Это воскресенье посвящено Церковью всем святым, и поэтому хотелось бы поговорить с вами о святых и святости. Святые – наши покровители и великие помощники на пути к Богу. Их заступничеством держится мир. Мы чувствуем их любовь и постоянную помощь, поражаемся и воодушевляемся их подвигами. Но, к сожалению, нам часто кажется, что лично для нас святость – это что-то недостижимое, и «это история не про нас».
Конечно же, никто не призывает нас «копировать» подвиги святых или становиться сразу такими же, как они (это, по словам преподобного Иоанна Лествичника, даже и не безопасно). Если мы смиренно осознаем, что имеем множество грехов и подвержены страстям, это хорошо. Но, при осознании своей греховности, мы можем и должны стремиться к святости, достижение которой возможно для каждого. И, прежде всего, нужно понять, в чем неправильны наши представления о святости.
Нам часто кажется, что святые – это особенные люди, которые такими и родились, или же родились в благочестивых семьях, «от доброго корене». На самом деле, святые являются такими же людьми, как и мы. Не всегда святые рождались и воспитывались в благочестивых семьях. Хотя правильно заложенное основание много значит для дальнейшей жизни человека, это отнюдь не единственное условие святости. При желании, человек может, с Божией помощью, с советом духовного наставника, заложить доброе основание в любой период жизни.
А что же полагается в основание? Принятие воли Господа, покаяние, исполнение заповедей Божиих и послушание, от которых рождается смирение. Начинать упражняться в добродетелях никогда не поздно. Преподобная Мария Египетская начала путь к святости после многих лет греховной жизни. Читая ее известное житие, мы слышим из уст святой краткий, но пронзительный рассказ о ее нелегкой борьбе с грехом в пустыне. Бывший разбойник преподобный Моисей Мурин стал великим преподобным отцом. Преподобная Зоя, тронутая самоотверженной борьбой с грехом старца Мартиниана, навсегда оставила блудный грех и достигла высот в духовной жизни. Блаженная Таисия, вняв увещанию преподобного Иоанна Колова, в одно мгновение изменила жизнь и за свою решимость молниеносно вошла в Царство Небесное. И примеров можно привести еще множество.
Также нам кажется, что святые никогда не делали ошибок, и у них не случалось греховных падений. Читая Священное Писание и жития святых, мы понимаем, что это далеко не так. Автор покаянного псалма и других богодухновенных псалмов пророк Давид впал в тяжкие грехи, которых не скрывает Писание. Первоверховный Апостол Петр, особенно преданный Христу, многому научившийся от Божественного Наставника, имевший горячую веру, отказался от своего Учителя, взятого на неправедный суд. Читая Евангельские строки и Книгу Деяний, где повествуется о Петре, мы видим, прежде всего, человека, не только с величием его духа и веры, но и с его слабостями. Мы видим человеческие черты и слабости других учеников Христовых.
В житиях мы подчас встречаем рассказ о сильных падениях людей, которые истинно веровали и подвизались. Это и великомученик Иаков Персянин, по страху принесший вместе с персидским царем жертву идолам; и преподобный Иаков Пустынник, подвижник и постник, совершивший два тяжких греха по отношению к исцеленной им же от беснования девушке; и преподобный Малх Сирийский, нарушивший благословение игумена и ушедший из обители, чтобы повидаться с овдовевшей матерью, что повлекло за собой цепь последствий, и многие другие.
Как же, при таких падениях, можно впоследствии достичь святости? Дело в том, что наши падения в большинстве случаев предваряют скрытые гордость и самонадеянность. Вслед за совершением греха, враг пытается ввергнуть человека в происходящие от гордости состояния уныния и отчаяния, чтобы согрешивший никогда не покаялся. Но святые, некогда подвергшиеся падениям, не стали пребывать ни во грехе, ни в отчаянии. Они отвергли уныние, смирились и покаялись. Угодники Божии обратились ко Господу, встали от падения и пошли далее путем исполнения воли Божией.
В своей жизни святые оставили нам множество уроков, и прежде всего – как бороться со страстями и избегать греховных падений. Мы не должны надеяться на себя, а смиренно просить помощи Свыше и совета наших духовных наставников. От послушания рождается смирение, а чем более человек смиряется, тем более преуспевает. Мы должны также стараться делать то, что противоположно страстям. И, если в борьбе мы упали и получили греховную рану, то необходимо встать – то есть покаяться и продолжать подвизаться.
Часто подвиги святых нам кажутся сверхъестественными и практически неисполнимыми. Повторю, что никто не призывает копировать эти подвиги. Нужно понять источник и мотивы подвижничества и обратить внимание на его дух. Это Евангельский дух любви к Богу и ближним, дух смирения и кротости. Святые так сильно любили Бога, что не знали, чем еще выразить свою любовь. Они так любили ближних, что полагали за них души. Они так смиряли себя, что не на словах, а на деле, ощущали себя хуже всех, готовы были всем послужить и всем уступить. Вот этому-то духу мы и можем подражать, а форму подвига укажет каждому воля Божия в конкретных жизненных обстоятельствах. И нужно помнить, что подвиг вне послушания принесет горькие плоды – совсем не те, которых человек ожидает.
Что же такое святость? Это не заоблачные выси, не какое-то усладительное или мечтательное состояние, которое часто ищет человек по своим страстям и которое может привести его к прелести. Святость – это реальное пребывание человека с Богом, соединение с Ним, это Царствие Божие внутри нас. Мы можем «восходить от силы в силу», если будем пребывать в послушании и смирении и исполнять Божии заповеди, которые вкратце заключаются в двух – любви к Богу и ближним. Этим путем шли святые угодники Божии, жившие на земле и бывшие людьми, как и мы с вами, но ставшие «земными ангелами и небесными человеками».
Игумения Викторина (Перминова)
Материал из архива сайта