28 июля — день рождения князя Владимира Андреевича Храброго

Князь Владимир Андреевич Храбрый. Фрагмент росписи храма Серпуховского Высоцкого монастыря.

28 июля 2024 года исполняется 671 год со дня рождения князя Владимира Андреевича Храброго. Храбрый и великодушный князь Владимир Андреевич Серпуховской (1353–1410) родился в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси. Имя святого Владимира в то время уже появилось в русских святцах. Со 2-й половины XIV века почитание равноапостольного Владимира активно поддерживается московским великокняжеским домом. Во имя святого князя и был крещен Владимир Андреевич Храбрый, родившийся 15 июля (28 июля по н. ст.) 1353 года [1].

 Матерью Владимира Андреевича была основательница нашей обители и духовная дочь преподобного Сергия Радонежского княгиня Мария Ивановна Серпуховская (в схиме Марфа; 1330-1389). Князь Владимир родился на сороковой день по смерти своего отца князя Андрея Ивановича. Младший сын великого князя Иоанна Калиты, Андрей Иванович прожил недолгую жизнь и умер 25-и летним от свирепствовавшей в то время по всей Европе чумы. Его супруга в 23 года осталась вдовой и не стала больше выходить замуж, но посятила себя молитве, доброделанию и воспитанию сына.

 За победоносное завершение Куликовской битвы и подвижническую жизнь во славу Божию современники нарекли Серпуховского князя Храбрым, а также и Донским. Мужество – свойство добродетельных душ. Князь Владимир Андреевич Серпуховской, человек редких душевных качеств, был и мужественным и добродетельным. Воспетая в сказаниях жизнь князя Владимира являет собой образец жизни православного христианина. Известно о его воинской доблести, недюжинном уме государственного мужа, о его великодушии, кристальной честности и добропорядочности.

 Владимир Храбрый с любовью относился к иноку и мирянину, князю и простому воину. Князь Владимир покровительствовал радонежским инокам – обитель Живоначальной Троицы была основана на землях, принадлежавших его матери и ему. С ним любили беседовать и преподобный Сергий – духовно опытный и мудрый наставник, и Феофан Грек – образованнейший человек своего времени [2].

 Князь Владимир Андреевич часто бывал в Троицкой обители и постоянно оказывал ей помощь. Рано лишившись отца, он нашел отцов во Христе в лице игумена Сергия и митрополита Алексия, проявлявших о них с братом Димитрием постоянную заботу. Под благотворным влиянием святых и сформировался характер Владимира Андреевича – человека редких душевных качеств.  Пример наставников помог молодому князю сделать правильный выбор в жизни, определиться, каким ему быть и чему следовать.

Благословение преподобного Сергия. Хромолитография с картины А. Кившенко 1879 г.

 О пребывании Владимира Андреевича в Троицкой обители сохранились памятные свидетельства. Например, первый агиограф (составитель жития) Преподобного Сергия Епифаний Премудрый приводит такой фрагмент летописи Троицкой обители. Однажды игумен Сергий совершал в монастырском храме Божественную Литургию. В тот день ему сослужили родной брат Стефан, а также племянник и постриженик Феодор, будущий архиепископ Ростовский. Братия молилась, и среди нее – один из строжайших подвижников в монастыре Исаакий-молчальник. По свидетельству составителя жития этот «муж добродетельный весьма» для пользы братства получил откровение от Бога. Он видел в алтаре, вместе с тремя служившими, четвертого, в блистающих светом одеждах священника, лицо которого сияло как солнце. Преподобный Исаакий спросил стоявшего с ним рядом монаха – отца Макария, кто этот чудный муж. Макарий, видевший то же, что и брат Исаакий, ответил: «Не знаю, чадо, ужасное видение и несказанное я вижу, но думаю, чадо, что он с князем пришел». «Ведь тогда был Владимир в монастыре» − добавляет Епифаний, имея в виду князя Владимира Андреевича Серпуховского. Монахи спросили одного из людей князя, пришел ли с ними священник. Тот ответил отрицательно, и тогда братья убедились, что их игумену сослужил ангел Божий [3].

Прп. Сергий во время Божественной Литургии сподобился видимого сошествия Святого Духа в образе огня на Святые Дары и сослужения Ангела. Икона мон. Иулиании (Соколовой)

  Серпуховской князь удивлял своих современников пламенной любовью к родной земле, преданностью в дружбе, верностью раз и навсегда данному слову, милостивым отношением к ближним и умением по-евангельски любить врагов. Им искренне восхищался литовский князь Ольгерд Гедиминович – соперник Руси, не раз вторгавшийся в пределы Московского княжества и осаждавший Москву. Он видел русского князя в разных жизненных обстоятельствах: на поле брани, в делах судебных (например, в деле с Тверским князем, в котором Ольгерд, по существу, выступил на суде ответчиком). Как человек несомненно умный, литовский князь наблюдал за русским князем и примечал в нем помимо «деловых» качеств и таланта полководца великую душу, глубокий ум, верное сердце. Поседевший в коварстве, хитрый и жестокий Ольгерд, при дворе которого пороки именовались добродетелями, а добродетели – слабостями, в своем противнике ценил душевную красоту и благородство и отдал за него в замужество свою дочь – Елену Ольгердовну.

Памятник князю Владимиру Андреевичу Храброму. https://yandex.ru/Maps/org/vladimir_khrabry/

  Но выше всех побед, одержанных Владимиром Андреевичем, была его победа над самим собой: он отказался от суетной мирской славы, уступил первенство брату ради блага Руси и ради спасения собственной души. По сложившемуся в XI–XII веках порядку великое княжение после смерти великого князя переходило к старшему среди Рюриковичей. Это было основной причиной междоусобных братоубийственных войн. Московские князья были убежденными сторонниками наследования великого княжения от отца к сыну. В этом их поддерживал святитель Алексий, который много сил положил на то, чтобы великое княжение осталось за малолетним Димитрием Иоанновичем после неожиданной смерти его отца, так как видел в этом главное условие объединения русских земель вокруг Москвы и прекращения междоусобных войн.

  Владимир Андреевич нашел в себе нравственные силы отказаться от своих бесспорных прав и поддержал Московского князя Димитрия в его твердом решении передать великокняжеский престол сыну. Будучи старшим в роду и двоюродным братом великого князя, он был законным наследником Московского престола после смерти Димитрия. Он был героем Куликова поля и пользовался уважением и любовью современников. Он имел все данные для того, чтобы стать выдающимся правителем. Всем этим пренебрег Владимир Храбрый ради высшего блага земли Русской. В договорной грамоте, которая была написана по этому случаю, сказано, что Владимир Андреевич признает Димитрия отцом, сына его Василия – братом старшим, Георгия – равным, а меньших сыновей великого князя – младшими братьями; всех же вообще – нас-ледниками великого княжества после смерти Димитрия [4].  Подписав этот договор, он сравнялся по своим заслугам перед отечеством с самыми знаменитыми русскими государями. С того времени кончились кровопролитные ссоры дядей и племянников и открылась дорога к объединению разрозненных русских княжеств в единое и сильное государство.

 Великий князь Димитрий и его соратник Владимир Серпуховской много сил положили на обустройство Московского княжества, которое становилось центром государства. Они возводили новые города. Один из них – Серпухов, был основан Владимиром Андреевичем на месте одноименного поселения в 1374 году. Он повелел выстроить город из лучшей и прочнейшей в той местности древесины – дуба [5]. Князь Владимир Андреевич, наставляемый матерью, попросил преподобного Сергия основать в Серпухове монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Такие обители нередко основывали семейные пары в надежде обрести потомство. В это время у серпуховского князя все еще не было наследника [6].  Впоследствии он стал отцом большого семейства. Преподобный Сергий своей молитвой помог князю Владимиру с княгиней Еленой, как когда-то княгине Марии Ивановне. Их первый сын Иван появился на свет в 1381 г. Вслед за ним родились Семен, Ярослав, Андрей, Василий и Федор. Князь Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия Радонежского на крестины своего первенца, «и крести его Киприан митрополит, да игумен Сергий, преподобный старец» [7].

Зачатьевский собор Серпуховского монастыря. https://school1208.ru/raznoe/1225-dostoprimechatel-nosti-serpuhov.html#i-20

 Для Серпуховской обители было выбрано место, называемое Высокое. Монастырь стал называться Высоцким. Основателем монастыря, по желанию князя, стал преподобный Сергий, который специально для этого приходил в Серпухов. Первым настоятелем был один из лучших учеников Троицкого игумена преподобный Афанасий. Серпуховской Высоцкий монастырь стал одним из самых благоустроенных монастырей на Руси. В обители действовал общежительный устав [8] и имелась одна из лучших библиотек святоотеческих книг.

  Ранее во владениях Серпуховских князей, по указанию Царицы Небесной, в 1360-1362 годах основал монастырь святитель Алексий [9]. Эту обитель создавал его келейник преподобный Варлаам Серпуховской. Княгиня Мария и ее сын дали разрешение на постройку обители и оказали содействие. Летописец говорит, что Владимир Серпуховской вообще был князем, любящим монастыри и «честь велику взъдая мнишескому чину» [10].

 Князь Владимир Андреевич принимал участие и в созидании нашей Богородице-Рождественской обители, которую основала его боголюбивая мать, где пригодился его опыт в области каменного зодчества, ведь он возвел столько храмов и обителей и, вместе с великокняжеской четой и княгиней Марией Серпуховской, участвовал в возведении первого каменного Московского Кремля [11].

А.М. Васнецов. Белокаменный Кремль Димитрия Донского.

 О том, насколько духовно преуспел  князь Владимир Андреевич, свидетельствует строка письма константинопольского патриарха Филофея, написанного им в 1370 году великому князю Дмитрию Ивановичу: «Также сын мне и брат твой князь Владимир, которого я очень люблю и высоко уважаю за его добродетели» [12]. Патриарх Филофей был духовным делателем, последователем святителя Григория Паламы, и его слова не являлись просто данью приличиям или некоторым дипломатическим ходом. Отзыв первосвятителя и подвижника – лучшая похвала матери, воспитавшей такого сына.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Вид со стороны северного придела. под которым погребена схимонахиня Марфа (княгиня Мария Серпуховская). Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.

 

 Достойный сын своей матери, князь Владимир Храбрый до конца дней верой и правдой служил великому князю Василию. Он умер в 1410 году, был оплакан русским народом и погребен в Архангельском соборе Московского Кремля [13].

 Великодушный в мирной жизни и бесстрашный на поле брани, неизменно верный данному слову, Владимир Андреевич вполне оправдал надежды своей боголюбивой матери, княгини Марии Серпуховской, в чистом и честном вдовстве воспитавшей сына, достойного памяти его великих предков.

28 июля 2021 г.

 

Примечания:

[1] Православная Энциклопедия. Т. 8. Статья "Владимир (Василий) Святославович) https://www.pravenc.ru/text/159104.html 

[2] Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Энциклопедия Куликова поля: Литературно-художественный журнал «Поле Куликово». Новомосковск Тульской области, 1996. С. 87.

[3] Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово. Сергиев Посад: СТСЛ, 2005. С. 138-140.

[4] По дошедшим до нас трем договорным грамотам известно, что князь Владимир Андреевич давал не одно крестное целование великому князю. Грамота, о которой говорится здесь – первая из трёх, подписана в 1362 году. Два других договора заключены были братьями в 1371 и 1389 годах.

[5] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 106. – Л. 313; Энциклопедия Куликова поля: Литературно-художественный журнал «Поле Куликово». Новомосковск Тульской области, 1996.

[6] Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. //mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/

[7] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 142 – Л. 335 об.; Приселков М.Д. Троицкая летопись. СПб. 2002. С. 421.

[8] См. Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 107-108. – Л. 313 об.-314.

[9] Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Владычин-Введенский монастырь. СПб., 1890-1907.

[10] См. Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 107. – Л. 313 об.

[11] Княгиня Мария Серпуховская с сыном  откликнулась на просьбу великого князя Димитрия Донского помочь в строительстве каменных стен Кремля: были выделены средства и люди, и уже зимой 1366 года из каменоломни, находившейся недалеко от города, начали поставлять необходимый для крепостных сооружений материал. См. Морозова Л.Е. Святые угодницы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 250.

[12] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. IV. Приложение 11. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Книга третья. С. 425.

[13] Православная Энциклопедия. Т. 8. /Статья: Кучкин В.А. Владимир Андреевич Храбрый (Донской)/. http://www.pravenc.ru/text/159088.html