24 июня 2023 года, в День Святого Духа, наша обитель, в которой один из престолов посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов, встретила престольный праздник. За праздничным богослужением, совершенным монастырским духовенством, молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и наши прихожане.
Перед Божественной Литургией был совершен традиционный водосвятный молебен.
После службы, по традиции, состоялся крестный ход. Эта часть духовного торжества благодатна и радостна для молящихся. Такое молитвенное шествие воодушевляет участников надеждой на милость Божию. чувством Вездеприсутствия Господа и соединения Неба с землей в прославлении Бога, духовного единства с ближними. На второй остановке, у алтарной части храма, читается зачало Святого Евангелия: слово Божие всегда обращено к глубинам человеческого сердца и вдохновляет к деланию всего благого и спасительного. На каждой остановке совершается окропление святой водой.
Когда в 1847 году этот придел был освящен, святитель Филарет Московский произнес проповедь, в которой сказал: "Между тем, как боголюбивые подвизаются, чтобы создать, или лучше прежнего пересоздать, украсить, освятить храм Богу, Апостольское слово указывает нам инаго рода храм Божий, кажется, совсем готовый. И как близко! В лице каждого христианина, в собственном теле нашем. «Не весте ли, – говорит, – яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» И еще: «или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть» (1Кор. 6:19)?
Апостол говорит о сем, как о деле весьма известном: «не весте ли? или не весте?» Неужели вы не знаете? Но сомнительно, все ли мы довольно знаем, каким образом христианин есть храм Божий? И если это так, и следственно мы очень богаты нерукотворенными живыми храмами Божиими: то можно спросить, для чего созидаем и освящаем рукотворенные храмы Божии? Пусть же сии вопросы введут нас в размышление.
Сущность храма Божия составляет особенное благодатное присутствие Божие. Говорю: особенное благодатное присутствие Божие, различая сие от общего вездеприсутствия Божией силы творческой и промыслительной во всех сотворенных существах... Посему, если надобно и человеку быть храмом Божиим: то надобно, чтобы вселился в него, и пребывал в нем Бог".
Перечисляя образы вхождения в человека Божественной благодати через Таинства Церкви и добрую христианскую жизнь, святитель Филарет говорит: "Благодатная сила открывает себе вход в человека чрез любовь к Богу, и Христу, и чрез соблюдение слова Его, то есть, Его учения и заповедей: в сем нас обнадеживает также собственное слово Христово: «аще кто любит Мя, слово мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему пpиидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
Благодатная сила приемлется человеком при содействии молитвы: ибо при молитве, совершаемой смиренным умом в глубине сердца, нерассеянной, прилежной, чистой, «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26).
Видите, как обильно и разнообразно действует всеблагий Бог, изобретая посредства, пролагая пути, отверзая входы, чтобы внити и вселиться в человека. Это потому, что самым сильным хотением хощет Он соделать человека Своим храмом. Это для того, чтобы человек имел самую полную удобность соделаться храмом Божиим".
Да поможет и нам Господь становиться Его храмами и сподобиться вселения преизобильной благодати Святого Духа!
24 июня 2024 г.
Фото: Инна Симоненко
Цитата приводится по источнику: Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово по освящении храма Святаго Духа, в Рождественском монастыре. (Говорено Сент. 18, 1847 г.; напечатано в Твор. Св. От. l848 г. и в собр. 1861 г.) https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/219