Готовы ли мы встретить Преобразившегося Христа? Беседа игумении Викторины с сестрами

Предлагаем Вашему вниманию беседу настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой) с сестрами, посвященную празднику Преображения Господня.

Преображение Господне – праздник таинственный, исполненный глубочайшего смысла. И эта тайна не является далекой и чуждой для человека. Ведь все мы призваны к преображению, к обожению. Если только пожелаем, Господь преобразит нас и наполнит нашу жизнь светом и радостью. Но готовы ли мы к встрече с Преобразившимся Господом? Не сгорим ли в лучах Божества? И как нам приготовиться к самой главной встрече в нашей жизни?

Преображение Господне. Храм-Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург. Мозаика. http://www.pravoslavie.ru/31603.html

  Христос возвел троих учеников на высокую гору. Представьте: утомленные трудами и странствием апостолы остановились на краткий отдых. И Божественный Учитель обращается к троим из них и приглашает пойти с Собой. Возможно, кто-нибудь спросит, любил ли Спаситель этих троих учеников больше, чем прочих? Почему именно они удостоились быть на Фаворе?

  У Бога нет нелюбимых. Он изливает любовь на всех, но не все в равной степени открыты Божественной любви. Не все готовы к тому, чтобы видеть Божественный Свет. Христос позвал сильнее других стремившихся к Нему, наиболее восприимчивых и готовых к тому, чтобы видеть «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Евангелие раскрывает секрет духовной восприимчивости – беспрекословное послушание, основанное на доверии и любви. Господь позвал учеников – и они, несмотря на усталость, сразу же отправились в нелегкий путь (тот, кто бывал в горах, имеет представление о том, что такое подъем на гору). Апостолы ценили каждое мгновенье, проведенное с Учителем, стремились выразить свою любовь к Нему. Таков дух истинного послушания.

  Святитель Феофан Затворник говорит о послушании как пути к преображению человека: «В Преображение глас с Неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф. 17:5). Отчего так? Оттого, что здесь, перед глазами был представлен и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: хотите достичь этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не извне, а исходить изнутри и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали пройдут мимо, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и оба к Нему приходят и обитель у Него творят. Вот и свет Преображения!» [1]

  Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен (Извеков) так говорит о поднявшихся на Фавор учениках Христовых: «Петр был взят на Фавор, как камень веры… Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: "...Любите не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни, и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков –  образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору» [2].

  Проделав долгий путь, апостолы взошли на гору. Христос, зная их духовные и телесные силы, дает им возможность отдохнуть, а Сам встает на молитву. Во время молитвы Господь преображается, вернее, приоткрывает, «обнажает малую зарю Своего Божества», как воспевает Церковь. Удивительное явление начинается, когда ученики еще объяты сном: они застают его завершение.

  Обратим внимание на то, что даже самые преданные, но не имеющие достаточно духовных сил апостолы не были в состоянии длительное время пребывать в Фаворском Свете. Они упали ниц на землю, и только сила Божия укрепила их и помогла малое время созерцать Славу Божества в ту меру, «якоже можаху». Поврежденное грехом человеческое естество, в котором действуют страсти, не в состоянии выдерживать Божественное Сияние. И мало получить Божественную благодать: необходимо научиться ее хранить и пребывать в том преображенном состоянии, к которому падшая природа человека не привыкла.  

  Движимый пламенной любовью к Богу Петр не мог умолчать и выразил в нескольких словах чувства всех учеников: он сказал, что им здесь необыкновенно хорошо, и что они желали бы навсегда остаться на Фаворе.

  В ответ на искренние, идущие от сердца слова апостола Петра, Отец Небесный указывает на путь послушания, следуя которым, человек может постепенно возрастать в Боге и все больше становится способным пребывать в Его Свете. От послушания рождаются смирение и кротость, и в таком состоянии человек способен к принятию духовных дарований и благодати от Господа.

  Событие Преображения было радостным и для предстоявших Христу пророков Моисея и Илии, и для апостолов. Пророки радовались, увидев Вочеловечившегося Бога; радовались и апостолы, видя Славу Божества Христа, Которое еще не вполне осознавали. Слыша глас Отца, свидетельствующий о Сыне, все они познавали, что во Христе неслитно соединены Божество с человечеством.

Монастырская икона Преображения Господня, украшенная сестрами

  Созерцая Преображение Господне, апостолы слышали, как Христос говорит с пророками о Своих будущих страданиях. Путь к Воскресению, к Небесной славе лежит через Голгофу. Бог никому не желает страданий, но духовная болезнь человека – грех – порождает страдания и исцеляется через очистительные скорби. Безгрешный Христос пострадал за людей и, по словам апостола Павла, «нам оставль образ, да последуем Ему». Своими страданиями, Крестной смертью и Воскресением Спаситель открыл затворенные для нас райские двери. Теперь мы имеем возможность достигать Царствия Божия, со смирением и терпением неся свой жизненный крест.

  Как говорил приснопамятный архиепископ Алексий (Фролов), наш крест, вырастает на почве нашего же сердца. Этот крест создают наши страсти и греховные немощи. Нам необходимо бороться со страстями, и, если случится пасть, то как можно скорее вставать, приносить покаяние и продолжать борьбу. В этой борьбе мы научимся смиренно терпеть себя.  Но нужно еще, по словам Псалмопевца, «потерпеть Господа», то есть принимать те обстоятельства, которые посылает нам Господь, поскольку эти обстоятельства спасительны и полезны для нас самих. Также необходимо приобретать противоположные страстям добродетели. Возрастая духовно, мы можем с полным осознанием подойти к таким понятиям как подвиг и жертвенность, как положение души за други своя и даже любовь к врагам. И тогда мы действительно последуем нашему Спасителю.

  Святитель Григорий Палама, изложивший учение Церкви о Фаворском свете как явлении Божественной энергии, пишет: «Свет Господнего Преображения не появляется и не исчезает случайно, и не ограничивается, и недоступен чувственному восприятию, хотя и бывает видим глазами, и то на малое время и на голой вершине горы, но как говорит некто: "Господни таинники были переведены тогда из состояния плоти в состояние духа изменением чувств, которое произвел в них Дух", и таким образом, и насколько им даровала сила Божественного Духа, они видели этот неизреченный Свет. Господь же наш Иисус Христос внутри Себя имел это Сияние. Поэтому и в молитве, осиявающей тело божественным Светом, Он не имел нужды. Но этим Он показал: на основании чего святым будет приходить озарение Божие, и каким образом оно будет созерцаемо ими, ибо и «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43) » [3].

  На основании чего же человек во время молитвы, Богообщения, озаряется Фаворским светом? На основании послушания.

  Прославленный в лике преподобных отцов старец Иосиф Исихаст говорит о цели послушания и о том, как оно опытно переживается: «А святые отцы учат нас пребывать в высочайшей из добродетелей – в послушании, чтобы мы стали подражателями Христу. Такова их цель. То есть послушанием они очищают нас от разных страстей мудрования и от привязанности к своей воле, чтобы мы получили Божию благодать. И опять же, когда благодать отходит, чтобы нас закалить, старец, как некая благодать, тебя носит и тебя наставляет словами своего делания, которое он уже исполнил, и возгревает твою ревность, пока и ты Божией благодатью и молитвами твоего отца не освободишься от браней, и тебя снова не захватит Божия благодать, и не вверит тебе как совершенному сладкий Иисус Свои честные сокровища» [4].

Преображение Господне. Икона ХVIII в.

«Добавим, - рассуждает о событии Преображения святитель Иоанн Златоуст, - что, призывая Моисея и Илию в свидетели Своего Преображения - первого, вкусившего смерть, а последнего, не приобщившегося ей, Иисус Христос хотел показать этим, что Он есть верховный Владыка жизни и смерти, вышних и преисподних». Святитель Иоанн называет и еще одну причину Преображения – «чтобы показать славу Креста, утешить и возвысить умы как Петра, так и прочих учеников, боявшихся предстоящего страдания… Если же Иисус есть Сын Возлюбленный, то не бойся, Петр… Ибо если Отец всемогущ, как и действительно, то и Сын всемогущ; рассуди, что Он не только есть Сын, но и Сын Возлюбленный… Кто же погубит Того, Кого любит? Итак, не смущайся, Петр! Хотя бы любовь твоя к Нему была безмерна, но ты не любишь Его так, как любит Родивший Его, Который о Нем благоволит и любит Его не потому только, что родил Его, но потому, что Он равен Ему во всем и имеет одну с Ним волю и в Нем все Его благоволение… или, что то же,— покой и услаждение…«Того послушайте» (Мф. 17:5) так, что если бы Он захотел быть распятым на Кресте, ты, Петр, этому не противься!»  [5]

  Обожение – это приобретение человеком подобия Божия, Божьих качеств: всеобьемлющей любви, милосердия, мудрости, всепрощения. Как зерно прорастает, когда его поливают, так и благодать все более сияет в последователе Христовом, когда он старается воплощать в жизни заповеди Господни.

  Благодать может действовать на человека по-разному: это зависит от человека, его сердечного расположения и направленности воли. И поэтому, по словам приснопамятного Патриарха Пимена, «Святая Церковь… зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте... (Ин. 16, 33). Только дерзая, мы научимся терпению. Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании» [6].

  Может быть, кто-нибудь задаст вопрос: а те ученики, которые находились внизу, под горой –  неужели они остались чуждыми Фавора? Нет. Каждый получил от Бога то, что мог воспринять, и у каждого, в свое время, был, если так можно сказать, «свой Фавор». Ученики Христовы и все участники Евангельских событий воспринимали происходившие священные события в свою меру. Но Евангелие – это книга о нас самих.  И мы воспринимаем события нашей жизни так же. Кто-то исправляется и более ревностно стремится к Богу, кто-то, духовно совершенствуясь, восходит от силы в силу, а кто-то завидует ближним, обижается на людей и на Бога, ищет Фавора там, где его не может быть, и где он не обретет мира и радости о Духе Святом. И, к сожалению, есть те, кто все дальше отходит от Бога и, в конце концов, уподобляется Иуде, от чего да избавит всех нас Милостивый Господь.

  На самом деле, Господь желал бы взять на Фавор каждого из нас. И не только на Фавор. Если Христос пострадал за человека, вознес человеческое естество на Небеса и посадил одесную Отца (о чем даже страшно подумать!), то чего Он ни сделает для нас! Но, по Своей любви, Он делает только то, что нам сейчас спасительно и полезно, и то, что мы можем воспринять или понести. Дело только за нами – как мы воспримем то, что посылает Господь, насколько откроем себя для Его любви. А для того, кто пребывает в Боге, везде будет Фавор.

Игумения Викторина (Перминова)

Материал из архива сайта

Примечания:

[1] Феофан (Говоров), Затворник, свт. Мысли на каждый день [1887] года по церковным чтениям из Слова Божия. День 218. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/218

[2] Патриарх Пимен (Извеков). Слово на предпразднство Преображения Господня. http://www.pravoslavie.ru/1485.html

[3] Григорий Палама, свт. Омилии. Омилия 34. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным. https://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/65

[4] Старец Иосиф Афонский (прп. Иосиф Исихаст). Изложение монашеского опыта. /Пеpевод подготовлен по гpеческомy изданию 1996 г. Пеpевод с новогpеческого В. А. Гагатика/ Свято-Тpоицкая Сеpгиева Лавpа, 1998. С. 293

[5] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 56. М.: Издательский отдел Московского Патриархата 1993. С. 574, 578.

[6] Патриарх Пимен (Извеков). Слово на предпразднство Преображения Господня. http://www.pravoslavie.ru/1485.html

 Изображение: http://www.pravoslavie.ru/31603.html