Праздник Вознесения Господня обращает мысли и сердца к Небу. Говоря о вышнем, Горнем мире, Священное Писание и Отцы Церкви не подразумевают видимое, физическое небо, но Небо духовное – Божественное Царство правды и любви.
Господь Иисус Христос взошел на Небо и вознес человеческое естество. Может ли быть большая любовь по отношению к падшему и оскорбившему Бога человеку, чем сойти в место его страданий, стать таким как он, кроме греха, умереть за него, а потом взойти с его естеством на Небо и воссесть одесную Бога Отца?
Событие Вознесения – радостное и грустное одновременно. Ведь ученики Христовы, как и все человечество, расстаются со Своим Спасителем, Которого не увидят уже здесь, на земле, с Которым не будут больше общаться как с близким Человеком. Апостолы не смогут уже задавать Ему волнующие вопросы и разрешать недоумения в личном общении. Единение с Господом не прерывается, общение будет духовным. Но радость о неизреченной Небесной Славе Учителя соединена с неизбежной для людей грустью расставания и разлуки.
Когда, по Вознесении Господа, Его последователи стояли и смотрели на небо, переживая происходящее, им явились Ангелы. И, как рассуждают об этом Святые Отцы, например, святитель Иоанн Златоуст, ученики настолько любили Господа, что никогда не ушли бы с места Его Вознесения, если бы им не повелели Ангелы. Небесные посланники обратили мысль апостолов ко Второму Пришествию Христа. Эта весть послужила одновременно утешением и напоминанием того, о чем говорил и чему учил Спаситель.
Жизнь человеческого сердца, до самых его глубин, известна Господу. В день Страшного Суда Праведный Судия будет взирать на намерения и расположения сердца. Все наши деяния имеют начало в сердце. По слову Христа, «от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства, хулы» (Мф. 15, 19) Но это же сердце может вместить Небо, стать храмом Живого Бога, обителью Святого Духа. Без Бога мы не можем ни победить страсти, ни исполниться Духа, но именно мы выбираем, что мы желаем иметь в сердце.
Самое удивительное и прекрасное – то, когда человек отдает сердце Богу, и Господь начинает в нем действовать, очищая от страстей, а затем воцаряясь в нем и освящая человеческое естество. Самым большим чудом является изменение и исправление жизни человека, который, с Божией помощью, побеждает страсти и становится сосудом Святого Духа.
Господь вел Своих апостолов к тому, чтобы они получили дары Духа Святого для созидания в душах человеческих Царстивия Божия. И перед тем, как ниспослать Святого Духа, Господь повелел им оставаться вместе в Иерусалиме. Там ученики и ученицы Христовы единодушно пребывали в молитве. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: ««Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами» Прекрасно! Молитва – сильное оружие среди искушений. Этому, с одной стороны, они уже были достаточно научены самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение: потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев» [1]. Последователи Христовы испытывали различные человеческие чувства, но их объединяла любовь к Спасителю и друг ко другу, а также молитва. Единение в любви и молитве, стремление быть с Господом стали той благодатной нивой, на которую сошла благодать Духа.
Господь желает пребывать с нами вечно. Он провозглашает любящим Его: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». А когда с нами Бог, то ничего не страшно, и нет ничего непреодолимого. «Вся могу о укрепляющем мя Христе» (Фил. 4, 13), – свидетельствует апостол Павел.
Но Творец человека не нарушает его свободы. Если мы удаляемся от Бога, то чувствуем себя Им оставленными. Приснопамятный архиепископ Алексий (Фролов) как-то рассказывал нам: «Я видел такую надпись на дореволюционной открытке. Привожу ее не совсем дословно. На открытке была изображен Спаситель и написано: «Я – Путь, а вы не идете по Мне. Я – Истина, а вы Мне не следуете. Я – Жизнь, а вы не живете по Моим заповедям. Если вы несчастны, так не вините же Меня!» А если мы стремимся к Богу, то и Он приближается к нам Своей благодатью и милостью.
Будем же помнить о том, что лучше для нас пребывать с Богом, а не вдали от Него. И, если в чем-то согрешим, то постараемся возвратиться ко Господу покаянием, горячей молитвой, послушанием Его воле; постараемся относиться с любовью к людям, особенно к тем, кто причиняет нам боль и неприятности, ибо мы этим подражаем Христу. Воззовем к Нему словами церковной молитвы: «Не остави нас сирых, Господи! Да приидет Твой Дух, носяй мир мирови. Покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче». И Господь явит в нашей жизни чудеса Своей милости и человеколюбия.
Игумения Викторина (Перминова)
Материал из архива сайта
Примечания:
[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1903. Том 9, Книга 1, Беседы на Деяния Апостольские, с. 5-478.
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/3
Икона Вознесения Господня взята с сайта Православие.ru