Преподобная Евфросиния Московская — покровительница нашего монастыря

 30 мая, 1 июня и 20 июля наша обитель празднует память одной из своих небесных покровительниц и благотворительниц - преподобной Евфросинии (Евдокии) Московской. Преподобная Евфросиния Московская приняла большое участие в создании нашей обители, так что некоторые историки причисляют ее к основательницам монастыря. Предлагаем Вашему вниманию житие Небесной покровительницы Богородице-Рождественского монастыря и Первопрестольного града Москвы. Дни памяти святой: 30 мая (17 мая ст. ст.) , 1 июня (19 мая ст. ст.), вместе со св. блгв. князем Димитрием Донским, 20 июля (7 июля ст. ст.)
 
prefrosiniya

Икона прп. Евфросинии Московской. Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский монастырь.

  Имя «Евдокия» переводится с греческого как «благоволение». Святая Евдокия родилась в 1353 году и была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Князь Димитрий Константинович был мудрым, благочестивым и просвещенным правителем. В Нижнем Новгороде князем Димитрием был заложен первый нижегородский каменный кремль (1372 г.) с башней, названной впоследствии Дмитриевской. При дворе князя велась Лаврентьевская летопись – один из важнейших памятников древнерусского летописания. Перед смертью отец святой Евдокии принял схиму[1].
     По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии Дмитриевны с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали в Коломне, находившейся на границе Суздальского и Московского княжеств. Этот брак имел большое значение для Московского княжества, скрепляя его союз с княжеством Суздальским. Летописец говорит, что бракосочетание князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских» [2].

     «Молодой князь Димитрий отличался многими добродетелями: не любил празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ; “злобою был дитя, а умом полный муж”, – как говорит о нем древнее повествование. Княжна была супругой кроткой, любящей и набожной. Оба “жили в браке чисто, не предавались стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению”. <…> Святитель Алексий был отцом и хранителем этого союза, святой Феодор, игумен Симоновский и племянник преподобного Сергия, был духовником великокняжеской четы. За 22 года супружества в семье великого князя родилось 12 детей. Своих чад супруги воспитывали в благочестии и страхе Божием. Восприемником двоих сыновей великой княгини был преподобный Сергий» [3].

kn.dmitriydonskoy

Великий князь Димитрий Донской. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. Свадьба великого князя Димитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии в Коломне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. ХVI в.

     
   Брак был заключен трудное время. «Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве “моровая язва” (чума), народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. <…> И вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот». 
     Юные князь и княгиня помогали пострадавшим не только из казны, но и из собственных средств. Все бедствия супруги переносили со смирением и покорностью Воле Божией. Едва восстановилась Москва, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд Гедиминович вторгся в Московское княжество и начал осаду Кремля, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. Слышались стоны и крики побиваемых литовцами жителей княжества, Московская земля была опустошена, однако, милостью Божией, братья-соратники Димитрий и Владимир, напутствуемые святителем Алексием, Кремль не сдали. Князь Ольгерд не раз еще нападал на княжество, но все же проникся уважением к благочестивым, благородным и мужественным молодым русским князьям и заключил с ними мир, отдав свою дочь Елену в жены Владимиру Храброму. 
      Княгиня Евдокия помогала своему супругу непрестанной молитвой о нем и родной земле. «Не прошло и пяти лет супружества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение. <…> 
    Автор “Слова о житии...” князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: “Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались”»[4]. 
      Своими горячими молитвами и делами любви и милосердия княгиня помогала своему супругу в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года князь Димитрий, возглавивший войска русских княжеств, одержал на Куликовом поле решающую победу. Заступничество Божией Матери, благословение и молитвы преподобного Сергия и его учеников, молитвы преподобной Евдокии и всех близких русских воинов, примирение и объединение самих сражавшихся против общего врага исходатайствовали у Бога эту победу. По просьбе благочестивого князя Димитрия Донского, Русская Церковь установила день ежегодного поминовения усопших воинов, «на поле Куликовом за веру и отечество живот свой положивших» – Димитриевскую родительскую субботу. 
     В память победы на Куликовом поле святая Евдокия построила в Кремле храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Даниилом Черным [5].
    «Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
    В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. Умирая, он завещал детям беспрекословно слушаться мать и чтить духовных наставников. По свидетельству современников день кончины князя был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал “Плач великой княгини по умершем муже” — одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля» [6].
 

Молебен свв. блгвв. вел.кнн. Димитрию и Евдокии (Евфросинии) Московским и освящение иконы св. блгв. великого князя Димитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля совершает Митрополит Истринский Арсений. 20 июля 2018 г.

     
  Димитрий Иванович передал престол старшему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Свято исполняя волю почившего, Евдокия не удалилась в монастырь, как то было в обычае вдов-княгинь, а возглавила семью. Предпоследний ее сын Иван скоро умер, но остались, кроме великого князя Василия, сыновья Юрий, Андрей, Петр, младенец Константин и дочери. Еще при жизни супруга святая Евдокия жила подвижнически, а после его кончины стала вести еще более строгую жизнь, нося под роскошной великокняжеской одеждой власяницу и тяжелые вериги. Никто не знал о ее подвигах, даже близкие. Обладая незаурядным умом и способностями, и, вместе с тем, проводя внимательную духовную жизнь и имея чуткое сердце, великая княгиня мудро и справедливо управляла княжеством; распоряжалась завещанными средствами на строительство храмов, устроение и нужды монастырей. Еще при жизни Димитрия Донского она начала оказывать помощь княгине Марии Ивановне Серпуховской в устроении  обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанной по благословению преподобного Сергия и указу великого князя, возведении собора и келий. Устроительницы обители были близки по духу и. воздвигая монастырские строения, стремились созидать духовную обитель.                                 
Вид из сада на собор и колокольнью

Вид из монастырского сада на собор и колокольнью

  Княгиня Евдокия оказывала широкую помощь нуждающимся, творила милостыню бедным обителям, в том числе преподобному Кириллу Белозерскому, которого знала еще в его бытность в Симоновом монастыре, хранила строгий пост и воздержание. В созданных княгиней иконописных мастерских трудились лучшие иконописцы, такие как Феофан Грек, молодой прп. Андрей Рублев и др. В то же время княгине приходилось принимать послов, гостей княжества, устраивать званые обеды, однако она сама не прикасалась к дорогим явствам, вкушая постную пищу. Лицо ее было всегда приветливо и светилось духовной радостью [7].
    Нашлись люди, которые, по наущению врага рода человеческого, стали клеветать на великую княгиню. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие ее честь. Распространение этих слухов при великокняжеском дворе имело целью ослабить влияние великой княгини на сыновей, особенно на великого князя Василия Димитриевича, и подорвать ее авторитет. Сыновья любили мать и не верили клевете, но не могли не смущаться. Один из них, Юрий, все же попросил мать разрешить их недоумение и смущение. «Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и “плоть прилипла к костям”. Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну» [8]. 
    Каждый день святая Евдокия начинала с молитвы. В течение дня ее можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Молилась она и ночью. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри и творила милостыню бедным. «Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — она устроила новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря — Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения Господня. Место для обители она выбрала у Флоровских ворот. Отсюда она провожала и здесь встречала своего мужа, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом месте бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском» [9].
     «С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
   Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, князем Владимиром Андреевичем Храбрым, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
    В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси» [10]. 
    В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
    «Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на “иноческий подвиг”, слепец-нищий обратился к ней с мольбой: “Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания”. Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав своей одежды. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек» [11].
Икона прп.Евфросинии Московской. Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Икона прп.Евфросинии Московской. Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

   
   Постриг был совершен 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения Господня. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии, что в переводе означает «радость».
   «Через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни, оплаканная семьей, боярами, всеми русскими людьми, видящими в ней любящую мать. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма <…> Как повествует сказание, Господь явил через мощи Своей угодницы множество чудес, и преподобная Евфросиния была “удостоена прославления”. Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
    По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. 3 ноября 1467 г. собор был освящен митрополитом Филиппом I. Постройку завершил московский зодчий Василий Ермолин» [12].
    Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. «Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. <…> К началу XX века в храме стояло 35 гробниц» [13].
 

Высокопреосвященнейший Митрополит Истринский Арсений совершает богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля. "Величаем тя, преподобная мати наша Евфросиние..." 20 июля 2017 года.

 

    Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. На протяжении веков отмечались многочисленные случаи чудесной помощи преподобной Евфросинии. Она имеет от Бога благодать помогать и на монашеском пути, и в мирской жизни. Отмечены случаи ее помощи в разрешении неплодства, даровании возможности иметь детей [14]. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью. В 1869 году от мощей получил исцеление одержимый отрок, в 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девушке и вернула ей здоровье [15]. В 1872 году устраивается новая, более дорогая рака и возводится новая сень над мощами святой. Находившаяся рядом с ракой икона преподобной Евдокии также была богато украшена. 
    7 июля 1907 г. в Кремле торжественно праздновалось 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Накануне дня памяти преподобной Евфросинии после Литургии из Вознесенского монастыря в Архангельский собор направился крестный ход для возложения монастырской иконы Вознесения Господня на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было отслужено всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик. По окончании службы присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие кончины святой торжественными службами [16].
    В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора. В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Благодаря усилиям хранителя Кремлевских соборов Н.Н. Померанцева и главного архитектора памятников Кремля Д.Н. Сухова удалось сохранить белокаменные саркофаги с останками княгинь и цариц [17]. 
   «28 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Святейший Патриарх в своем слове назвал это событие “вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской”. Перенесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные лица и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. В ходе работы комиссии и были обретены мощи преподобной» [18].
Поклонный крест преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской на Рождественском бульваре.

Поклонный крест преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской на Рождественском бульваре.

   
   Теперь, по милости Божией, в Москве, на Нахимовском проспекте, есть храм в честь преподобной Евфросинии; существует Фонд имени великой княгини Евдокии Московской, Председателем которого является Любовь Сергеевна Акелина. Благодаря членам Православного общества святых жен и православной общине при храме прп. Евфросинии имя святой покровительницы Москвы впервые за много десятилетий прозвучало открыто. Многие услышали и узнали о небесной заступнице Первопрестольного града. На Рождественском бульваре установлен памятный крест преподобной Евдокий-Евфросинии.

       Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, всю свою подвижническую жизнь созидала в своей душе Царствие Божие, жертвенно служила своему народу и осуществила свое заветное желание стать монахиней. Святых Димитрия и Евдокию Московских нередко изображают на иконах и в древнерусских лицевых рукописях с царскими коронами, хотя они не имели царского титула. Но это глубоко символично: ведь они не только стояли у истоков Русского государства и положили его основание, но и всю жизнь восстанавливали дарованное Богом и утраченное грехопадением царское достоинство человека, достигли святости и приняли от Бога венец нетления. И не случайно святая княгиня получила прекрасное имя Евфросиния: ее жизнь и небесное заступничество являются великой радостью для Русской земли и Первопрестольного града Москвы.
 
сост. игумения Викторина (Перминова)
 
  Тропарь, глас 8

    По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

 
Примечания:
[1] Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 5.
[2] Там же. С. 7.
[4] Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 10, 13.
[5] Пушкарева Н., доктор исторических наук. Проникнутая духом благочестия. http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/proniknutaya_duhom_blagochestiya.htmhttp://www.pravoslavie.ru/put/070529183747.htm
[8] Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 56.
[9] См. там же. С. 55, 65-66; http://days.pravoslavie.ru/Life/life6570.html
[11] Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 67-69.
[12] Там же. С. 69-71.
[13] Там же. С. 73.
[14] О близких к нашему времени и современных случаях чудесной помощи преподобной Евфрсинии см. Трофимов. А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 107-123.
[15] Минея. Месяц июль. М.: Издание Московской Патриархии, 1988.
[16] Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 81-82.
[17] См подробнее: Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 85-94.
 
Источники:
1. http://www.evfrosinia.ru/index.php/efrosinia.html Храм прп. Евфросинии (Евдокии) Московской на Нахимовском проспекте, Фонд имени великой княгини Евдокии Московской.
2. Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007.
5. Доклады Международной церковно-научной конференции, посвященной 600-летию со дня кончины святой великой княгини Московской Евдокии (прп. Евфросинии), 12 апреля 2007 г., Архиерейский зал Храма Христа Спасителя, г. Москва.
6. Доклады на Международных Евфросиниевских чтениях. 18 марта 2014 г., Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.
7. Пушкарева Н., доктор исторических наук. Проникнутая духом благочестия. Статья. http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/proniknutaya_duhom_blagochestiya.htm
 8. Мазуров А.Б., Никандров А.Ю. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. М.: «Инлайт», 2008.

9. Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Cвятые угодницы. М.: ООО "Издательство АСТ", 2014.