Преподобномученица Татиана (Бесфамильная) – чтимая святая нашего монастыря. Ко дню памяти новомученицы

 В житии приведены открывшиеся новые сведения о нашей святой.

Преподобномученица Татиана (Бесфамильная), родившаяся 10 января (22 января по новому стилю) 1866 года и убиенная за Христа 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне, причислена к лику святых в 2000 году. 

 Раньше считалось, что Татьяна Николаевна Бесфамильная родилась в Москве, но в документах из следственного дела местом рождения указано село Спасская Слобода (по-другому – Спасское) Звенигородского уезда Московской губернии. Семья, в которой родилась будущая новомученица, была бедной и многодетной. В возрасте пяти лет Татьяна была отдана своей матерью, у которой не было возможности прокормить и обеспечить всех своих детей, в приют московского Богородице-Рождественского монастыря.

 С детских лет привычная к монастырской жизни, молитве и рукоделию, Татьяна, по окончании монастырской церковно-приходской школы, осталась жить в обители. Она исполняла различные послушания, но пострига не принимала.

 Только в 1920 году, в преклонном возрасте, послушница Татиана приняла иноческий постриг. Она мужественно решилась на подобный шаг, в котором ее поддержала настоятельница обители и духовная наставница – игумения Ювеналия (Ловенецкая), во время гонений и преследований за веру.

 Изгнанная вместе с другими сестрами из родной обители в 1922 году, святая хранила в душе иноческие обеты и те духовные сокровища, которые дала ей монастырская жизнь. В те годы она добывала себе пропитание рукоделием и шитьем.

 После закрытия обители инокиня Татиана жила на квартире. Предположительно, сначала она жила недалеко от монастыря. Затем святая поселилась в Гороховском переулке, в доме 1-а, квартире № 3. По этому адресу ее пришли арестовывать сотрудники НКВД, как указано в ордере № 22649 на обыск и арест. Новомученица занимала небольшую комнату с одним окошком в квартире, находившейся в полуподвальном помещении. Место, где жила инокиня Татиана, было одной из московских окраин: оно могло бы быть тихим, если бы не усиление гонений в 1937 году, массовые аресты и близость Лефортова с его тюрьмой.

 Единственный свидетель по делу Татьяны Николаевны Бесфамильной показал, что она была монахиней. Неизвестно, где и когда она приняла монашество – в монастыре или уже вне стен обители, тайно. Свидетель называет монашеское имя Селафиилы. Однако, больше ни в каких источниках об ее монашеском постриге не упоминается.

 Святую арестовали 29 сентября 1937 года (ордер на обыск и арест подписан днем ранее, 28 сентября). Арестовывать пришли сотрудники 4 отдела УГБ УНКВД Московской области. Во время обыска у преподобномученицы обнаружили семь книг религиозного содержания, а также разную переписку, не относящуюся к следствию. Это замечание очень важно: в то время в вину могли поставить каждое неосторожное и показавшееся двусмысленным слово, а переписка была настолько безупречной, что ее невозможно было «отнести к следствию». То есть, улик в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации попросту не было. Также у арестованной изъяли паспорт (№ 542387, выданный 31.03.1936 28 Басманным отделением милиции).

 Будучи задержанной на основании печально известной статьи 58/10 УК РСФСР и заключенной, предположительно, сначала на Лубянку, а согласно документам ГАРФ – в Бутырскую тюрьму (мест заключения могло быть и несколько), преподобномученица Татиана, как свидетельствуют следственные материалы тех лет, держалась мужественно. Допрос состоялся 1 октября. Святая никого не предала, объявила, что родных и близких у нее нет, и виновной себя ни в чем не признала. 11 октября 1937 года по ее делу дал свидетельские показания некий рабочий, бывший на самом деле сотрудником 4-го отдела УГБ УНКВД Московской области. Показания давались «свидетелем» по стандартной формуле и были похожи на тысячи других сфабрикованных обвинений. Сотрудник НКВД показал, что знает Татьяну Николаевну Бесфамильную с 1932 года, в ссоре с ней не состоял и личных счетов не имеет. «Мне... известно, что Бесфамильная явная монашка, ее монашеское имя Селафиила, числилась раньше почетной монахиней Рождественского монастыря… к советской власти настроена враждебно, проводит среди верующих антисоветскую агитацию, так она говорит, что якобы в СССР существуют гонения на религию, закрывают церкви, разрушают храмы. Советская власть подкупила некоторых духовных лиц, и они ей в этом способствуют. Кроме того, она обвиняет советскую власть в том, что большевики берут совершенно невинных попов и монахов, арестовывают их и ссылают, называя их за это антихристами и неверами. Говорит, хотя бы была скорей война, свергли бы эту власть, тогда бы опять восстановили монастыри и церкви. Бесфамильная чтобы скрыть свою антисоветскую контрреволюционную деятельность переменила квартиру скрыла свое прошлое – монашество и занимается сейчас частной работой на дому – рукоделием и… обработкой лиц к ней приходящих в антисоветском духе».

Священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский. Фотография: https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-dobroserdov

 28-29 сентября, одновременно с преподобномученицей Татьяной,  арестованы, заключены в Бутырскую тюрьму и упоминаются в одном деле: священномученик Димитрий, архиепископ Можайский (Добросердов Иван Иванович), чьим именем озаглавили данное дело, преподобномученик Амвросий (Астахов Алексей Аникеевич, архимандрит), преподобномученик Пахомий (Туркевич Павел Акимович, иеромонах), мученик Николай (Рейн Николай Александрович), мученица Мария (Волнухина Мария Николаевна), Степанова Анна Николаевна (упоминается в деле как монахиня), монахиня Мария (Громзина Матрёна Николаевна). В этом деле также упомянуты: священномученик Иоанн (Хренов Иван Семенович, диакон), преподобномученик Варлаам (Ефимов Василий Севастьянович), мученица Надежда (Ажгеревич Надежда Григорьевна, заключенная в Новинскую тюрьму, упоминается в деле как монахиня, но принять постриг не успела).

 Татьяна Николаевна Бесфамильная обвиняется «в том, что, будучи враждебно настроена по отношению к советской власти среди окружающих проводила антисоветскую агитацию, распространяла контрреволюционные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство. Свою квартиру Бесфамильная предоставляла бродячему монашеству и духовенству, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 и 11 УК РСФСР. – Виновной себя не признала, уличается показаниями 1 свидетеля». 

 В выписке из протокола заседания судебной тройки при УНКВД СССР по МО, состоявшегося 17 октября 1937 г., на котором был вынесен приговор о расстреле Бесфамильной Татьяны Николаевны, она упоминается как уроженка г. Москвы: «Слушали…19. дело № 2203 по обвинению: Бесфамильной Татьяны Николаевны, 1866 г.р. уроженка г. Москвы, монашка, со слов не судима, без определенных занятий. Обвиняется в том, что является участницей контрреволюционной группировки, среди окружающих проводила систематическую антисоветскую агитацию. Бесфамильную Татьяну Николаевну, – расстрелять».

 Оба значимых места – рождения в мир и рождения духовного, без сомнения являются родиной для нашей святой. И Спасская Слобода может радоваться о порожденной ею подвижнице, и Москва стала родной для преподобномученицы благодаря Богородице-Рождественской обители, которая дала ей воспитание и образование, и поставила на путь духовной жизни.

 21 октября 1937 года святая была расстреляна на полигоне в Бутове и погребена, как и многие тысячи невинно убиенных, в безвестной могиле вместе со священномучеником Димитрием (Добросердовым). В этот же день, на том же месте был расстрелян еще один чтимый святой, служивший в Богородице-Рождественском монастыре – священномученик Павел Преображенский.

 Житие святой нашей обители кратко, но говорит оно о многом. Святая была смиренной, скромной, незаметно совершавшей свое духовное делание. В то же время она была готова исповедать Христа, что и совершила, не убоявшись и не отказавшись от Него и от иночества перед лицом мучений и смерти. Ее жизнь является примером сокровенного в Боге подвижничества и мужественного стояния за веру Христову, увенчавшегося мученическим подвигом.

 Татьяна Николаевна Бесфамильная реабилитирована, попадая под действие ч. 1 ст. 1 Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов» (заключение по этому вопросу утверждено 30 мая 1989 года).

 Преподобномученица Татиана (Бесфамильная) причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Ныне преподобномученица Татиана предстоит в сонме новомучеников и исповедников Российских Престолу Божию, вознося молитвы о своей обители и всей Русской земле. Её память совершается 21 октября по новому стилю (8 октября по старому стилю), а также в дни празднования Собору новомучеников и исповедников земли Русской и Собору Бутовских новомучеников.

 В обители написано две иконы преподобномученицы Татианы – большая икона в нижнем ярусе иконостаса храма священномученика Евгения Херсонесского и аналойная икона, выносимая в день праздника святой. Одна из сестер нашей обители, почившая схимонахиня Михаила (Нефедова), в монашестве носила имя преподобномученицы Татианы (Бесфамильной), и очень чтила свою святую, как и вся наша обитель. В день памяти святой совершается торжественное богослужение.

Фото: Сергей Власов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 В день празднования новомученикам, пострадавшим в Бутово, Матушка Игумения с сестрами молится на Бутовском полигоне на богослужении, совершаемом Священноначалием и духовенством Московской епархии.

 

  17 октября 2024 г.

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. "О преславнаго чудесе..." 

(аудиофайл с сайта)

 

Источники:

  1. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, Исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001. С. 302.
  2. Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь; Издательство «Отчий дом», 2009. С. 110.
  3. ГАРФ. Ф. 10035. Оп.1. Д. П-76555. Л. 52-227.