28 июля 2024 года исполняется 671 год со дня рождения князя Владимира Андреевича Храброго. Храбрый и великодушный князь Владимир Андреевич Серпуховской (1353–1410) родился в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси. Имя святого Владимира в то время уже появилось в русских святцах. Со 2-й половины XIV века почитание равноапостольного Владимира активно поддерживается московским великокняжеским домом. Во имя святого князя и был крещен Владимир Андреевич Храбрый, родившийся 15 июля (28 июля по н. ст.) 1353 года [1].
Матерью Владимира Андреевича была основательница нашей обители и духовная дочь преподобного Сергия Радонежского княгиня Мария Ивановна Серпуховская (в схиме Марфа; 1330-1389). Князь Владимир родился на сороковой день по смерти своего отца князя Андрея Ивановича. Младший сын великого князя Иоанна Калиты, Андрей Иванович прожил недолгую жизнь и умер 25-и летним от свирепствовавшей в то время по всей Европе чумы. Его супруга в 23 года осталась вдовой и не стала больше выходить замуж, но посятила себя молитве, доброделанию и воспитанию сына.
За победоносное завершение Куликовской битвы и подвижническую жизнь во славу Божию современники нарекли Серпуховского князя Храбрым, а также и Донским. Мужество – свойство добродетельных душ. Князь Владимир Андреевич Серпуховской, человек редких душевных качеств, был и мужественным и добродетельным. Воспетая в сказаниях жизнь князя Владимира являет собой образец жизни православного христианина. Известно о его воинской доблести, недюжинном уме государственного мужа, о его великодушии, кристальной честности и добропорядочности.
Владимир Храбрый с любовью относился к иноку и мирянину, князю и простому воину. Князь Владимир покровительствовал радонежским инокам – обитель Живоначальной Троицы была основана на землях, принадлежавших его матери и ему. С ним любили беседовать и преподобный Сергий – духовно опытный и мудрый наставник, и Феофан Грек – образованнейший человек своего времени [2].
Князь Владимир Андреевич часто бывал в Троицкой обители и постоянно оказывал ей помощь. Рано лишившись отца, он нашел отцов во Христе в лице игумена Сергия и митрополита Алексия, проявлявших о них с братом Димитрием постоянную заботу. Под благотворным влиянием святых и сформировался характер Владимира Андреевича – человека редких душевных качеств. Пример наставников помог молодому князю сделать правильный выбор в жизни, определиться, каким ему быть и чему следовать.
О пребывании Владимира Андреевича в Троицкой обители сохранились памятные свидетельства. Например, первый агиограф (составитель жития) Преподобного Сергия Епифаний Премудрый приводит такой фрагмент летописи Троицкой обители. Однажды игумен Сергий совершал в монастырском храме Божественную Литургию. В тот день ему сослужили родной брат Стефан, а также племянник и постриженик Феодор, будущий архиепископ Ростовский. Братия молилась, и среди нее – один из строжайших подвижников в монастыре Исаакий-молчальник. По свидетельству составителя жития этот «муж добродетельный весьма» для пользы братства получил откровение от Бога. Он видел в алтаре, вместе с тремя служившими, четвертого, в блистающих светом одеждах священника, лицо которого сияло как солнце. Преподобный Исаакий спросил стоявшего с ним рядом монаха – отца Макария, кто этот чудный муж. Макарий, видевший то же, что и брат Исаакий, ответил: «Не знаю, чадо, ужасное видение и несказанное я вижу, но думаю, чадо, что он с князем пришел». «Ведь тогда был Владимир в монастыре» − добавляет Епифаний, имея в виду князя Владимира Андреевича Серпуховского. Монахи спросили одного из людей князя, пришел ли с ними священник. Тот ответил отрицательно, и тогда братья убедились, что их игумену сослужил ангел Божий [3].
Серпуховской князь удивлял своих современников пламенной любовью к родной земле, преданностью в дружбе, верностью раз и навсегда данному слову, милостивым отношением к ближним и умением по-евангельски любить врагов. Им искренне восхищался литовский князь Ольгерд Гедиминович – соперник Руси, не раз вторгавшийся в пределы Московского княжества и осаждавший Москву. Он видел русского князя в разных жизненных обстоятельствах: на поле брани, в делах судебных (например, в деле с Тверским князем, в котором Ольгерд, по существу, выступил на суде ответчиком). Как человек несомненно умный, литовский князь наблюдал за русским князем и примечал в нем помимо «деловых» качеств и таланта полководца великую душу, глубокий ум, верное сердце. Поседевший в коварстве, хитрый и жестокий Ольгерд, при дворе которого пороки именовались добродетелями, а добродетели – слабостями, в своем противнике ценил душевную красоту и благородство и отдал за него в замужество свою дочь – Елену Ольгердовну.
Но выше всех побед, одержанных Владимиром Андреевичем, была его победа над самим собой: он отказался от суетной мирской славы, уступил первенство брату ради блага Руси и ради спасения собственной души. По сложившемуся в XI–XII веках порядку великое княжение после смерти великого князя переходило к старшему среди Рюриковичей. Это было основной причиной междоусобных братоубийственных войн. Московские князья были убежденными сторонниками наследования великого княжения от отца к сыну. В этом их поддерживал святитель Алексий, который много сил положил на то, чтобы великое княжение осталось за малолетним Димитрием Иоанновичем после неожиданной смерти его отца, так как видел в этом главное условие объединения русских земель вокруг Москвы и прекращения междоусобных войн.
Владимир Андреевич нашел в себе нравственные силы отказаться от своих бесспорных прав и поддержал Московского князя Димитрия в его твердом решении передать великокняжеский престол сыну. Будучи старшим в роду и двоюродным братом великого князя, он был законным наследником Московского престола после смерти Димитрия. Он был героем Куликова поля и пользовался уважением и любовью современников. Он имел все данные для того, чтобы стать выдающимся правителем. Всем этим пренебрег Владимир Храбрый ради высшего блага земли Русской. В договорной грамоте, которая была написана по этому случаю, сказано, что Владимир Андреевич признает Димитрия отцом, сына его Василия – братом старшим, Георгия – равным, а меньших сыновей великого князя – младшими братьями; всех же вообще – нас-ледниками великого княжества после смерти Димитрия [4]. Подписав этот договор, он сравнялся по своим заслугам перед отечеством с самыми знаменитыми русскими государями. С того времени кончились кровопролитные ссоры дядей и племянников и открылась дорога к объединению разрозненных русских княжеств в единое и сильное государство.
Великий князь Димитрий и его соратник Владимир Серпуховской много сил положили на обустройство Московского княжества, которое становилось центром государства. Они возводили новые города. Один из них – Серпухов, был основан Владимиром Андреевичем на месте одноименного поселения в 1374 году. Он повелел выстроить город из лучшей и прочнейшей в той местности древесины – дуба [5]. Князь Владимир Андреевич, наставляемый матерью, попросил преподобного Сергия основать в Серпухове монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Такие обители нередко основывали семейные пары в надежде обрести потомство. В это время у серпуховского князя все еще не было наследника [6]. Впоследствии он стал отцом большого семейства. Преподобный Сергий своей молитвой помог князю Владимиру с княгиней Еленой, как когда-то княгине Марии Ивановне. Их первый сын Иван появился на свет в 1381 г. Вслед за ним родились Семен, Ярослав, Андрей, Василий и Федор. Князь Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия Радонежского на крестины своего первенца, «и крести его Киприан митрополит, да игумен Сергий, преподобный старец» [7].
Для Серпуховской обители было выбрано место, называемое Высокое. Монастырь стал называться Высоцким. Основателем монастыря, по желанию князя, стал преподобный Сергий, который специально для этого приходил в Серпухов. Первым настоятелем был один из лучших учеников Троицкого игумена преподобный Афанасий. Серпуховской Высоцкий монастырь стал одним из самых благоустроенных монастырей на Руси. В обители действовал общежительный устав [8] и имелась одна из лучших библиотек святоотеческих книг.
Ранее во владениях Серпуховских князей, по указанию Царицы Небесной, в 1360-1362 годах основал монастырь святитель Алексий [9]. Эту обитель создавал его келейник преподобный Варлаам Серпуховской. Княгиня Мария и ее сын дали разрешение на постройку обители и оказали содействие. Летописец говорит, что Владимир Серпуховской вообще был князем, любящим монастыри и «честь велику взъдая мнишескому чину» [10].
Князь Владимир Андреевич принимал участие и в созидании нашей Богородице-Рождественской обители, которую основала его боголюбивая мать, где пригодился его опыт в области каменного зодчества, ведь он возвел столько храмов и обителей и, вместе с великокняжеской четой и княгиней Марией Серпуховской, участвовал в возведении первого каменного Московского Кремля [11].
О том, насколько духовно преуспел князь Владимир Андреевич, свидетельствует строка письма константинопольского патриарха Филофея, написанного им в 1370 году великому князю Дмитрию Ивановичу: «Также сын мне и брат твой князь Владимир, которого я очень люблю и высоко уважаю за его добродетели» [12]. Патриарх Филофей был духовным делателем, последователем святителя Григория Паламы, и его слова не являлись просто данью приличиям или некоторым дипломатическим ходом. Отзыв первосвятителя и подвижника – лучшая похвала матери, воспитавшей такого сына.
Достойный сын своей матери, князь Владимир Храбрый до конца дней верой и правдой служил великому князю Василию. Он умер в 1410 году, был оплакан русским народом и погребен в Архангельском соборе Московского Кремля [13].
Великодушный в мирной жизни и бесстрашный на поле брани, неизменно верный данному слову, Владимир Андреевич вполне оправдал надежды своей боголюбивой матери, княгини Марии Серпуховской, в чистом и честном вдовстве воспитавшей сына, достойного памяти его великих предков.
28 июля 2021 г.
Примечания:
[1] Православная Энциклопедия. Т. 8. Статья "Владимир (Василий) Святославович) https://www.pravenc.ru/text/159104.html
[2] Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Энциклопедия Куликова поля: Литературно-художественный журнал «Поле Куликово». Новомосковск Тульской области, 1996. С. 87.
[3] Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово. Сергиев Посад: СТСЛ, 2005. С. 138-140.
[4] По дошедшим до нас трем договорным грамотам известно, что князь Владимир Андреевич давал не одно крестное целование великому князю. Грамота, о которой говорится здесь – первая из трёх, подписана в 1362 году. Два других договора заключены были братьями в 1371 и 1389 годах.
[5] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 106. – Л. 313; Энциклопедия Куликова поля: Литературно-художественный журнал «Поле Куликово». Новомосковск Тульской области, 1996.
[6] Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. //mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/
[7] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 142 – Л. 335 об.; Приселков М.Д. Троицкая летопись. СПб. 2002. С. 421.
[8] См. Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 107-108. – Л. 313 об.-314.
[9] Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Владычин-Введенский монастырь. СПб., 1890-1907.
[10] См. Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 107. – Л. 313 об.
[11] Княгиня Мария Серпуховская с сыном откликнулась на просьбу великого князя Димитрия Донского помочь в строительстве каменных стен Кремля: были выделены средства и люди, и уже зимой 1366 года из каменоломни, находившейся недалеко от города, начали поставлять необходимый для крепостных сооружений материал. См. Морозова Л.Е. Святые угодницы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 250.
[12] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. IV. Приложение 11. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Книга третья. С. 425.
[13] Православная Энциклопедия. Т. 8. /Статья: Кучкин В.А. Владимир Андреевич Храбрый (Донской)/. http://www.pravenc.ru/text/159088.html