Воскресная проповедь. «Для того, чтобы быть настоящим человеком и христианином, необходимо осознанное исполнение заповедей, совершаемое от всего сердца» 

9 июня 2024 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря  иерей Димитрий Саверин. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане.

 После Божественной Литургии был совершен пасхальный крестный ход - последний в этом году воскресный крестный ход до Отдания Пасхи. По завершении крестного хода иерей Димитрий обратился к молящимся с проповедью:

 "Мы слышали Евангельское чтение о человеке, который от рождения был слепым и получил от Христа чудо исцеления - чудо прозрения. Это длинное чтение занимает почти всю девятую главу Евангелия от Иоанна. В нем много Евангельской премудрости и Божественных смыслов, но сейчас мы затронем только один аспект. Человек, которого исцелил Спаситель, был слеп и прозрел. В связи с этим книжниками и фарисеями было проведено целое расследование. И получилось, что те, кто проводил это расследование, по итогу стали слепы, а исцеленный от физической слепоты прозрел и духовно. Мы слышали, что сначала бывший слепец говорил о том, что Человек по имении Иисус сделал брение и отверз ему очи. Потом он сказал о Христе: "Это Пророк". В завершении же исцеленный исповедал Спасителя Сыном Божиим. И действительно, мы видим, как от силы в силу возрастает духовная мудрость человека, отверзаются его духовные очи, в то же время мы видим, как те, кто призван видим, как те, кто призван вести народ к святости по пути духовной жизни, проявляют себя абсолютно слепыми людьми.

Мы понимаем, что слепота телесная - это страшная вещь. Человек не видит ни солнца, ни зелени деревьев, ни красоты Божиего мира, и он зачастую нуждается в помощи другого человека. Но слепота духовная еще страшнее, и она опаснее тем, что человек думает, что видит, а на самом деле является незрячим. Кто-то из святых сказал, что духовную слепоту можно уподобить состоянию человека, находящегося в темном доме, куда не проникает свет, и где он не видит самого себя. Так стесненная беззакониями душа не видит своей красоты. Духовная слепота человека заключается и в том, что он простирает свой взгляд не далее земной жизни. Взгляд и мысли его становятся все менее глубокими, более поверхностными. Он стремится испытать как можно больше земных радостей и удовольствий, и как можно больше избежать страданий. Но в результате жизнь для человека обесценивается.

 Вспоминается история о том, как один человек не желал оставлять наследства своему ленивому сыну до тех пор, пока тот сам, своими трудами не заработает денег. В первый раз юношу пожалела мать и дала ему денег. Когда юноша принес деньги отцу, он бросил их в огонь. Сын спокойно стоял и смотрел как они сгорают, а потом пошел к матери и сказал, что отец ему не поверил. Во второй раз мать дала сыну самую легкую работу, такую, при которой мы обычно говорим "он только числится". Эта работа поверхностная, неглубокая, в которую человек не вкладывает душу. И произошло то же самое: отец в очередной раз бросил деньги в огонь и не поверил сыну.  В третий раз юноше пришлось действительно потрудиться, приложить усилия, вложить в дело душу. И, хоть деньги он заработал и небольшие, когда отец кинул их в огонь, сын упал и стал вынимать из камина все до последней медной монеты, потому что эта плата за труд была им выстрадана.

 Так же происходит и с нашей жизнью: если она нами не выстрадана и не осознана, она становится неглубокой, проходящей мимо нас. Такая жизнь становится для нас самих не только не интересной, но и не ценной. Когда мы все предстанем на Суд Божий, - а это обязательно случится, мы оценим нашу жизнь и увидим, как могли бы ее прожить - ту самую жизнь, которую сейчас проживаем, в тех же условиях и обстоятельствах. Тогда мы увидим, что она прошла мимо нас, что возможно было прожить ее иначе, и будет очень обидно. Поэтому нужно стараться внимательно вникать в свою жизнь, ценить ее как данную нам для спасения, углубляться внутрь себя. Если мы живем внутренней жизнью, то все лучше видим свою сущность, обращаемся к Богу, призываем Его, чтобы исцелил от страстей и избавил от слепоты духовной, и тогда Он сможет использовать и нас как свои орудия, чтобы мир стал лучше. Когда мы смотрим на других - осуждаем, завидуем соседям, или, возможно, просматриваем сериалы, то мы проживаем не свою, а чужую жизнь, проходя мимо своей собственной. 

 Господь дал нам заповеди. Книжники и фарисеи, которые проводили свое расследование об исцеленном человеке и не видели очевидного, были блюстителями закона. Апостол Павел говорит, что те, кто имеет плоды духовные, дар любви, "на таковых несть закона". Мы знаем, что мы - люди грешные и слабые, и на самом деле являемся духовными слепцами. Так вот, заповеди Божии даны как раз духовно слепым, зрячим не нужны заповеди в том смысле, что они любят Бога и стремятся Ему угодить, и что и так очевидно, что убивать, воровать, клеветать на ближнего - плохо, плохо и самому обижаться на кого-либо. Почему же мы так делаем? Это происходит от нашей духовной слепоты, от нашей гордости.

 Все творения Божии живут по установленным Творцом законам и существуют там, где им хорошо и полезно пребывать. Например, кит плавает в северной части океана, и, когда температура воды падает на несколько градусов, он переплывает южнее, где температура выше. Только человек, когда чувствует, что совершил ошибку, что делает что-то неправильно, оказывается в тупике, то, к сожалению, "упирается рогом" и по гордости продолжает биться в ту же стену. А нужно стараться жить по заповедям, и тогда мы будем становиться зрячими. Что значит стать зрячими? Это значит увидеть и понять причину, почему хорошо исполнять заповеди и плохо их нарушать. Например, убивать недопустимо потому, что мы лишаем дара жизни творение Божие, которое Бог любит и о котором заботится и т.д.

 Есть очевидные вещи. Ели ребенок не слушает родителей, то велика вероятность, что в пятнадцать лет он попадет в детскую комнату милиции, а впоследствии и в тюрьму. Ответственность за то, что дети увидели необходимость и благо от соблюдения заповедей, лежит на старшем поколении - на взрослых. Им нужно и самим прозревать, и просить у Бога прозрения, и вникать в собственную жизнь, в ее суть.

 Заповеди подобны указателям на электрических приборах, или же дорожным знакам. Если человек поверит, что заповедь истинна, то останется жив, если нет - то потеряет жизнь или, в лучшем случае, здоровье.  Зрячий же не тот, кто просто слепо исполняет предписания, а тот, кто понимает для чего они даны, в чем заключается и что содержит в себе их исполнение, перед Кем он исполняет заповеди, Кому желает выразить почитание и любовь.

 Также нужно проанализировать, почему именно мы делаем что-то плохое. Если мы произносим худые слова, значит, имеем плохие мысли про-кого-то, значит, наша душа - не благомыслящая. Значит, дело не столько в том, что мы ругаемся, а в том, что мы плохо думаем о людях. Как это исправить? Молиться за этого человека, думать о нем хорошее, попросить Бога, чтобы нам не думать плохо о людях, видеть плохое в себе и исправлять.

 У каждого действия есть своя причина и предыстория. Перед тем, как построить храм, его нужно спроектировать, а перед созданием проекта у кого-то возникла такая благочестивая мысль. То же самое происходит и с человеческой жизнью. Слепое исполнение предписанного необходимо для того, чтобы не стать животными, а для того, чтобы быть настоящим человеком и христианином, необходимо осознанное  исполнение заповедей, совершаемое от всего сердца. 

 В это воскресенье совершается память святого Иоанна Русского - простого русского солдата, участника петровских походов, который, находясь в турецком плену, в тяжелых условиях, несмотря на побои и пытки, не изменил своей вере, а остался верным Христу. При этом он добросовестно исполнял все свои обязанности, служа своим господам. Хотя над ним смеялись другие рабы, а господа вначале относились плохо, с ненавистью и презрением, святой Иоанн не изменил ни образа жизни, ни веры. И отношение к нему со временем изменилось, его стали почитать, а хозяин даже попросил перейти в дом, в лучшую комнату, но святой Иоанн отказался и продолжал жить в хлеву, в плохих условиях, потому что страдания и добровольные подвиги помогли ему возрасти духовно и достичь святости. Его житие для нас очень поучительно. Несмотря на военное время, условия плена, многие внешние факторы и события, святой продолжал вести внутреннюю духовную жизнь, исполнять заповеди, был кроток и смирен сердцем, соединялся с Богом, пребывал с Ним, и поэтому не утрачивал мужества и восходил от силы в силу в любви к окружающим, любя даже своих врагов.  

 В каких бы мы ни были обстоятельствах, что бы ни происходило вокруг, в каком бы мы ни были положении, нет никаких оправдательных факторов тому, что мы живем греховно. Будем же стремится к тому, чтобы просветились наши мысленные очи, чтобы принести покаяние, исправить себя и жить безгрешно, ибо это и есть нормальное состояние человека, потому что каждый из людей призван к святости". 

9 июня 2024 г.

Фотогалерея: