Мы празднуем память Первоверховных апостолов Петра и Павла – двух святых, у которых до встречи со Христом жизненный путь складывался по-разному, сильно отличавшихся друг от друга свойствами характера и воспитанием. Тем не менее, они едины в Боге и совершали одно дело Божие. Церковь прославляет их как равным образом потрудившихся во благовестии Христовом.
Господь не сотворил людей одинаковыми, и в этом есть высокий смысл и красота. И каждый человек имеет возможности для спасения и духовного совершенствования. Многогранен мир, многогранен человек, но в большей степени обширен и многогранен Божественный закон, о котором Писание говорит: «Широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118, 96). Ветхозаветные заповеди углубляются и расширяются в Новом Завете. Дух всего Христова закона – это дух любви, смирения и кротости.
Господь обращается к каждому из нас с призывом: «Сыне... даждь Ми сердце твое» (См. Прит. 23:26). Он желает, чтобы мы открыли свое сердце для Него, то есть доверились Ему, послушались Его слова, исполняли Его волю, выраженную в заповедях, которые, как драгоценный жемчуг, рассыпаны по всему Священному Писанию. Именно в таком духе совершалась жизнь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, оставивших нам свои Послания и пример жизни.
Симон, сын Ионы, был рыбаком. Его простое, но чуткое сердце имело в себе искреннюю веру, которую Христос сделал глубокой и пламенной. Будущий апостол обладал многими прекрасными качествами. Он был способен к жертвенности и послушанию, мог последовать доброму порыву души. Господь воспользовался этими свойствами ученика для его же спасения. Более того, Он помог ему понять, что не собственными силами, а Божественной благодатью совершается все доброе. Порыв может иссякнуть, а жизнь духовная требует постоянства, которое возможно лишь при помощи Свыше.
По самонадеянности, а также по другим ошибочным побуждениям, человек может утратить благодать. Лишившись благодати, он ничего доброго без Бога делать не может. В силу своего падшего естества, сам человек только ошибается и согрешает, и может падать все ниже, пока не смирится, не покается и этим не приблизит к себе вновь благодать Божию.
Обращаясь к будущему Первоверховному Апостолу, Христос подчеркивал, что не плоть и кровь открыли ему о Нем, но Отец Небесный. Господь показывал ученику, как сильно тот нуждается в Божественной помощи, говорил о необходимости трезвения и молитвы. Пламенея любовью к Спасителю, апостол Петр считал себя настолько преданным Учителю, что не мог и помыслить об отречении о Него. Был ли Он преданным Христу? Безусловно! И он действительно готов был умереть за своего Господа. Но он понадеялся на собственную преданность, на свои слабые силы, которые без благодатной помощи ничего не значат. И в критический момент Господь попустил ученику пережить падение, показавшее, насколько человек сам по себе слаб и немощен. Но, по милости Божией, это событие вызвало в душе ученика Христова великое покаяние, которое он пронес через всю жизнь.
Спаситель нарек своего ученика Петром – камнем веры. Горячая, живая вера апостола, его глубокое познание своей немощи и покаяние стали краеугольным камнем и для него самого, и для Церкви.
А Савл был одним из образованнейших людей своего времени. Это видно из прекрасного слога и ясного изложения мыслей в его Посланиях. До обращения ко Христу он был фарисеем, ревнителем Моисеева закона. Посчитав христианство новым заблуждением, Савл стал ревностным гонителем христиан. Тогда он был человеком, которому еще не открылась Божественная истина.
Тот, кто по-человечески думает, что добродетелен и знает истину, кто упорствует в своих понятиях, нередко оказывается в тупике. Ведь он всего лишь человек, который думает, что видит, но, оказывается, что он слеп. Он считает, что за ним правда и сила, но, на самом деле, «идет против рожна», и ему самому от этого тяжело. Седцеведец-Господь видел немало доброго в душе Савла, видел и то, что он сможет воспринять и впоследствии передать другим Его слово и дух Христов. Господь чудесно открылся Ему на пути в Дамаск.
После Божественного откровения, Савл глубоко осознал свою духовную слепоту, неправоту и человеческую немощь. В покаянии и смирении он спросил явившегося Христа: «Господи, что повелишь мне делать?» Этот прекрасный вопрос явил смиренное состояние духа, в котором сердце человека открылось для Бога. И Господь повел Савла, ставшего апостолом Павлом, по крестному, но радостному от Божественного Присутствия и любви пути.
Апостол Павел отверг мирское мудрование, попрал житейскую гордость, отказался от жизни по страстям. Свои обширные знания, образование и всего себя он поверг к ногам Христовым, чтобы Господь творил из него то, что пожелает. В силу любви к Богу, апостол говорил не только о недоверии самому себе, но и о безумии ради Христа. Он смог так довериться Господу и научиться творить Его волю, что стал Первоверховным апостолом, хотя считал себя самым последним. Он всегда помнил, что был гонителем Церкви Божией, и приносил в этом покаяние. О понесенных трудах и борьбе, которую он выдержал, апостол говорит в Посланиях не так много, как мог бы сказать, и это немногое говорит только ради Славы Божией и пользы паствы, но сказанное впечатляет. Все скорбные, смиряющие жизненные обстоятельства святой Павел воспринимал как ниспосланные от Бога.
Сподобившись величайших откровений, имея внутри себя Царствие Божие, апостол понимал, что сам по себе он – ничто, поэтому приписывал все благое исключительно действию Божественной благодати. Все это вызывает доверие словам апостола как богодухновенным и сказанным от опыта.
Вчитаемся в Апостольские Послания. Все написанное в них раскрывает для нас заповеди Евангелия. Слова Апостолов являются заветами на все времена. Из них мы знаем о том, какой должна быть наша вера, каковы свойства истинной любви. Из них мы научаемся носить тяготы друг друга, деятельно любить враждующих против нас, быть внимательными к внутренней жизни, видеть свои согрешения, не осуждать ближних, всегда духовно радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить и многому другому. И самое главное – мы воспринимаем из них дух Христов. Мы сможем наполниться этим духом, но только тогда, когда перестанем жить по страстям, а начнем исполнять написанное в Евангелии и Апостольских Посланиях. Если мы начнем это делать, то само дело научит нас, а Господь, видя наше стремление, обязательно поможет. Ведь и сами апостолы начинали духовную жизнь с первых ее шагов – с самых простых вопросов, которые не боялись задавать, с желания творить волю Божию, с доверия и послушания Богу в повседневной жизни. Таким образом, они постепенно достигли духовных высот, и на каждом этапе все более смирялись и понимали, что не они сами, а Господь действует в их жизни и дарует им преуспеяние.
Апостолы – смиренные труженики Божией нивы – жили с миром в душе и созидали мир вокруг себя. Их святыми молитвами, да поможет и нам Господь следовать их примеру, стремиться жить по духу Христову и учиться приносить духовный плод любви, радости, мира, долготерпения, веры, милосердия, кротости, воздержания.
Игумения Викторина (Перминова)
Материал из архива сайта