Сегодня Церковь снова вспоминает благодеяния Божией Матери, явленные через Ее образ «Всех скорбящих Радость». Даже если бы и не было тех дивных чудес, которые связаны с этой иконой, то радость, которую дарует Царица Небесная скорбящим душам – это уже самое настоящее чудо.
Все люди стремятся к радости, и это вполне естественно. Но для чего нам нужны скорби и страдания? В скорбях, если правильно их переносить, заключается наше благо. Они очищают и исцеляют душу. Через скорби Бог приближает нас к себе. Беспечальная, беспечная душа часто рассеивается, черствеет и не обращается ко Господу, а скорбная – собирает свое внимание, становится более чуткой и милостивой к ближним и в своем страдании ищет Бога. И Господь, отвечая на стремление Своего создания, обращается к душе и неизреченно утешает ее.
Если мы научимся правильно переносить скорби, то они станут для нас прекрасной возможностью приобретать добродетели, проявлять любовь ко Господу и обратятся для нас в радость.
Кто скорбел так, как Пречистая Божия Матерь, любившая Своего Сына и Бога больше жизни? Преподобный Силуан Афонский так пишет о любви Пресвятой Богородицы: «…При любви Божией бывают печали, и чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость апостолам и новому народу христианскому. Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына? Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям» [1]
Но как велика радость Царицы Неба и Земли, предстоящей Престолу Всемилостивого Господа! И Она всегда готова поделиться с нами Небесной радостью настолько, насколько мы способны ее воспринять. Ее пример и святоотеческое слово показывают нам путь к перенесению скорбей.
«Скорби и искушения полезны человеку, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – [они] делают душу благоискусной и твердой, если она мужественно, охотно, с упованием на Бога переносит все случающееся, с несомненной верой ожидая избавления от Господа и милости Его» [2] «Поэтому не будем унывать, когда случаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, Податель жизни нашей, все Домостроительство Свое во плоти совершил страданиями» [3].
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богочеловек провел земную жизнь свою в лишениях и скорбях. Этим он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия… Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает людям, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным. Они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления» [4].
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем образно разъясняет спрашивающему его совета человеку: «Ну как же ты читаешь Священное Писание и вдруг говоришь, что не можешь понять причину скорбей. “В мире скорбны будете, но мужайтесь...” Да и во что превратится человек без очистительных скорбей? Подумай. Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать» [5].
Никто не станет спорить с тем, что скорби болезненны и горьки, но как иначе исцелить страсти? Преподобный Серафим говорил, что страсти истребляются страданием и скорбью или произвольной, то есть подвижничеством, или посылаемой Божественным Промыслом. Часто у нас нет решимости подвизаться, и Господь, желая нас очистить, посылает скорби, которые не только сокрушают наш эгоизм и страсти, но способствуют исполнению заповедей Божиих и являются настоящей школой молитвы. С молитвой скорби переживаются по-другому, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло» [6].
Святые принимали Волю Божию со смирением. Они не только безропотно, но с радостью и любовью к Богу переносили скорби и благодарили за них Господа. Смиренное устроение души было основой их мужества и источником радости.
Будем же смиренно просить Господа о том, чтобы Он даровал нам помощь и научил переживать скорбные обстоятельства. Ибо скорбные они, по большей части, не для нас, а для наших страстей. А если мы скорбим от того, что не исправляемся, то не будем впадать в уныние, но обратимся к нашей Усердной Заступнице. И пусть, по Ее молитвам, Господь поможет нам приносить деятельное покаяние, приближаться к Нему и обретать в Нем истинную радость.
Игумения Викторина Перминова
Материал из архива сайта
Песнопение "Всех скорбящих Радосте" исполняет хор Богородице-Рождественского монастыря:
Примечания:
[1] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С. 370.
[2] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. II. С. 527.
[3] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3. С. 287.
[4] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. С 287, 317.
[5] Главное – быть с Богом. По трудам архимандрита Иоанна (Крестьянкина) http://fictionbook.ru/author/litagent_blagovest/glavnoe_byit_s_bogom_po_trudam_arhimandr/read_online.html
[6] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I. С. 546.