Вечером 20 сентября 2024 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в обители состоялось всенощное бдение, которое совершило монастырское духовенство. За праздничным богослужением в соборе Рождества Пресвятой Богородицы молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами, наши прихожане и паломники.
Первый двунадесятый праздник в церковном году является главным для монастыря, потому что наша обитель посвящена событию Рождества Пресвятой Богородицы, и подвизающиеся в ней призваны, взирая на пример Богоизбранной Отроковицы и Ее святых родителей, подражать их жизни. Наш монастырь посвящен также великой победе в Куликовской битве, одержанной в этот день, и знаменательно, что накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы совершается память преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби - учеников преподобного Сергия и тех воинов-схимников, которые по благословению духовного отца пошли защищать Русскую землю на Куликово поле.
В этот день Церковь призывает верующих к радости и именует родившуюся Богоизбранную Отроковицу Всемирной Радостью. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая, по Божественному Промыслу, станет Матерью Спасителя мира.
Святитель Андрей Критский так говорит о значении этого события: "Да будет ныне единое, общее торжество и на небе и на земле. Пусть вместе празднует всё, что в мире и что вне мира. Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества - Марию, в Которой (Новый Адам) делается Хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне отверзается великое недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую жемчужину истинной непорочности.
Ныне достоинство человеческое принимает дар первого творения и возвращается в прежнее состояние; помраченное безобразием греха благолепие, красоту, через соединение природы человеческой с рожденной Матерью "Краснаго добротою" (Пс. 44, 3), человек получает в превосходнейшем и Богоприличнейшем виде. И это творение делается, поистине, созданием, и воссоздание - обожением, и обожение - возвращением первого совершенства! Ныне неплодная становится, сверх ожидания, матерью и, родив Родившую без мужа, освящает естественное рождение. Ныне приготовлен благолепный цвет для Божественной багряницы и бедная природа человеческая облеклась в царское достоинство.
Ныне - по пророчеству - произрасла Отрасль Давидова, Которая, став вечно зеленеющим Жезлом Аарона, процвела нам Жезл Силы - Христа. Ныне от Иуды и Давида происходит Дева Отроковица, изображая Собою царское и священническое достоинство Принявшего (священство) Аарона по чину Мелхиседекову (Евр. 7, 15). Ныне начинается восстановление природы нашей, и обветшавший мир, принимая Богоприличное образование, получает начало второго Божественного творения".
Приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) размышляет о причинах радости, наполняющей этот праздничный день: "«Из Тебе бо, – ответствует на этот вопрос церковная песнь, – возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Вот причина радости для всего мира в Рождестве Пресвятой Богородицы! Источник истинной радости для всех разумных существ есть Един Господь Бог – почему первые люди до тех пор и блаженствовали, пока находились в близком общении с Господом, Существом Вседовольным и Всеблаженным. Но едва только это общение было расторгнуто чрез грехопадение наших прародителей, как земля, созданная для светлой радости человека, соделалась для него мрачной темницей, местом плача и сетования, где, по уверению святого апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22).
Дабы положить конец этим воздыханиям и болезнованиям, дабы возвратить земле утраченную ею радость, надлежало снова приблизиться к человеку Источнику радости, надлежало снова воссиять на земле Солнцу Правды. Поэтому для освобождения падшего человека от бед и скорбей еще в Превечном Совете Пресвятой Троицы предопределено было Единородному Сыну Божию явиться во плоти человеческой; затем, во времени, возвещено и не однажды повторено было, что восприимет плоть человеческую Сын Божий чрез рождение от Девы. И вот почему спустя пять тысяч лет по падении праотцев наших у престарелых праведных Иоакима и Анны чудесным образом рождается единородная Дщерь Мария, Которая, будучи рождена по особенному действию Благодати Божией, воспитана с детства во святом храме и всецело предана Господу, соделывается столь чистою и святою, что является способной восприять во чрево Свое Бога Пречистого и Всесвятого…"
"...Возрадуемся же радостью духовной о преславном Рождестве Богоматери, - призывает архимандрит Кирилл, - радостью, которая была бы достойна Ее и вместе благоугодна Ей – Виновнице нашей радости. А такой радостью может быть только радость о Господе, которою любила радоваться Сама Пресвятая Дева. Поэтому да радуемся, услаждаясь псалмами, пением и песнями духовными, поучением в Законе Господнем, назидаясь беседами душеспасительными, упражнением в делах милосердия".
Цитаты приводятся по источникам: https://days.pravoslavie.ru/Life/life1480.htm
https://pravoslavie.ru/97224.html
https://azbyka.ru/propovedi/pokhvala-bozhiej-materi.shtml
Фотогалерея: