В конце июля на подворье обители продолжаются сельскохозяйственные работы. Начинается сбор урожая; продолжаются полив, прополка, уход за овощными культурами, садом, пасекой. В жаркие дни июля были и дожди: благодарим Господа, без Которого мы ничего не можем совершить.
Сестры стараются совершать всякое дело с молитвой, призывая в трудах помощь Божию.
"Не бойся труда и не говори: «Не обессилеть бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями угождали Богу,"- призывает преподобный Ефрем Сирин.
"Тело, трудящееся над делом, удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти, - говорит преподобный Нил Синайский. - Отказывающиеся от рукоделий под предлогом, что должно непрестанно молиться, на самом деле и не молятся. Они тем самым, чем думают в праздности доставить душе свободу от забот, запутывают ее в лабиринте неисходных помыслов и через то делают ее неспособною к молитве".
По словам святителя Иоанна Златоуста, "через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души, и будем помогать нуждающимся, и не станем беспокоить двери других, и исполним закон Христов, который говорит: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35)".
Напоминая о том, что за труд получат воздаяние только те, кто совершает его в духе смирения, преподобный Макарий Оптинский пишет: " «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» (Пс. 24:18), – говорит пророк. Труд – наш посев, а надо плоды найти: мир, любовь, кротость, смирение и прочее; все находится при прохождении нами послушаний, ибо там случаются укоризны, досады, неудобство, препятствие; когда их принимаем с самоукорением, терпением и смирением, тогда смягчается наша самолюбивая часть и мы получаем свободу от страстей, – любим не только ближних, но и врагов, вот в этом-то и польза от трудов!"
Новомученик Церкви Русской священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, говорит об этом так: "У иного человека гордость находит себе пищу в постоянно «деловом» настроении и занятости, возбуждающих в человеке гордое сознание и услаждение мыслью о великой пользе, приносимой окружающему обществу. Забывает такой человек об апостоле, более всех потрудившемся, и однако говорившем о себе, что он только насаждал и поливал, возращал же всё Бог (1 Кор. 15: 10; 3: 6).
Вот почему и Господь, и святые апостолы так часто предостерегали верующих от гордости. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3), – начал Господь изображение совершенства и блаженства евангельского и часто повторял, что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18: 14). Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать... наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 5: 26; 6: 1), – повторяет святой апостол Павел. Только тот прочно построил дом свой, то есть твердое основание положил жизни духовной, кто, как говорит Господь, копал и углубился, прежде чем положить основание (Лк. 6: 48), то есть, по духовному изъяснению отцов подвижников, смирение положил в основу своих подвигов духовных и добродетелей. Только слез теченьми и иже из глубины воздыханиями, идущими от искреннего сердца можно возделать ниву души и во сто трудов уплодоносить ее".
Да поможет нам Господь в духе смирения совершать всякое дело и благодарить Его за все!
25 июля 2024 г.