Икона священномученика Киприана и мученицы Иустины. Житие святых, страдания, почитание

В монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы хранится чтимая икона свв. священномученика Киприана и мученицы Иуститны Антиохийских. Эти дивные заступники помогают не только пострадавшим от чародеяний, но и от всех диавольских воздействий: как и все святые, они являются помощниками в том, чтобы избегнуть всякой прелести и самообмана, увидеть себя в истинном свете, принести искреннее, сердечное покаяние, побороть страсти.

 Одним из особо почитаемых в наше время святых является священномученик Киприан. Он жил в Антиохии, о которой архиепископ Сергий (Спасский) предполагает, что это была Антиохия Финикийская, “что между Келесириею и Аравиею”1. С раннего детства Киприан был посвящен Аполлону, с семи лет он занимался изучением культа Митры и Деметры, обучался в разных языческих центрах: в Спарте, во Фригии, в египетском Мемфисе и т. д. Будучи посвящен в жрецы, он имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами, имея в услужении бесов2. Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насыланием мора и язвы, вызыванием мертвецов.

 В том же городе жила юная христианка – девица Иустина3, посвятившая себя Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание некий юноша Аглаид, присходивший из знатного рода и обладавший большим состоянием4. Когда он предложил святой деве стать его супругой, то она ответила ему отказом. Тогда Аглаид обратился к Киприану, чтобы с помощью чародейства добиться своей цели. Однако невзирая на все свои усилия жрец ничего не смог сделать, потому что святая мученица силой молитвы и постом сокрушала все насылаемые на нее диавольские козни. Язычник-волхв, развращенный властвованием над людьми и стихиями, познал всю глубину своего падения и ничтожества пред девой-христианкой. Поэтому он отвергся злых дел, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению.

 С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму5, отдав на сожжение все свои книги. Именно так поступили некогда ефесяне в ответ на проповедь апостола Павла: от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем (50 тысяч) (Деян 19:19). Святой пришел в храм “в день суботний Великой Пасхи”6, то есть, очевидно, в Великую Субботу, и на Богослужении его сердца коснулись назидательные слова из Священного Писания7. Он принимает Святое Крещение, подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому – “благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше”8.

 Принял святое Крещение, обратившись ко Христу, также и юноша Аглаид. “Никого так не радовало обращение ко Христу Киприана и Аглаида, как святую Иустину. В их обращении она увидела чудные действия Божественного Промысла, ведущие грешника ко спасению”9. В скором времени бывший жрец был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан пресвитера. Через 16 лет блаженный святитель “Анфим, созвав епископы от окрестных град, поведа им о церковном устроении еще жив сы, и вдасть стол епископства Киприану”10. В прошлом волхв и жрец, а теперь ревностный архипастырь Церкви Христовой, он с успехом приводил язычников к вере в Единого Бога. Святитель имел также духовное попечение и о деве, через которую обратился к Богу: он сделал ее диакониссой и поставил игуменией в женском монастыре11.

 Твердость и несокрушимость веры во Христа помогли Иустине препобедить диавольские козни. Благодать Божия затем духовно объединила ее и Киприана, первоначально противодействовавших друг другу. В службе святым мы обращаемся к святой двоице с молитвой: “исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною: с неюже молися Человеколюбцу Владыце спасти души наша”12. Их духовное единение Божественным Про­мыслом было запечатлено мученичеством. Святая двоица, Киприан и Иустина, засвидетельствовали свою веру в 304 году, во время последнего гонения на христиан. “Осужден­ные Диоклитианом в Никомидии Киприан и Иустина отведены к реке Галлу (вероятно, Галлий, впадающий в Сангарис ок. 60 верст от Никомидии), и усекнуты 26 сентября”13. При этом совершилось чудо: воин Феоктист, видя страдания святых мучеников, исповедал себя христианином и был казнен вместе с ними14.

 Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: “Несомненно, что сказание о сих мучениках составлено в глубокой древности; но дошло ли оно до нас в его древнем виде, доказать невозможно”15. Похвалу священномученику произнес святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.)16; считается, что она датируется 379 годом17. В связи с этим архиепископ Сергий (Спасский) пишет: “Григорий Назианзен говорит об них в своем слове, хотя отчасти смешивает Киприана с другим известным писателем Карфагенским”18. Кроме того, византийская императрица “Евдокия, супруга Феодосия Младшего, ок. 425 года написала в честь их стихотворение”19. “По сказанию императрицы Евдокии и одним актам мученики пострадали при Диоклитиане, и издатели Деяний полагают мучение их в 304 году. В Месяцеслове Василия они относятся ко временам Декия, а по другим актам – ко временам Клавдия (267–270)20...

 Служба святым Киприану и Иустине была издревле известна на Руси и сохранилась до наших дней в новгородской Минее XI век21. В XVI веке святитель Макарий (†1563; пам. 12 января (30 дек. ст. ст.), составляя Великие Четьи Минеи, собрал в них памятники духовной письменности о священномученике Киприане: проложные жития22, житие “святыа Устины девицы”23, “мучение святаго Киприана, Иустины девы”24 и “покаяние Киприаново”25.

 Существуют разные формы почитания святых: тезоименитое, почитание святых, имеющих особую благодать в определенных обстоятельствах и пр. Кроме того, если в день памяти святого произошло какое-то важное событие, то данный святой чтится в связи с конкретным событием. Именно это произошло в середине XVI века с памятью святителя Киприана. В 1552 году, во время третьего, победоносного похода была покорена Казань. Второго октября, в воскресенье день памяти священномученика Киприана, в походном храме во имя преподобного Сергия совершалась Божественная Литургия, и во время чтения святительского Евангелия при конечных словах и будет едино стадо и един Пастырь (Ин 10:16) раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани26. После этого начался решительный штурм, в образовавшийся в стенах пролом ринулись русские воины и Казань пала, как отмечает летопись, “на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи”27. В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них – “третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи”28. Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на Рву, ныне известный как собор Василия Блаженного (†1557; пам. 2 авг.). Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустинии29. В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким (1586–1587), который во время приема у царя Феодора Иоанновича (1584–1598) вручил ему различные святыни, и среди них были частицы мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины30. 

 Часть мощей свв. Киприана и Иустины находятся на острове Кипр, в деревне Менико возле города Никосии. Там построена церковь в память священномученика Киприана и мученицы Иустины, где и хранятся их мощи. В 1298 году их мощи были принесены на Кипр из Сирии.

Мощи святых Киприана и Иустины в Менико (Кипр)

 Другая часть мощей Киприана и Иустины находится в Греции в монастыре их имени.

 В целом же мощи святых находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: “Св. мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне”31. Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (†337; пам. 3 июня (21 мая ст. ст)), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй “в той же пристройке (налево от входа из крещальни) – придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 15 (2) октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины”32. Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.

 Также частица мощей святых хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. 

 В нынешней службе священномученик Киприан прославляется как святой, отринувший служение бесам и стяжавший благодать, претерпевший мученическую кончину. При этом он уподобляется апостолу Павлу: “Павлов собеседник”33, “Яко Павел, ко Христу душевную любовь преложив…”34, “Наказан в прелести прилежно, яко Павел, зван бысть с Небесе”35. Святитель Василий Великий в Слове говорит: “Весьма неблагородно и низко думать, что оскорбительно будет для подвижника напоминать о непохвальных делах его”36. Далее Отец Церкви говорит, что апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем Его последователей и, следовательно, “как изменился предмет его ревности, чтобы сравнением того и другого прославить больше Благодетеля”37. Таким образом из слова Отца Церкви становятся понятным уподобление в службе священномученика Первоверховному Апостолу.

 В Акафисте, который был написан уже в позднее время, святой священномученик прославляется как имеющий благодать избавлять от чаровных напастей: “Радуйся, яко тобою беси отгоняются”38, “Радуйся, волшебных козней разрушителе”39. Таким образом, Святитель, по слову Апостола, сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр 2:18). Святым Киприану и Иустине молятся “о сохранении от злого очарования, об избавлении от чародеяний и вреда со стороны волшебников”40. В дали веков теряются данные о жизненном пути священномученика Киприана, но благодать Божия преизобильно действует, помогая всем обращающимся к нему, отгоняя чародейные воздействия.

По статье Архимандрита Макария (Веретенникова),

журнал "Альфа и Омега"

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veretennikov/svjashennomuchenik-kiprian-i-muchenitsa-iustinija/

См.: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ки­при­а­на и свя­той му­че­ни­цы Иусти­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

 

Примечания:

1 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 2: Святой восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 408.
 
2 Sauget Joseph-Marie. Cipriano, Giustina e Teoctisto // Bibliotheca Sanctorum. Roma, 1963. 1284–1285.
 
3 Первоначально ее имя было – Иуста (Там же. Стб. 1284).
 
4 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь: дни 1–3. СПб., 1870. Стб. 46.
 
5 Возможно, это был святитель Анфим Никомидийский (†302; пам. 3 сент.).
 
6 Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 51.
 
7 Там же. Стб. 51.
 
8 Там же. Стб. 52.
 
9 Жизнь и страдания святого Киприана Антиохийского и святой Иустины… / Сост. Покровский. М., 1902. С. 18.
 
10 Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 52.
 
11 Там же.
 
12 Кондак службы священномученику Киприану и святой мученице Иустинии // Минея Октябрь. М., 1997. С. 51–52. О двоичном прославлении святых см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72.
 
13 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В древних Месяцесловах встречаются также другие сентябрьские даты их страдания, в связи с чем архиепископ Сергий замечает: “Память с 26 сент. перенесена на 2 окт. Может быть, ради праздника Иоанна Богослова” (Там же).
 
14 Аналогичным образом было при страдании сорока Севастийских мучеников (†ок. 320; пам. 9 марта), когда вместо малодушного и отпадшего пострадал охранявший воин, восполнив оскудевшее число.
 
15 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407.
 
16 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3. М., 1889. Ч. 2. С. 201–216; Он же. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана… // Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843. Кн. 4. С. 246–265.
 
17 Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2001. С. 404. Прим. 21; Sauget Joseph-Marie. Указ. соч. P. 1282.
 
18 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407. Святитель Василий говорит, например, о страданиях святого при императоре Декии (249–251) (Тво­рения иже во святых отца нашего Григория Богослова… С. 211–213), что хронологически более соответствует времени священномученика Киприана Карфагенского (†258; пам. 31 авг.). Игумен же Иларион, исследователь богословского наследия святителя Василия, считает, что данное Слово было посвящено священномученику Киприану Карфагенскому (Игумен Илларион (Алфеев). Указ. соч. С. 403–408) и отмечает: “Спутать двух или нескольких святых с одинаковым именем – в этом не было ничего необычного для византийца” (Там же. С. 403).
 
19 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407.
 
20 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В славянском Прологе говорится: “Сей бяше от Антиохии Сирский, при Декии царе, благороден и богат, философ, и волхв крайний” (Пролог. Кн. 1: Септемврий – Фебруарий. М., 2003. Л. 62. См. также: Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 41, 237).
 
21  См. Ягич И. В. Служебные Минеи за Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. СПб., 1886. Месяц Октомврий. С. 11–16.
 
22 Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 41–42, 237–238.
 
23 Там же. Стб. 46–52.
 
24 Там же. Стб. 52–56.
 
25 Там же. Стб. 56–80.
 
26 Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 19: История о Казанском царстве. СПб., 1903. С. 148–152, 458.
 
27 Там же. С. 184.
 
28 Там же. С. 170.
 
29 Священник И. Кузнецов. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1896. Кн. 2: Смесь. С. 25; ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 255; Ильин М. А. О наименовании приделов собора Василия Блаженного // Новое в археологии: Сборник статей, посвященный 70-летию Артемия Владимировича Арциховского. М., 1972. С. 292; Баталов А. Л.; Успенская Л. С. Собор Покрова на рву (Храм Василия Блаженного). М., 2002. С. 93.
 
30 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 180.
 
31 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. Первоначально некая Матрона Руфина построила в их честь базилику у форума императора Клавдия (Sauget Joseph-Marie. P. 1283).
 
32 Архимандрит Дионисий (Валединский). Спутник русского православного богомольца в Риме. Рим, 2002. С. 51.
 
33 Славник на стиховне // Минея Октябрь. М., 1997. С. 48.
 
34 Первый тропарь третьей песни канона // Минея Октябрь. С. 49.
 
35 Седален по третьей песни канона // Минея Октябрь. С. 49.
 
36 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова… С. 205.
 
37 Там же.
 
38 Спаси и сохрани от чародейства / Сост. архимандрит Макарий. М., 2002. С. 28.
 
39 Там же. С. 33.
 
40 Святые угодники Божии целители душ и телес наших. Какому святому в каких случаях надо молиться / Сост. Т. Олейникова. М., 2002. С. 309.