешную"» [12].

  Человек, который стремится любить Бога и принимать Его святую волю, будет встречать и переживать скорбные обстоятельства по другому. Преподобный Амвросий пишет одной из монахинь: «… подражай примеру старинных людей, которые обыкновенно говаривали: "Не живи, как хочется, а живи, как Бог приведет". В первом письме ты писала, что тебе очень хорошо; а вскоре, во втором, пишешь, что тебе очень нехорошо. Не напрасно святой апостол Павел написал, что “все хотящии благочесто жити, гоними будут”. И Сам Господь глаголет во Евангелии: “будите... мудри яко змия, и цели яко голубие” (Мф. 10: 16). Змея, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное — веру и незлобие. Некто из святых сказал: "Ежели кто поистине любит Бога, тот не будет возмущаться, хотя бы и целый мир досаждал ему"» [13].

  «В последнем письме твоем спрашиваешь, - пишет старец, – что значат слова: "Стяжи друга Господа". Слова эти означают, чтобы стараться быть истинной ученицей Христовой, чтобы удостоиться услышать, что удостоились услышать от Господа истинные ученики Его: “Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам... Сия заповедаю вам, да любите друг друга... болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15: 14-15, 17,13). Заповедь же Господня полагать душу за ближнего состоит, по Евангельскому слову, в том, чтобы любить врагов, благотворить ненавидящим нас, благословлять клянущих и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны; также и в том, чтобы, по силе нашей и возможности, защищать ближнего от врагов видимых и невидимых, и чем можно и как можно помогать ему» [14].

  О том, в какой беде находятся те, кто осуждает и пытается исправить других, не исправляя себя, преподобный Амвросий пишет: «Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей, и держись пути правого» [15].

 «…Я заметил в тебе одну немалую ошибку. Ты о многом, не скажу о всем, рассуждаешь, сообразуясь со своим телесным состоянием, и со многими усвоенными привычками и усвоенным взглядом на вещи, и по этому соображению готова писать новые правила для всех; тогда как правильное мнение и здравое христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного, и по правилам и постановлениям святоотеческим, и, прежде всего, по заповедям Божиим. И что окажется в нас несогласное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться пред Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправдание» [16].

  Старец предупреждал: «Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, от чего избави нас Боже» [17].

 «Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других» [18].

  Преподобный Амвросий пишет и о том, что Господь желает, чтобы мы добровольно исполняли Его заповеди – любили Его и ближних – ибо это необходимо для нашего же блага: «Человеку дана от Бога свобода и разум и закон откровения; и свобода эта испытывается, как человек ее употребит. Свобода и Ангелов испытывалась, как писал я… сестрам для прочтения в трапезной. Ежели на небе бывших испытывалась свобода, то кольми паче испытывается свобода и произволение на земле живущих. Преподобный Петр Дамаскин пишет о себе так: я рассматривал положения прежде бывших, и нашел, что во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие; и это происходит от нашего произволения. Если оставим свои хотения и разумения, и потщимся исполнить хотения и разумения Божия, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем во Святом Евангелии» [19].

  И хотелось бы закончить нашу сегодняшнюю беседу наставлениями преподобного Амвросия, которыми он воодушевляет нас к исправлению жизни и благодушному терпению, которое так необходимо всем нам: «Помолимся Господеви, да подаст нам помощь Свою, и веру, и мужество, и благое произволение к исполнению Божественных заповедей, и молитвенного келейного правила, и прежде сего хождения на церковные службы со страхом Божиим, и вниманием, и благоговением, во сретении сестер и матерей благопокорным и благоприличным обращением и подобающим поклонением, памятуя евангельское слово: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12)"» [20].

 «…"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия" (1 Фес. 5:14, 16—18). Если не можем еще радоваться, то, по крайней мере, постараемся не скорбеть паче меры, а вооружаться терпением и долготерпением, памятуя сказанное от Господа: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22)» [21].

сост. Игумения Викторина (Перминова)

Материал из архива сайта.

Иллюстрации: http://www.optina.ru/photogallery/old_photos/prep_amvrosiy/ 

Примечания:

[1] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В трех частях. К монашествующим и мирянам. М.: Издательство "Паломник", 1995. Репринтное издание. Часть 2. Выпуск 2. С. 130.

[2] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Указ. соч. Часть 2. Выпуск 1. С. 45.

[3] Там же.

[4] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 25-26.

[5] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 13.

[6] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 20.

[7] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С.  31.

[8] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 30-31.

[9] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 37-38.

[10] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 143.

[11] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 40.

[12] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 45.

[13] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 48-49.

[14] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 56.

[15] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 69.

[16] Там же. Часть 1.  С. 49.

[17] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 78.

[18] Поучения Оптинских старцев. http://www.optina.ru/lection/51/

[19] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В трех частях. К монашествующим и мирянам. М.: Издательство "Паломник", 1995. Репринтное издание. Часть 1. C. 40.

[20] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 81.

[21] Там же. Часть 2. Выпуск 2. С. 106-107.