Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба

29 декабря и 14 августа празднуется память преподобной Софии Суздальской. Преподобная София - постриженница нашей Богородице-Рождественской обители, ее монашеский постриг совершился в соборе монастыря. Предлагаем Вашему вниманию статью настоятельницы нашей обители игумении Викторины (Перминовой), посвященную жизни нашей чтимой святой.

Наверное, самым распространенным является представление о счастье как об успешной, обеспеченной, беспечальной, проходящей в соответствии с желаниями человека жизни. Но успех мимолетен, земное благополучие призрачно, а желания сменяются одни другими. Не принося удовлетворения, они кружат человека в своем водовороте. Утомившийся от собственных желаний и неудовлетворенности, разочарованный человек задается вопросом: существует ли счастье? Истинное счастье, конечно, существует. Жизнь святой Софии Суздальской, о которой пойдет рассказ, была счастливой. Историки могут на это возразить, и будут по-своему правы. Но, если посмотреть на непростую судьбу великой княгини – монахини в свете вечной жизни, то можно увидеть, в чем заключалось ее истинное и вечное счастье.

  В XVI веке наш монастырь неоднократно упоминается в летописях в связи с разводом великого князя Василия III с княгиней Соломонией и последующим пострижением княгини в монашество: «А постриг ея на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид» [1]. Великая княгиня пожертвовала семейным счастьем ради блага государства и ближних. Слова Спасителя: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» [2] – нашли воплощение в ее жизни. Она, казалось бы, потеряла все, но на самом деле в своем жертвенном подвиге обрела большее – драгоценную Евангельскую Жемчужину, ради которой человек может отдать и оставить самое дорогое. В истории княгини Соломонии Сабуровой мы увидим также окружавших ее людей, прежде всего – ее супруга, великого князя Василия III, о котором, как о благодетеле нашего монастыря, расскажем подробнее.

 …25 марта 1479 года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в семье Иоанна III родился долгожданный сын, испрошенный у Бога молитвами родителей. Сохранилось предание о явлении Преподобного Сергия великой княгине Софье Фоминичне Палеолог. Софья желала иметь сына, возможно, будущего наследника престола. Ради этого она пешком совершила паломничество в обитель преподобного Сергия. Она уже прошла село Клементьево и спускалась под гору, подходя к монастырю, когда увидела идущего ей навстречу инока. Он был подобен святому Сергию, как его изображают на иконах. Монах держал на руках младенца. Приблизившись к ней, он внезапно положил младенца в чрево великой княгини. Она испугалась и упала бы, если бы ее не поддержали шедшие с ней жены бояр. Великая княгиня поняла, что ее посетил сам преподобный Сергий. После этого чудесного явления Бог даровал Софье сына, которого они с супругом Иоанном III назвали Василием.

 Василий был признан наследником престола не сразу. На царство уже венчали внука Иоанна III – Димитрия. Но царствовать Димитрию не пришлось: державный дед подверг его заключению вместе с матерью Еленой Волошанкой, которая поддерживала партию придворных, приверженных ереси жидовствующих. И князь Василий вступил на престол без почестей и венчания на царство, надеясь, что все это предстоит в будущем его сыну. В 1505 году он вступил в брак.

  sv.sofiya_bigИзбранница князя, Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Предком Соломонии был участник Куликовской битвы Феодор Сабур.

 Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии Юрия Константиновича князем [3]. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Близкие родные Соломонии служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван III. Ее отец был писцом Новгородской земли, составителем древнейших новгородских писцовых книг [4].

 Княжна рано лишилась родителей и воспитывалась в семье благочестивой тетки, любившей ее как родную дочь. С юных лет княжна проводила внимательную духовную жизнь, и именно тогда полагалось основание ее будущего монашества. Возможно, стремление к идеалу святости привело бы девушку-сироту к вратам какой-нибудь строгой пустынной обители, но Бог судил иначе. Соломонию должны были представить государю и наследнику, который еще не был женат. В те времена наследник престола по обычаю избирал в жены не иностранную иноверную принцессу, а русскую княжну.

 Выбор невесты наследника происходил по обычаю, существовавшему с древних времен у Византийских императоров. Идея православной монархии – послушания Богу через Его Помазанника, была принята лучшими людьми Руси еще во времена святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а мысль о русском народе как преемнике святоотеческой Византии – еще раньше. В эпоху Иоанна III, особенно после его женитьбы на византийской царевне, было желание полнее воплотить эти идеи в жизнь, потому перенимались и многие обычаи Византии.

 По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. С разных концов Русского государства на смотрины были привезены около полутора тысяч знатных девиц: в их числе оказалась и княжна Сабурова. И князь Василий избрал в невесты Соломонию. Имевшая духовные устремления, Соломония Сабурова не искала ни власти, ни богатства, ни высокого положения в обществе. Но она приняла Волю Божию и смогла стать опорой супругу-правителю и матерью своему народу, потому что от дней юности не надеялась на себя, но уповала на Бога и призывала Его помощь.

Фото: "МолодЁжка"

 Что касается князя Василия Иоанновича, то его привлекли, прежде всего, внутренние качества избранницы. Соломония и внешне была красива: ее необыкновенная красота и ум сочетались с искренней живой верой, целомудрием, смиренномудрием, скромностью, кротостью, жертвенной любовью. Добродетели будущей великой княгини родились от послушания Воле Божией, и это было особенно важно для избравшего ее. Василий понял и почувствовал, что Соломония правильно воспримет идею власти как особого служения Богу и сможет разделить с ним трудности управления государством. И он не ошибся в своем выборе.

 4 сентября 1505 года, в Успенском соборе Кремля, в присутствии великого князя Иоанна III, было совершено Таинство Венчания наследника престола и его избранницы. В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – потомка Дмитрия Донского [5].

 Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым: супруги жили в любви и согласии. Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался весь суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва, трезвение и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. При таком порядке вещей ощущаются во всей полноте радость бытия и покой в Боге.

 Вскоре после венчания князю Василию суждено было вступить на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Близость к власти и богатство нисколько не изменили благочестивого, покаянного настроения Соломонии. Перед ней открылось поприще для больших духовных подвигов. Подобно своей предшественнице, преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской, Соломония много молилась о благе отечества и испрашивала у Бога помощь державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к нуждающимся, но ее тайных добрых дел было намного больше. Проводя духовную жизнь, много времени посвящая молитве и чтению священных книг, княгиня успевала сделать столько доброго, что нельзя было сомневаться в очевидной Божией помощи. На ее примере можно увидеть несостоятельность и неправду помыслов, всеваемых врагом нашего спасения, о том, что за множеством дел и забот «некогда молиться» или «недосуг» следить за своим внутренним состоянием.

 В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. Она помогала семьям бедняков, щедро раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших, заботилась о вдовах и сиротах, давая желающим средства «на постриганье», то есть на поступление в монастырь и жизнь в нем.

  Великая княгиня всегда помогала монастырям, строящимся монастырским и приходским храмам, старалась облегчить тяготы монашеской жизни, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров [6]. Как пишет в своей статье кандидат исторических наук М.А. Емельянов-Лукьянчиков, до нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой великой княгини Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками, «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились также пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр», «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». «Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям. В 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени» [7].

  «За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день преставился преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы) и в связи с погребением брата Василия III князя Симеона Ивановича (28 июня 1518 года) [8]. Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа» [9]. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у соотечественников.

  Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки [10]. На пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева» [11].

   Московская Рождественская обитель, возрожденная отцом Василия III, была близка обоим супругам по многим причинам. Она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и великокняжеским домом; в ее стенах чтили родителей Божией Матери святых Богоотцов Иоакима и Анну, у которых супружеский союз был бесплодным пятьдесят лет, и они столь долгое время скорбели и несли «поношение безчадства».

/Продолжение следует/

Игумения Викторина (Перминова)

 

Продолжение:

//mbrsm.ru/2016/08/17/schastlivaya-sudba-put-k-svyatosti-chast-2-prodolzhenie/

//mbrsm.ru/2016/08/24/k-630-letiyu-osnovaniya-monastyrya-schastlivaya-sudba-vechnoe-vozdayanie-chast-3-okonchanie/

Примечания:

[1] Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», С. 256.
[2] Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 6.
[3] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 1. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 97.
[4] См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
[5] См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
[6] Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 6.
[7] См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
[8] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 8: Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959. С. 297.
[9] См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
[10] Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 6.
[11] См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html