Предлагаем Вашему вниманию статью настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой) из архива нашего сайта. С любовью и благодарностью вспоминаем протоиерея Николая Гурьянова, молившегося за наш монастырь и внесшего свой вклад в его возрождение и созидание. Мы молитвенно поминаем батюшку ежедневно и сугубо молимся в дни его памятных дат.
Впервые я увидела отца Николая в Пюхтицах, куда он приезжал к своим духовным дочерям игумении Варваре (Трофимовой) и монахине Георгии (Щукиной) – будущей игумении Горненской обители на Святой Земле. Как-то матушка игумения вела батюшку по обители и показывала ему монастырские работы. В тот момент я несла послушание на кухне для рабочих. Послушание, само по себе, было не из легких. К тому же, несение его совпало с трудным периодом в моей жизни. Когда матушка стала представлять отцу Николаю работавших сестер, то батюшка подошел ко мне и просто по-отечески меня обнял. В этом были и любовь, и понимание, и поддержка. И никаких слов уже не было нужно. Так старец прозрел духом мое состояние и поспешил утешить.
Было ощущение, что батюшка знает меня очень давно, а на самом деле мы первый раз видели друг друга! Но дело в том, что отец Николай и мои наставники отец Исайя (Будюкин) и отец Вениамин Румянцев были одного духа. Они были разными по характеру, воспитанию, условиям жизни и своему подвижничеству, но дух был один – дух любви Христовой. Также отец Николай был близок с будущим духовником нашей обители протоиереем Борисом Николаевым (старцы друг у друга исповедовались). И, поскольку все мои наставники молились за меня, то и отец Николай испытывал отеческие чувства по отношению ко мне и всегда стремился помочь.
Впоследствии, Господь предоставлял неоднократную возможность общения со старцем. Общение это могло быть порой очень кратким, но оно укрепляло и поддерживало меня, вносило в жизнь свежую, благодатную струю, дарило надежду. В немногих словах отец Николай легко разрешал важные вопросы и недоумения. Чувствовалось, что он всегда предстоит Господу, и Бог открывает ему Свою волю.
Батюшка был очень любвеобильным, однако это не мешало ему при необходимости сказать нелицеприятную правду. Как духовный наставник, он старался вести себя со своими чадами таким образом, чтобы не вызывать ничьей ревности и зависти, никого не обидеть и не оскорбить. Это был старец-утешитель. Все мы знаем, что утешения могут быть разными: мирские утешения мимолетны и нередко приносят горечь, а духовные остаются в душе и укрепляют ее, потому что в их основе – благодать Святого Духа. Старец имел благодатные дарования, и даже краткое слово, сказанное им, назидало и утешало.
Батюшка часто начинал говорить со мной с пения стихов из псальмы: «Добрый инок, что с тобою, что поник ты головой?» А заканчивал свое пение словами «не унывай, а на Бога уповай». Нередко он выражал свои мысли и молитвенные чувства в пении. Пел батюшка незабываемо: каждое его слово касалось души человека, пробуждая в ней самые лучшие чувства. Не случайно сборник его песнопений называется «Слово жизни». Господь открывал отцу Николаю, кому и какое слово необходимо сказать.
В пении, как и в любом совершаемом батюшкой деле, раскрывалась его чистая, праведная, любящая душа. Рядом с ним, говоря словами церковного песнопения, «умолкало всякое уныние, и страх отчаяния исчезал». Отступали борющие страсти, душе становилось легко, она наполнялась необыкновенной радостью и миром, и человек воодушевлялся на дальнейшие труды для Царствия Божия.
Сколько доброго успел сделать отец Николай на острове Талабск (тогда Залит), и как его полюбили жители! Подчас без его благословения не начиналось на острове никакое важное дело. Вспоминаются богослужения старца, то, за скольких людей он молился, случаи его прозорливости и чудес. Все мы помним, как он любил все творение Божие, и как откликалось на его любовь всякое живое существо. Как он благоукрасил остров, сколько деревьев насадил своими руками! Но самое удивительное в том, как старец врачевал человеческие души, как безмолвно, безропотно приносил себя в жертву ради спасения духовных детей.
…Когда началось возрождение нашей Богородице-Рождественской обители в Москве, отец Николай благословил своего духовного сына помогать монастырю. Старец молился за нашу обитель, и, во многом благодаря его молитвам и благословению, Господь послал нам духовника – близкого во Христе друга и сотаинника отца Николая протоиерея Бориса Николаева. Молитвы старцев и сейчас поддерживают нашу обитель, ими мы и живем.
Вечная память и вечный покой приснопоминаемым игумену Исайе и протоиерею Николаю!
игумения Викторина Перминова
Материал из архива сайта
Использованы фотографии портала Православие.ru: http://www.pravoslavie.ru/55674.html
http://www.pravoslavie.ru/81520.html