24 мая - день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С любовью, благодарностью и наилучшими молитвенными пожеланиями нашему Первосвятителю, предлагаем Вашему вниманию обращенные к насельницам и прихожанам обители слова Святейшего Владыки, которые всегда с нами, духовно укрепляют и утешают нас в трудные минуты жизни.
О монашестве:
Подвиг монашества велик и спасителен. Он может быть очень трудным, почти невозможным для человека, а может быть и очень радостным: все зависит от того, что и как мы совершаем, отдавая себя в руки Божии через святые обеты. (Слово 1 марта 2009 г.)
Монастыри всегда являлись источником духовного просвещения. Столичные монастыри, находящиеся в самом центре мегаполиса с его бурной, суетной жизнью, призваны помочь многим найти спасительный путь, обрести правильные ориентиры. (Слово 7 ноября 2010 г.)
Жизнь иноков с одной стороны принадлежит иному бытию, а с другой проходит на земле, среди людей. Причастность к духовному миру возлагает на монашествующих огромную ответственность за их дела, слова и поведение перед лицом мира. (Слово 7 ноября 2010 г.)
Главная добродетель, которую может проявить монашествующий человек – это добродетель молитвы. Сила молитвы согревает людей, которые приходят в монастыри. Сила молитвы обновляет жизнь монашествующего, дает ему радость и надежду на спасение». (Слово 7 ноября 2010 г.)
О нашей обители:
Сегодня я с радостью всматривался в лица тех, кто подходил под помазание. И видел людей разных возрастов, людей глубокой веры. Чувствовал, что те, кто переступил сегодня порог этого храма, не случайно были в этом храме. Дай Бог, чтобы все больше и больше людей разных возрастов и разного положения в храме обретали не только душевный покой, но и очищали свою душу от многих и многих отравляющих веществ, которые распылены в общественном пространстве современной жизни. (Слово 3 марта 2017 г.)
Монастырь был славен своими добрыми делами. Он хранил память о героях Куликовской битвы. Здесь совершалась непрестанная молитва об усопших — собственно говоря, первыми насельницами монастыря были вдовы, матери, сестры погибших героев. Мы знаем, что монастырь, несмотря на исторические трудности, благоукрашался, и ко времени закрытия был самой большой обителью Москвы — здесь насчитывалось до 700 монахинь. Однако этот величественный монастырь, имевший особое духовное значение для жизни Москвы, был разорен, изничтожен, многие его насельницы расстреляны. Быть может, именно благодаря их мученическому подвигу, дивным образом, Богородице-Рождественский собор стал первым храмом, который был открыт, еще как приходской, на монастырской территории в городе Москве.
Молитва, которую мы совершаем, должна преломляться в конкретных добрых делах, и для Вашей обители, как и для большинства, а, может быть, и для всех обителей Русской Православной Церкви, самым главным добрым делом является научение людей вере и благочестию — и словами, и примером своей жизни, и молитвой своею… (Слово 21 сентября 2018 г.)
Какие бы соблазны ни представлял вам мир, помните и знайте: все это тлен и суета. Старайтесь жить добродетельно, сохраняйте духовность, чтобы стать «светом мира и солью земли» и помочь другим прийти к спасению. Тогда вокруг вас спасутся тысячи. (Слово 7 ноября 2010 г.)
О мире душевном:
Если в сердце мир и покой, то человек не тратит силы на то, чтобы бороться, преодолевать трудности, истощать себя, — он накапливает большую внутреннюю духовную энергию (Слово 3 марта 2017 г.).
В наших силах оберегать наше внутреннее духовное состояние. Почему Господь дал такую, казалось бы, странную заповедь: “кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую” (см. Мф. 5:38-39)? Многие люди до сих пор не могут понять смысл этой заповеди. На самом деле речь идет о сохранении внутреннего мира. Если ты отвечаешь злом на зло, то враг, который причинил тебе это зло, победил тебя. Ты был мирен, спокоен, благодушен, жил своей жизнью, и вот нашелся человек, который оскорбил тебя. И если ты отвечаешь ему тем же, то его злоба, его ад стали твоим адом. Он тебя победил, он разрушил твою внутреннюю жизнь, твое спокойствие. Но если мы не отвечаем злом на зло, то мы побеждаем: наша крепость остается неприступной, враг не проник, он отброшен от ее стен.
Но такую силу духа можно сохранить только тогда, когда мы пришли к Богу. Никакие внешние подвиги, если они оторваны от искреннего, сердечного религиозного чувства, если человек не чувствует молитвенной связи с Господом, если он не обращается к Нему и не слышит ответа от Него, не помогут не то что крепость сохранить — ничего не удастся сделать из того, что предлагает нам Господь для нашего спасения (Слово 1 марта 2012 г.).
…Оружие, которое враг использует, чтобы эту оборону разрушить и наш внутренний мир осквернить, хорошо всем известно — это оскорбление. Люди наносят оскорбления, когда воспринимают окружающих как противников. Оскорбления мы не получаем от близких, от любящих людей, от настоящих друзей. Если человек оскорбляет, значит, он не друг, даже если другом именуется. И мы знаем, какой стресс переживают те, кто сталкиваются с оскорбительными словами, устными или письменными, с негативными публикациями в Интернете и газетах. В ответ они пытаются мобилизоваться, чтобы нанести ответный удар оскорбителям, и на эту борьбу уходят огромные силы.
Возникает вопрос: если одной из задач, стоящих перед христианином, является стяжание мирного духа, сохранение внутреннего мира, как нужно реагировать на оскорбление? Каким должен быть ответ христианина на оскорбление? Святые отцы уделяли этой теме повышенное внимание, и у многих можно встретить советы, как следует вести себя человеку, когда его неправедно оскорбляют. Приведу слова святителя Иоанна Златоуста: «Если мы не воспламеняемся, то оскорбление теряет над нами всякую силу».
Удивительно! Если человек остается спокойным, если у него не вырабатывается активная встречная реакция, то оскорбление сходит на нет. Ведь цель оскорбления заключается в том, чтобы нанести удар по человеку, разрушить его внутренний мир, спутать мысли, толкнуть на неправильные дела. А если, по слову Златоустого святителя, мы не воспламеняемся, то цель обидчика не достигнута. (Слово 3 марта 2017 г.)
О способности отличать добро от зла:
…Должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым. (Слово 14 апреля 2013 г.)
Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха — грех господствует над нами. К счастью, очень часто после этого приходит раскаяние. Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в самый момент совершения греха в глубине души сознает, что поступает по диавольской воле, что нарушает волю Божию. Поэтому временные беснования наши, — а каждый проходил и проходит через то, о чем сейчас идет речь, — сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин. (Слово 14 апреля 2013 г.)
Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, — тогда уже мало что может его спасти. (Слово 14 апреля 2013 г.)
О трезвении и самопознании:
Наверное, это и каждый человек знает на собственном опыте, в том числе и, может быть, в первую очередь те, кто посещает храм Божий: как трудно оторваться от мирской суеты даже во время молитвы в храме, как мысли вырываются вовне и поглощают сознание…
Познание самого себя есть средство очищения от грехов, особенно совершенных по недомыслию, по незнанию, говорит Григорий Нисский. Действительно, многие грехи мы совершаем не от злой воли, а от незнания. Это касается особенно людей невоцерковленных — быть может, верующих, желающих жить по воле Божией и по Божиему закону, но не имеющих навык духовной жизни. Нередко грехи совершаются по незнанию, и каждый священник в своей исповедальной практике сталкивался с удивительным ответом кающегося на вопрос «В чем грешен?» — «Ни в чем, батюшка, я не совершал никаких грехов». И происходит это именно потому, что люди не знают и не понимают, что такое грех, а незнание греха происходит от неспособности познавать самого себя. (Слово 3 марта 2014 г.)
Воспитание ума – это забота Церкви. Это и одна из самых наиважнейших задач, которая стоит перед каждым верующим человеком, ибо грехи рождаются из помыслов, а помыслы принадлежат нашему уму. И если мы хотим остановить грех, мы должны препобеждать греховный помысл. (Слово 1 марта 2009 г.)
Непременным условием внутреннего духовного возрастания является самопознание. (Слово 3 марта 2014 г.)
Мы лишаемся внутреннего зрения, когда фокус нашего внимания обращен вовне, особенно на повседневную суету. Ведь именно поэтому начиналось монашество в истории Церкви. Люди, которые всерьез брались за свою духовную жизнь, за свое духовное воспитание, хорошо понимали, что сопричастность каждодневным суетным делам не дает разуму возможности сосредоточиться. (Слово 3 марта 2014 г.)
Святому Симеону Новому Богослову принадлежат очень сильные, пронзительные слова: «Того, кто не познает самого себя, не может спасти Сам Всемогущий Бог». Это действительно пронзительные слова, и они должны достигать сознания каждого из нас. Если мы сами себя не познаём, если мы не разбираемся в самих себе, то даже Бог бессилен нам помочь. Не потому что у Него нет сил, а потому что, даровав человеку свободу, Он силой никого не принуждает ко спасению. Это диавол силой влечет человека к соблазну и гибели, диавол способен силой отрывать людей от Бога — достаточно вспомнить историю Богородице-Рождественской обители. Разве не силой закрыли этот монастырь? Разве не силой пытались переубедить монахинь изменить образ жизни? Но Господь никого не принуждает силой. (Слово 3 марта 2014 г.)
Как же человек познает самого себя? Василий Великий говорит о том, что невозможно увидеть самого себя обычным зрением, и даже ум наш медлит, когда рассматривает свои собственные недостатки, в то время как становится проницательным при рассмотрении слабостей других. Ум наш проницателен и силен, когда мы всматриваемся в погрешности других людей, и медлит, по слову святителя, когда нужно разобраться в своих собственных грехах. (Слово 3 марта 2014 г.)
Средством познания самого себя является человеческий ум, но не только ум. Преподобный Никита Стифат учит нас в «Добротолюбии», что нужно делать для того, чтобы человек умом своим мог разобраться в собственной внутренней духовной жизни. Он говорит о двух очень важных условиях. Первое — это отстраненность от повседневной суеты. Второе — это испытание своей совести. …Вот здесь как раз и применяется ум, который имеет способность проанализировать то, что происходит в нашей жизни, наши мысли, наши дела, наши намерения. Именно умом человек познает самого себя. Для этого, конечно, необходим навык. Если просто размышлять о самом себе, можно сойти с ума и ничего доброго не получится. Это нужно делать, всегда сочетая размышления с молитвой, прося Господа открыть наши собственные тайны, нередко скрытые от нас самих, гнездящиеся где-то в сознании или даже в подсознании. И силой Божией раскрываются перед нами самими наши собственные тайны, — только сердце и ум должны быть открыты навстречу такому испытанию совести, и никакой лжи, никакого самооправдания не может быть, когда мы размышляем о своей собственной жизни, о своих мыслях, о своих намерениях и о своих поступках. (Слово 3 марта 2014 г.)
О памяти смертной:
Мы напрягаем ум и пытаемся увидеть знаки времени, размышляя о конце истории, о Втором пришествии, даже не задумываясь, что наш собственный конец света может наступить в любой момент и наверняка раньше конца всеобщей человеческой истории. (Слово 25 апреля 2016 г.)
О Церкви и Таинствах:
Когда мы приходим в Божий храм, когда исповедуем свои грехи, когда вслушиваемся в слова Священного Писания и приобщаемся Тела и Крови Христовой, то это действительно глоток свежего воздуха, который способен очистить сознание, вернуть чувства, вернуть жизненные ориентиры, помочь отделить добро от зла и увидеть единственный спасительный путь в своей жизни. (Слово 28 февраля 2015 г.)
Есть особое место встречи этих двух миров, единственное место, — это Церковь Христова, это совершение Таинства Святой Евхаристии. Ведь те, кто ушел от нас, те, кто в ином мире, продолжают оставаться членами Церкви так же, как и мы, — только мы называем ту, невидимую Церковь Церковью торжествующей, а нашу земную Церковь мы называем Церковью воинствующей. Наименование воинствующей Церкви не имеет никакого отношения к человеческим войнам. Речь идет о другой войне: Церковь, находящаяся здесь, призвана воевать со злом. Каждый христианин призван одерживать победы над злом в самом себе, а все вместе мы должны воевать со злом, которое нас окружает.
О воле Божией:
Воля Божия, благая и совершенная, есть то, что каждый из нас должен стремиться осуществить в своей жизни. В послушании Божественной воле, несомненно, будут устрояться ко благу все наши человеческие дела. (Слово 21 сентября 2018 г.)
Мы каждый день вовлекаемся в разные ситуации, очень часто требующие сделать выбор. Иногда этот выбор является критически важным для нас. Каждый приходской священник знает, с какими неожиданными вопросами обращаются иногда верующие на исповеди или просто спрашивая: «Мы не знаем, как нам поступить, — менять место жительства или нет, приобретать квартиру или нет, ехать куда-то или нет?» Иногда священники, в свою очередь, обращаются ко мне с просьбой помочь им найти правильные ответы, на что я обычно говорю: «В таких ситуациях вы не можете дать правильный ответ, потому что он будет от человеческой мудрости, а не от Божественного вдохновения, а нам всем — и духовенству, и монашествующим, и мирянам — нужно научиться жить в соответствии с волей Божией». И если жизнь будет устраиваться в соответствии с волей Божией, то и решения в частных ситуациях будут укладываться в общее русло нашего повиновения Божественной воле. (Слово 21 сентября 2018 г.)
Как же узнать, что есть воля Божия? У святителя Иоанна Златоуста мы находим замечательные слова: «Если вы слышите и исполняете Его заповеди, то Он исполняет ваши молитвы». В Божественных заповедях, в Божественном законе, который передается нам через слово Божие, и есть воля Божия, являемая миру через слова человеческие. Нам только нужно научиться эти Божественные заповеди применять к повседневной нашей жизни. Конечно, ни заповеди Моисея, ни заповеди Нагорной проповеди не могут покрыть все многообразие жизненных ситуаций, через которые мы проходим, когда от нас требуется сделать тот или иной выбор, но эти заповеди задают направление, которое поможет избежать ошибок. Мы застрахованы от ошибок только в том случае, если главным критерием выбора наших поступков будет желание, готовность соответствовать Божией воле, как она дана нам в Его Божественном законе. (Слово 21 сентября 2018 г.)
Бог превознес Сына Своего, потому что Сын смирил Себя и был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Чему же был послушен Господь Иисус Христос? Он был послушен воле Триединого Бога — Отца, Сына и Святаго Духа. Он Свою земную жизнь устроял в полном соответствии с волей Божией. И, наверное, это послание апостола Павла читается в Богородичные дни потому, что Дева Мария так же Себя смирила и была послушна воле Божией, даже до крестной смерти Сына Своего. (Слово 21 сентября 2018 г.)
О Божией Матери:
Всякий раз, когда мы вспоминаем Деву Марию, Царицу Небесную, Матерь Божию, мы должны представить себе, что именно Она явилась воплощением того идеала, к которому Господь призывает всякого человека. Она Себя полностью предала в руки Божии, Она отдала Свою волю в руки Божии и исполняла Его волю. И сделала это в самом главном, смиренно ответив на Благовещение, принесенное Ей архангелом Гавриилом. А потом и вся Ее жизнь укладывалась в рамки полного подчинения Своей воли воле Божественного Сына. (Слово 21 сентября 2018 г.)
О духовной радости:
Когда человек освобождается от тяготения злой силы, он чувствует радость Божиего присутствия, потому что, чем меньше зла, тем больше добра в сердце, а вместе с добром — радости, мира душевного, того, что мы называем простым словом «счастье». (Слово 14 апреля 2013 г.)
О борьбе со страстями:
…Нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым. (Слово 14 апреля 2013 г.)
Мы не должны уподобляться тем, кто отстаивает свою правоту гневом, злобой, раздражительностью, клеветой. Мы должны идти другим путем и отвечать на все − и на доброе, и на плохое − силой своей молитвы и своим духовным подвигом. (Слово 1 марта 2012 года)
Если ты отвечаешь злом на зло, то враг, который причинил тебе это зло, победил тебя… Но если мы не отвечаем злом на зло, то мы побеждаем: наша крепость остается неприступной, враг не проник, он отброшен от ее стен. (Слово 1 марта 2012 года)
Злое слово может больно ранить и даже убить. Гнев произрастает из человеческой гордости и приносит огромный вред самому гневливому, губящему собственную душу… «Положи, Господи, хранение устом моим», - вот первое средство и необходимейшая мера борьбы со страстью гневливости, первая ступенька на пути к истинному благу. (Слово 16 февраля 2010 г.)
О терпении:
Терпение есть способность реагировать на касающееся нас зло, не теряя присутствия духа, не растрачивая своей внутренней энергии, не впадая в ропот, в гнев, в злобу, в желание отомстить. (Слово 10 марта 2011 г.)
Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, потому что даже самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. (Слово 10 марта 2011 г.)
Терпеливый человек обретает иной угол зрения на все, что видит, и иную точку отсчета, иную способность оценивать происходящее. В каком-то смысле терпение всегда является мудростью, отличающей человека от тех, кто мудростью не обладает. (Слово 10 марта 2011 г.)
Церковь и мир:
…Все то, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. И переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, полное забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона — на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека, — становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как это мы видим в целом ряде стран мира, когда грех, испепеленный огнем и серой над градами Содомом и Гоморрой, ныне провозглашается правом людей и, более того, защищается законом (Слово 14 апреля 2013 г.).
Борьба со злом, которую ведет Церковь, отнюдь не безопасна. И мы знаем, как мир, исполненный зла, порой обрушивается на Церковь, подвергая ее гонениям. Невозможно понять смысл этих гонений, невозможно рационально объяснить, почему с такой злобой мир нападает на Церковь, уничтожает храмы, убивает праведников. Так происходило на протяжении всей истории, так происходит и сегодня, и мы знаем, что нет другой группы людей, которая бы подвергалась сегодня таким же страшным испытаниям, как христиане. Многие погибают, храмы разрушаются, под разными предлогами христианская вера вытесняется за пределы общественной жизни, особенно в так называемых просвещенных странах.
Церковь не может быть безразличной ко всему этому. Она отвечает на происходящее молитвой, мужественным исповеданием веры, отвечает борьбой. Вот поэтому Церковь земная и называется Церковью воинствующей, а Церковь на небесах — Церковью торжествующей. Там нет никакой борьбы со злом, там Церковь свидетельствует о победе Христа над злом, о своем сопричастии этой победе… (Слово 17 апреля 2018 г.)
…Когда человек живет в суете, когда его сознание заполнено информацией из окружающего мира, которую он постоянно пытается осмыслить, когда он пытается ответить на какие-то вопросы, проистекающие из этой мирской суеты, тогда взор его уходит в сторону, вовне, подобно физическому зрению, которое, по словам того же Василия Великого, способно познавать только внешний мир, но не внутренний.
Что же обретает человек в результате самопознания? …Результатом является осмысление, в первую очередь, повседневности. Мы начинаем понимать суетность, никчемность всего того, что совершаем каждый день и чему, собственно говоря, отдаем все наше внимание и посвящаем все наши заботы. (Слово 3 марта 2014 г.)
В этом повседневном мире существуют собственные как бы ценности, и они порабощают наше сознание. Иногда мы не видим никаких иных ценностей, кроме тех, которые должны обрести в наших повседневных трудах. Но самосозерцание и самоиспытание помогают понять никчемность этих «ценностей» — по крайней мере, пред лицом вечности, пред лицом загробной жизни и даже пред лицом подлинных ценностей, существующих в этой жизни, таких как любовь, правда, справедливость, мир, чистота. (Слово 3 марта 2014 г.)
…Чем больше страстей господствует в мире, чем больше неправды, клеветы, злобы, конфликтов, тем убедительнее должен быть наш ответ. Мы не должны уподобляться тем, кто отстаивает свою правоту гневом, злобой, раздражительностью, клеветой. Мы должны идти другим путем и отвечать на все − и на доброе, и на плохое − силой своей молитвы и своим духовным подвигом. (Слово 1 марта 2018 г.)
О смирении:
…Одним из результатов самопознания и является обретение подлинного смирения. Если мы соотносим то, чем мы живем, то, чем мы дышим, то, к чему направлены наше внимание, наша забота, с теми великими Божественными идеалами, которые начертаны и в нашей душе, и в слове Божием, если мы соотносим наши повседневные заботы с достижением подлинных ценностей человеческой жизни, то мы не можем не ужаснуться тому, как далеки мы от подлинных идеалов. Это осознание собственной слабости, невозможности жить по слову Божиему и должно привести нас к чувству смирения…(Слово 3 марта 2014 г.)
О спасении и цели жизни:
Многими спасение воспринимается как неподъемное дело, для которого не хватит никаких человеческих сил. Но если бы оно было таковым, Бог не предлагал бы его людям. “Иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11:30), — говорит Господь. И потому несение этого бремени является нашей жизненной задачей.
Через молитву, через богомыслие… мы движемся к Богу в своем сердце, а значит, становимся сильнее. Потому что благодать Божия способна укрепить так, что всякое воздействие на нас греха окажется ничтожным. Да поможет всем нам Господь именно таким образом устраивать нашу жизнь.
Материал из архива монастыря